Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Беседа пятнадцатая
Благословенный сказал: 1. С корнями вверх, с ветвями вниз, Асватха[230], именуется неразрушимым; его листья – гимны; кто это знает, тот знаток Вед[231]. 2. Вниз и вверх простираются его ветви, питаемые тремя свойствами природы; его почки – предметы чувств; другие его корни растут вниз, разветвляясь; они – оковы действия в мире человеков. 3. Не здесь может быть познана его форма, или его конец, или его происхождение, или место его корней; когда сильным мечом свободы от привязанности срубается это глубокоукоренившееся дерево. 4. Тогда настает пора искать Путь, с котором нет возврата. Воистину, Я иду к тому Первичному Духу[232], от которого изошла первая энергия. 5. Освободившись от гордости и заблуждения, победив грех привязанности, непрерывно пребывая в сокровенном Атмане[233], отделавшись от желаний, освободившись от «пары противоположностей», которые известны нам как радость и страдание, – тот шествует безошибочно по нерушимому Пути. 6. На этом Пути не светят ни солнце, ни луна, ни огонь; вступив на него, более не возвращаются; это – Моя высочайшая Обитель. 7. Частица Меня Самого, ставшая в мире живых существ бессмертным Духом[234], собирает вокруг себя чувства, из которых ум есть шестое, облеченное в материю. 8. Когда Господь обретает тело, а также покидая его, Он схватывает чувства и ум и уносит с собой, как ветер уносит благоухания цветов. 9. Заключенный в ухе, глазе, в органах осязания, обоняния и вкуса, а также и в уме, Он воспринимает предметы чувств. 10. Заблуждающиеся не видят Его, когда Он уходит или пребывает, или воспринимает, увлекаемый гунами; имеющие очи мудрости видят Его. 11. Также и Йоги, подвизаясь, видят Его, пребывающим в Атмане; но разумные, хотя бы и подвизающиеся, не видят Его, ибо их «я» не очищено. 12. Знай, что великолепие, исходящее от солнца, которое озаряет весь мир, которое пребывает и в луне, и в огне; знай, что это великолепие идет от Меня. 13. Проникнув в почву, Я поддерживаю все существа Своей жизненной силой, и став упоительной Сомой[235], Я питаю все растения; 14. Став Огнем Жизни, [236] Я нахожу приют в телах живых существ, и соединившись с дыханиями жизни[237], Я перевариваю четыре вида пищи. 15. Я пребываю в сердцах всех к от Меня происходят память и мудрость, а также отсутствие их. Я – то, что познается в Ведах; и Я же «знаток Вед», а также создатель Веданты. 16. В этом мире живут две силы: разрушимая и неразрушимая; разрушимая живет во всех существах, неизменная называется неразрушимой. 17. Высочайшая же Сила[238] есть воистину Другая, объявленная как высочайший Атман, как тот непреходящий Господь, который, проникая Собою все, поддерживает три мира. 18. Потому, что Я за пределами разрушимого и также выше неразрушимого, Я признан в Веде Высочайшим Духом[239]. 19. Кто, не впадая в заблуждение, признает Меня таким Высочайшим Духом, тот, всепознавший, поклоняется Мне всем существом своим, о Бхарата. 20. Так было дано Мною это наисокровеннейшее учение, о безгрешный. Познавший его, стал просветленным и совершил свою задачу, о Бхарата.
Так гласит пятнадцатая беседа, именуемая: ЙОГА ДОСТИЖЕНИЯ ВЫСОЧАЙШЕГО ДУХА
|