Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Регионы философского знания




Хотя, по словам Секста Эмпирика, - «философия есть некая пестрая вещь» (Секст Эм­пирик Со­чинения в 2х т. Мысль М., 19 т.1 с.61), декларируемое разнообразие понимания предмета фило­софии, во многом является ви­димостью, с этим можно согла­ситься с Гегелем. У философии существует довольно четко оформленное проблем­ное поле, которое и формирует философскую традицию. Во многом это разнообразие соз­дали сами философы, которые крайне невнима­тельно относятся к сфере своей профессиональной деятельности: пишется множество работ по частным темам, к напи­санию фундаментальных работ мало кто присту­пает. Это создает ви­ди­мость многооб­разия. Каждый философ, к тому же, приступает к философии, исходя из какой-либо ча­стной сферы: науки, ис­кусства, религии, политики и эконо­мики, привнося в филосо­фию язык той сферы деятельности, которой они занимаются, что создает излишний по­лисе­мантизм. В нашей фило­софии советского периода декларирование этого многообразия было люби­мым методом доказатель­ства «неруши­мости» марксизма и ут­верждения о «вырождении» буржуазной философии «гни­лого» Запада. Наш известный специалист по теории истории фи­лософии Т.И. Ойзерман разде­ляет несколько типов определений философии: 1)философия как учение о бытии; 2) философия как учение о познании, нравственности и человеке; 3) философия как учение о «всем су­щест­вующем», как синтез «бытия и сознания», «дей­ствительности и человека»; 4) философия как учение об идеалах и ценностях; 5) философия как тео­рия, т.е. область, обладающая своим кру­гом во­просов, которыми она занимается; 6) философия как не теория, а род интеллектуальной деятельно­сти: 7) философия как наука; 8) философия не наука, а ближе к искусству или личностному пережива­нию; 9) философия как спе­цифическое мировоззрение; 10) философия не мировоззрение, а некий род аналитиче­ской работы. В общем, это разделение уже говорит о полной путанице у Т.И. Ойзермана в отношении понимания сути философии и её задач, ибо систематизация проведена механически, без понимания реальной жизни философии в культуре, типология философских школ и направ­лений, кстати сказать, отлича­ется та­кой же ме­ханистич­ностью и условностью.

Реально же дело обстоит следующим образом. Культура, как было сказано, состоит из трех слоев: собственно культурный, социальный и хозяйственный. К нему дополняется «четвертое» измерение: «культура и личность». Собственно культурный слой менталь­ных форм имеет раз­деление на религи­озную форму, форму науки, форму искусства. Исходя из этого, мы и получаем различные типы фило­софии, которая «вырастает» из культуры, из этих слоев и форм. Первое, - мы имеем синтетическую форму философии, которая занимается целостным анализом менталитета, собственно культуры, со­отношением религии, науки и искусства. Вто­рое, – мы имеем другую синтетическую форму филосо­фии, которая занимается целостным ана­лизом не только ментальных форм, но и комплексно всех слоев культуры. Эти типы философии можно считать пол­нообъемными типами, которые полностью заполняют объем философских размышле­ний. Третье, - мы имеем формы социальной философии, которая занимается по пре­иму­ществу проблемами права, тео­риями развития общества, выражаюсь зачастую в виде поли­тических идеологий. Четвертое, - мы имеем философию техники и философии хо­зяйства, кото­рые вырастают их хозяйст­венной сферы, отдавая предпочтение политэко­номическому анализу. Пятое, - мы имеем различные формы философии, которые ана­лизируют системы встроенности человека в культуру, за­нима­ясь психологическими и экзистенциальными проблемами этой встро­енности. Шестое, - мы имеем философии, которые базируются на религии, представляя различные варианты теологий. Седьмое, - мы имеем философии, которые базируются на науке, представляя те или иные ва­ри­анты философии науки. Восьмое, - мы имеем философии, кото­рые базируются на ис­кусстве, пред­ставляя различные варианты философии искусства. В соот­ветствии с тем из чего вырас­тают философемы того или иного типа, соответственно этому они перенимают те идеалы и нормы, кото­рыми живет этот слой или форма, используется их язык и методология.

 


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал