![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Регионы философского знанияХотя, по словам Секста Эмпирика, - «философия есть некая пестрая вещь» (Секст Эмпирик Сочинения в 2х т. Мысль М., 19 т.1 с.61), декларируемое разнообразие понимания предмета философии, во многом является видимостью, с этим можно согласиться с Гегелем. У философии существует довольно четко оформленное проблемное поле, которое и формирует философскую традицию. Во многом это разнообразие создали сами философы, которые крайне невнимательно относятся к сфере своей профессиональной деятельности: пишется множество работ по частным темам, к написанию фундаментальных работ мало кто приступает. Это создает видимость многообразия. Каждый философ, к тому же, приступает к философии, исходя из какой-либо частной сферы: науки, искусства, религии, политики и экономики, привнося в философию язык той сферы деятельности, которой они занимаются, что создает излишний полисемантизм. В нашей философии советского периода декларирование этого многообразия было любимым методом доказательства «нерушимости» марксизма и утверждения о «вырождении» буржуазной философии «гнилого» Запада. Наш известный специалист по теории истории философии Т.И. Ойзерман разделяет несколько типов определений философии: 1)философия как учение о бытии; 2) философия как учение о познании, нравственности и человеке; 3) философия как учение о «всем существующем», как синтез «бытия и сознания», «действительности и человека»; 4) философия как учение об идеалах и ценностях; 5) философия как теория, т.е. область, обладающая своим кругом вопросов, которыми она занимается; 6) философия как не теория, а род интеллектуальной деятельности: 7) философия как наука; 8) философия не наука, а ближе к искусству или личностному переживанию; 9) философия как специфическое мировоззрение; 10) философия не мировоззрение, а некий род аналитической работы. В общем, это разделение уже говорит о полной путанице у Т.И. Ойзермана в отношении понимания сути философии и её задач, ибо систематизация проведена механически, без понимания реальной жизни философии в культуре, типология философских школ и направлений, кстати сказать, отличается такой же механистичностью и условностью. Реально же дело обстоит следующим образом. Культура, как было сказано, состоит из трех слоев: собственно культурный, социальный и хозяйственный. К нему дополняется «четвертое» измерение: «культура и личность». Собственно культурный слой ментальных форм имеет разделение на религиозную форму, форму науки, форму искусства. Исходя из этого, мы и получаем различные типы философии, которая «вырастает» из культуры, из этих слоев и форм. Первое, - мы имеем синтетическую форму философии, которая занимается целостным анализом менталитета, собственно культуры, соотношением религии, науки и искусства. Второе, – мы имеем другую синтетическую форму философии, которая занимается целостным анализом не только ментальных форм, но и комплексно всех слоев культуры. Эти типы философии можно считать полнообъемными типами, которые полностью заполняют объем философских размышлений. Третье, - мы имеем формы социальной философии, которая занимается по преимуществу проблемами права, теориями развития общества, выражаюсь зачастую в виде политических идеологий. Четвертое, - мы имеем философию техники и философии хозяйства, которые вырастают их хозяйственной сферы, отдавая предпочтение политэкономическому анализу. Пятое, - мы имеем различные формы философии, которые анализируют системы встроенности человека в культуру, занимаясь психологическими и экзистенциальными проблемами этой встроенности. Шестое, - мы имеем философии, которые базируются на религии, представляя различные варианты теологий. Седьмое, - мы имеем философии, которые базируются на науке, представляя те или иные варианты философии науки. Восьмое, - мы имеем философии, которые базируются на искусстве, представляя различные варианты философии искусства. В соответствии с тем из чего вырастают философемы того или иного типа, соответственно этому они перенимают те идеалы и нормы, которыми живет этот слой или форма, используется их язык и методология.
Данная страница нарушает авторские права? |