![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
МЕНТАЛЬНОСТЬ XVII-XVIII ВВ.
Для понимания «приключений идей» в этот период прежде всего надо разобраться в их периодизации, прежде всего в периодизации философских идей. Тут имеет смысл сделать несколько замечаний. Первое замечание состоит определении места философии Канта, играющей существенную роль в европейском менталитете. Тут я придерживаюсь точки зрения В. Виндельбанда, который писал следующее: «Выдающееся значение кенигсбергского философа обусловливается тем, что он объединил все идейные мотивы просветительной литературы и, взаимно дополняя их, выработал новое воззрение на задачи и метод философии» (Виндельбанд В. История философии. Киев., 1997. с.448). Исходя из этого, я не вижу оснований для того, чтобы придерживаться ошибочных схем, принятых в традиции отечественной и некоторых направлений зарубежной историко-философской науки, которые относят его к немецкой классической философии, в которую они включают Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и некоторых других, рассматривая их в едином «поле», действующих в едином «плане имманенции». Я думаю, что тут дело было значительно сложнее. А потому не могу согласиться с этой точкой зрения. Ибо, Кант – это, прежде всего, завершитель общеевропейского периода Просвещения, и им должна завершаться философия эпохи Просвещения. Он находится в ментальном «поле» проблематики эпохи Просвещения. Философские концепции Фихте, Шеллинга – это концепции Романтизма, - иной традиции, а не в коем случае не традиции Просвещения. А философия Гегеля – это форма прусской идеологии времен Реставрации, она находится в ментальном поле, которое близко идеям французской философии и историософии времен Реставрации. Они находятся, следовательно, совершенно в иных «планах имманенции», в ином проблемном поле, которое статичной Природе, противопоставляет Историю, а Разуму – Традицию. Второе замечание состоит в том, что во многих курсах по истории философии не учитывается определенный социально-психологический фон того времени. А он состоит в том, что развитие философской мысли идет на базе оппозиции Англии и Франции. Это крайне напряженное противостояние, и не только в области политики и экономики, а и в области мысли. Этим противостоянием проникнута вся философская мысль, что особенно заметно в XVIII веке. К этому надо прибавить существенный момент - противостояние внутри Англии – это Шотландия, которая занимает своеобразное положение в «островной» ментальности. Потому надо всегда выделять шотландскую философию и иную форму мысли, которая отличается определенным своеобразием. К сожалению, сторонники марксистской традиции философствования в России, противореча основным положениям Маркса, этого не замечали, что существенно нарушает адекватное описание реальной ситуации в философской и общественной мысли того времени, не говоря уж о том, что дискредитирует сам марксизм, который в своих многочисленных современных вариантах доказал свою работоспособность (чего нельзя было сказать о «придворном» варианте советского марксизма). Третье замечание состоит в прояснении той исходной интенции философствования, которое часто критикуется современными философами некоторых направлений. Это то, что философия рассматриваемого периода прежде всего занимается эпистемологическим вопросами. В наше время, когда идут разговоры о «конце эпистемологии», многие хотят представить философствование того времени «анахронизмом». Но это неверная точка зрения. Человек того времени хотел разобраться как он, как сознательная личность понимает мир, способна ли она понять его, понять правильно. Это стремление имеет экзистенциальный характер. Экзистенциальный характер этого стремления ярко выражен, в частности в философствовании Блеза Паскаля. Напряженность мысли, стремление построить мир по понятным для человека разумным правилам – это есть человеческая страсть, а не сухая деятельность ученого –аналитика. Этот момент всегда надо учитывать при рассмотрении философии XVII-XVIII века. Философия этого периода – это интеллектуальный экзистенциализм, этожеланиепутемразбораинтелектуальныхспособностейчеловекаразобратьсявсамом Человеке, разобратьсяв культуре, котораяегоокружала. Без понимания этого все перепетии философствования того времени будут непонятны, они будут представлять лишь набор каких-то «ученых» споров на отвлеченные темы. Так они преподносятся некоторыми, что совершенно лишает возможности понять и воспроизвести «живое дыхание» той эпохи.
|