![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 2 история мысли как единый процесс
ЕДИНСТВО МЫСЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Надо увязать европейскую мысль с формами мысли других регионов человеческой цивилизации. Ведь совершенно ясно, что достижения современной европейской мысли корнями лежат в арабской мысли Средневековья, испытали влияние Китая и Индии (особенно в области естественно-технических знаний, которые более эффективно «переводимы» на языки иных культур). Совершенно ясно, что никогда человеческие общества не были замкнуты в себе, и не развивались как автономный «организм»- это относится и к самой древнейшей истории времен начала доместикации растений и животных, времен индоевропейских миграций, тем более это относится ко временам древних государственных образований Инда, Месопотамии и Египта. Определенный разрыв отношений «взаимовлияния» произошел после арабских завоеваний, но и он не был долгосрочным, касался только Индии и Китая, ибо Европа всегда находилась в состоянии интенсивного взаимообмена с арабским Востоком. Это важно учитывать. Все идеи относительно замкнутости культур – это плод воображения философов типа О. Шпенглера. Самого О. Шпенглера, к слову сказать, можно простить, ибо его идея родилась не иначе как результат такого же замкнутого «от всех и вся» семилетнего творчества, как и его «культуры». Каков образ жизни «творца идеи» – такова и его «идея». Проблемы «перевода» в процессе взаимовлияния культур существуют, но это выглядит не так драматично, как рисует это О. Шпенглер. Но, к сожалению, становление компаративистской истории культуры, которая придерживается идеи взаимосвязи ментальных и иных систем разных культур, рассматривает их в процессе взаимовлияния друг на друга, все еще находится в стадии становления, тут еще много работы для историков мысли. ИСТОРИЯ МЫСЛИ КАК КОНСТЕЛЛЯЦИЯ (СОЗВЕЗДИЕ) ТРАДИЦИЙ К сожалению до сих пор не создано адекватного метода анализа истории мысли. Ибо концепт «традиция» здесь не применяется. А если и упоминается, то не понимается его ведущее методологической значение. Анализ истории мысли в философии, науке, искусстве идет либо на базе анализа отдельных школ или направлений. Все было бы хорошо, но эти школы и направления рассматриваются при полном непонимании как они двигаются в истории. Идет часто схематичный набор различных авторов и т.д. Ибо отсутствует единая методология, которую может дать лишь традициология.
ДЕРЕВО ТРАДИЦИИ ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИЙ ВОЙНЫ МЕЖДУ ТРАДИЦИЯМИ
|