![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Говядина и ковбой
Начальные звукосочетания гов- и ков- похожипо звучанию 0, 5 балла. Слово говядина произошло от старинного слова говядо, которое означало «крупный рогатый скот». А слово говядо, в свою очередь, произошло от слова гов. В некоторых других языках этот же корень выглядит как ков-. Обозначает он корову. А в Америке этот корень сросся с корнем бой, что значит «парень». Словом ковбой называют конного пастуха, охраняющего стадо коров 2 балла за развернутый ответ.
Гладиатор и гладиолус Оба слова начинаются с глади- 0, 5 балла. Латинские слова гладиолус (gladiolus) и гладиатор (gladiatores) имеют общий корень «gladius», что в переводе на русский язык означает «меч» 2 балла за развернутый ответ. Всего за задание 7, 5 баллов 6. Составьте предложения, в которых слово дом выполняет разные синтаксические функции.
Ключ Например, Дом стоит на горе (подлежащее). Скворечник – дом птиц (сказуемое). Летом мы ремонтировали крышу дома (определение). А весной мы купили дом (дополнение). В нашем доме прохладно (обстоятельство). По 1 одному баллу за каждую функцию. Всего за задание 5 баллов. В 8 классе максимальное количество баллов – 65. Уважаемые коллеги! Ключи адресованы учителям русского языка и литературы, поэтому текст комментария написан научным стилем и содержит термины, которые необязательно должны быть в ответах учеников. Предполагается, что школьники могут изложить мысль, содержащуюся в ключе, своими словами. Если ученики дают лингвистически правильный ответ, не предусмотренный в ключе, то такой ответ тоже должен быть оценен баллами. Методическая комиссия по русскому языку: Н.П.Перфильева, доктор филол. наук, профессор кафедры совр. русского языка НГПУ; Л.Н.Храмцова, канд. филол. наук, доцент кафедры совр. русского языка НГПУ; Ю.М.Бокарева, канд. филол. наук, доцент кафедры совр. русского языка НГПУ; М.А.Лаппо, канд. филол. наук, доцент кафедры совр. русского языка НГПУ; О.А.Маркасова, канд. филол. наук, доцент кафедры совр. русского языка НГПУ. Муниципальный тур олимпиады школьников по русскому языку (2009/2010 г.) Класс 1. Какие функции выполняет буква Ь в следующих словах? Распределите данные слова по группам в зависимости от этих функций. К каким из этих слов можно подобрать омонимы (омофоны / омоформы)? Барельеф, пью, брошь, серьёзный, ложь, режьте, стеречь, меньше, пьедестал, плачь, польза, боль, отвлечься, шьёт, медь, тушь, добавьте, печь, настежь.
Ключ 1) Функция обозначения мягкости (1 балл): польза, боль, медь, меньше, добавьте (по 0, 5 балла за слово = всего 3, 5 балла). 2) Функция сигнальная («разделительная») (1 балл): барельеф, пью, серьёзный, пьедестал, шьёт (по 0, 5 балла за слово = всего 3, 5 балла). 3) Функция грамматическая (1 балл): брошь, ложь, печь, тушь (сущ. 3-го скл.) (2 балла); стеречь, отвлечься, печь (инфинитив глагола) (1, 5 балла); режьте, плачь (повелит. накл. глагола) (1 балл); настежь (наречие) (0, 5 балла). Омонимы: плачь – плач; тушь – туш; печь – печь (по 1 баллу за каждую пару = всего 3 балла).
|