Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 2 зачетных единицы= 72 академических часа. Заочное отделение: 10 аудиторных часов, 62 часа самостоятельной работы.
Содержание учебной дисциплины
5.1.Наименование и содержание разделов учебной дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела (темы)
| Содержание раздела (темы)
| 1.
| Тема 1. Предмет и задачи курса. Основные понятия искусства
| Понятие «История изобразительного искусства». Цель, задачи и предмет дисциплины.
Структура курса. Основная терминология.
Общий историографический обзор темы.
Основные понятия научного исследования истории искусства:
Виды и жанры искусства. История основных техник изобразительного искусства. Содержание и функции искусства в различные исторические эпохи. Взаимоотношения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Понятия монументального и станкового изобразительного искусства. Понятия «стиль», «художественное направление», «манера художника».
Общая хронология развития мирового искусства.
| 2.
| Тема 2. Искусство Древнего Египта, Древнего Востока и античности
| Проблема происхождения изобразительного искусства и общая характеристика изобразительной деятельности первобытного человека (скульптура и росписи палеолита; принципы композиции эпохи неолита).
Специфика искусства цивилизаций Древнего мира в целом.
Древний Египет в 3 – 1 тыс. до н. э.: Влияние религиозных воззрений на формирование древнеегипетского искусства. Архитектура. Скульптура. Росписи.
Искусство народов Междуречья в 3 – 1 тыс. до н. э. Основные особенности архитектуры и искусства. Памятники скульптуры древних шумеров, Аккада, Вавилона, Нововавилонского царства, Ассирии.
Понятие крито-микенской культуры. Памятники искусства Крита и Микен в 2 тыс. до н. э.
Древняя Греция: историческое значение и основные черты архитектуры и искусства античной Греции. Эволюция стиля греческой скульптуры. Основные памятники греческой скульптуры и вазописи VII – I вв. до н. э.. Восприятие искусства Древней Греции в последующие эпохи.
Древний Рим и его искусство и архитектура в I – IV вв. Отношение искусства Древнего Рима к греческой античности. Особенности архитектуры Древнего Рима. Римский скульптурный портрет. Принципы изображения в мозаиках и росписях Древнего Рима. Фаюмский портрет. Значение древнеримского искусства для последующих эпох.
| 3.
| Тема 3. Искусство Византии и средневековой Западной Европы
| Распад Римской империи и формирование новых изобразительных традиций и функций изобразительного искусства.
Принципы изображения в росписях раннехристианских катакомб и в изобразительном искусстве Византии.
Архитектура и искусство Византии в V – XV вв.: функции в рамках христианского религиозного культа, содержание искусства и основные задачи в сакральном помещении, особенности архитектуры храма и его устройства. Византийские мозаики и росписи V – X вв. и воплощения византийской изобразительной традиции в Западной Европе и в Древней Руси.
Общая характеристика средневековой художественной культуры в Западной Европе до XIV в.
Памятники искусства раннего Средневековья. Особенности романского стиля (в архитектуре и скульптурном декоре) и основные памятники романского стиля в Европе IX – XI вв. Понятие готического стиля в архитектуре и искусстве, основные особенности и эволюция выразительных средств и конструкций. Основные памятники готической архитектуры XII – XIV вв. Готическая скульптура и витраж. Понятие интернациональной готики и развитие живописи в позднесредневековой Северной Европе.
| 4.
| Тема 4. Искусство итальянского Ренессанса и Северной Европы в XV – XVI вв.
| Понятие Ренессанса. Задачи мастера изобразительного искусства в эту эпоху (скульптура и живопись).
Периодизация итальянского Возрождения и основные черты раннего периода, кватроченто и Высокого Возрождения. Влияние на развитие ренессансного искусства гуманистических идей и античных традиций – новый круг тем и новые черты в интерпретации библейских сюжетов.
Особенности храмовой и дворцовой архитектуры данного периода и ее скульптурного и живописного декора. Феномен станковой картины. Основные техники и материалы скульптуры и живописи итальянского Ренессанса. Особенности искусства регионов (Флоренция, Рим, Венеция).
Крупнейшие мастера изобразительного искусства итальянского Ренессанса и их шедевры. Искусство итальянского Ренессанса в Эрмитаже.
Понятие Северного Возрождения. Особенности художественных школ Нидерландов и Германии XV – XVI вв.: основные отличия от искусства Италии в эпоху Ренессанса. Изобретение масляной техники в живописи и особенности работы художников-графиков на Севере Европы.
Искусство Нидерландов от братьев Ван Эйк до П. Брейгеля. Коллекция нидерландской живописи в Эрмитаже. Искусство Германии XVI в.: крупнейшие мастера и их значение в дальнейшем развитии европейского искусства. Графика Нидерландов и Германии XV – XVI вв.
| 5.
| Тема 5. Искусство Нового времени
| Искусство Нового времени в Европе - общая характеристика художественного периода.
Искусство XVII в. Общая характеристика стилистических явлений и национальных школ.
Италия конца XVI – XVII вв. Формирование пейзажа, натюрморта и бытовой картины как самостоятельных жанров живописи. Основные мастера и направления живописи рубежа веков. Стиль барокко и его основные задачи и особенности. Система выразительных средств барокко в архитектуре, живописи и скульптуре. Барокко в Европе в целом – регионы и время существования; сферы применения; основные представители.
Живопись Испании (конец XVI – XVII в.): основные представители и особенности искусства региона. Искусство Франции XVII в. Общая характеристика: придворное искусство и создание Академии изящных искусств; сосуществование барокко и классицизма во Франции.
Стиль классицизм в Европе: общая характеристика его проявлений в живописи, графике и скульптуре. Эволюция стиля классицизм в живописи и скульптуре XVII – XVIII вв. в Европе. Феномен академического образования. Крупнейшие мастера стиля классицизм в живописи и скульптуре.
Искусство Фландрии XVII в.: общая характеристика особенностей национальной школы живописи и творчество П. П. Рубенса.
Искусство Голландии XVII в. Особенности национальной школы в целом. Трактовка портрета, натюрморта, пейзажа и бытового жанра в Голландии. Рембрандт – общая характеристика творчества.
Искусство XVIII в. в Европе: Общая характеристика стилистических особенностей периода, художественного образования в Европе и развития основных национальных школ. Развитие графики, скульптуры и живописи в этот период.
Венецианская школа искусства и новая трактовка пейзажного жанра.
Французская школа: основные явления во французском искусстве XVIII в. – рококо, неоклассицизм, искусство французского Просвещения.
Стиль рококо во Франции и Европе. Основные идейные особенности и выразительные средства. Живопись французского рококо на примере творчества Ф. Буше.
Английская школа живописи в XVIII в.: общая характеристика; бытовой жанр в творчестве У. Хогарта, развитие английского портрета.
Искусство Нового времени в Эрмитаже.
| 6.
| Тема 6. Основные тенденции европейского искусства XIX в. – XX в.
| Неоклассицизм рубежа XVIII – XIX вв. в европейском искусстве.
Понятие романтизма как художественного направления. Романтизм в изобразительном искусстве XIX в.: Ф. Гойя; особенности английского, французского и немецкого романтизма в живописи, графике и скульптуре.
Реалистические тенденции во французском искусстве XIX в.: реформа пейзажного жанра и другие жанровые новации XIX в.; творчество К. Коро, барбизонцев и Г. Курбе. Новаторство Э. Мане и представителей импрессионизма и постимпрессионизма во второй половине XIX в. Понятие символизма в европейской графике, скульптуре и живописи XIX в.
Стиль модерн в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Европы и России конца XIX – начала XX в.
Новейшие течения в искусстве Западной Европы первой трети XX в.: фовизм, кубизм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм. Основные представители этих направлений. Влияние западноевропейских художников на формирование феномена русского авангарда.
Основные тенденции развития мирового искусства середины и второй половины XX в. и современности. Понятия модернизма и постмодернизма в исследованиях культуры XX в. и современного художественного творчества. Понятие концептуального искусства. Развитие традиционных форм искусства в Новейшее время и формирование новых видов творчества в сфере визуальных искусств, начиная с XX в. Новые приемы и технологии в визуальных искусствах. Новые практики представления и экспонирования произведений искусства. Новые тенденции в обсуждении задач художника, взглядов на феномен творчества, представлений об оценке художественной и исторической значимости произведения искусства.
| 7.
| Тема 7. Отечественное искусство IX – XX вв.
| Принципы византийской художественной культуры средних веков и их влияние на древнерусское искусство и архитектуру. Роль изображений в православной христианской традиции; их место в пространстве храма и функция в богослужении. Росписи древнерусских храмов: основные памятники и крупнейшие мастера. Иконопись региональных художественных школ Древней Руси. Крупнейшие мастера-иконописцы Древней Руси и их значение в отечественном культурном наследии. Восприятие иконописных традиций в последующие эпохи и их интерпретация в декоре современных православных храмов. Религиозное и светское искусство Руси накануне петровских культурных реформ.
Роль петровских реформ в эволюции русского искусства. Основные события и стили отечественного искусства XVIII – XIX вв.: классицизм, романтизм, реализм. Роль Академии Художеств в истории развития русского изобразительного искусства.
Русский портрет XVIII – нач. XX вв. от петровского времени до В. Серова: эволюция жанра и основные представители. Исторический и религиозный жанр в искусстве России с к. XVIII в.: основные тенденции и крупнейшие мастера. Понятие национального пейзажа и отечественные мастера пейзажного жанра XIX - нач. XX вв. Бытовой жанр в русском искусстве и феномен творчества В. Перова и передвижников. Художественное объединение «Мир искусства» (рубеж XIX – XX вв.). Формирование и развитие русского авангарда в начале XX в.: основные направления и мастера, задачи русских художников-новаторов.
Развитие русской художественной критики и научного исследования искусства в XIX – XX вв.
Коллекция ГРМ как представление основных этапов развития отечественного искусства.
Феномен искусства советского периода – основные особенности и эволюция. Формирование современной системы жанров. Идеологические задачи монументальных форм изобразительного искусства. Основные памятники монументальной скульптуры советского периода. Понятие социалистического реализма. Жанровые и тематические предпочтения в живописи и графике. Тема труда и войны в творчестве советских мастеров. Искусство советских республик. Особенности профессионального образования художников в советский период. Феномен неофициального искусства второй половины XX в. в СССР. Современная оценка изобразительного искусства СССР.
Роль художников Санкт-Петербурга и Ленинграда в развитии отечественной художественной культуры XVIII – XXI вв.
Основные представления о целях и принципах современного отечественного искусства и художественной критики.
Место отечественного искусства в мировом художественном и архитектурном наследии.
| 8.
| Тема 8. Искусство Ближнего и Дальнего Востока и Нового света
| Искусство и архитектура Ближнего Востока от древности до современности. Основные черты, крупнейшие памятники в скульптуре, живописи и графике. Особенности искусства в связи с появлением и распространением ислама. Влияние искусства Ближнего Востока на отдельные события в эволюции западноевропейской живописи, архитектуры, декоративно-прикладного искусства разных времен.
Дальний Восток от древности до XX в.: Общая характеристика особенностей искусства и архитектуры региона, их отношения к религиозным системам, доминирующим на этой территориии. Искусство Древнего и средневекового Китая. Росписи и скульптура Индии. Общая характеристика японского искусства в средние века и Новое время. Влияние Японии и других регионов Дальнего Востока на художественную жизнь Европы в Новое и Новейшее время.
Общая характеристика искусства Нового света от древности до XX в. Ранние этапы развития искусства и архитектуры у народов Центральной и Южной Америки.
Влияние европейских традиций на искусство и художественное образование в Новом свете в XIX в. Архитектура и монументальное искусство стран Центральной и Южной Америки в Новейшее время. Особенности искусства и архитектуры в США в XIX - XX вв.: основные направления от романтизма до абстракционизма Дж. Поллока и течений второй половины XX в. Роль деятельности музеев США, художественной критики и искусствоведения этого региона в современной культурной жизни в целом.
|
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
- Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. – М.: Издательство В. Шевчук, 2010. – 368 с.
- Всеобщая история искусства: живопись, архитектура, скульптура, декоративное искусство / пер. и науч. ред. Т.М. Котельникова. - Москва: АСТ: Астрель, 2010. - 415 с.: ил.
- Гомбрих Э. История искусства. - М.: Искусство - XXI век, 2014. - 688 с.
- Ильина Т. В. История искусства. Западноевропейское искусство. М.: Высш. шк., 2009.- 368 с.
- История искусства зарубежных стран 17-18 веков: учебник: [рек...] / Учеб.-метод. об-ние вузов РФ по образованию в обл. изобраз. искусства, СПб. гос. академ. ин-т живописи скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, Рос. акад. художеств; ред. В. И. Раздольская. - Изд. 3-е, перераб. - Москва: В. Шевчук, 2009. - 499 с.: ил.
б) дополнительная литература:
- Акимова Л. Искусство Древней Греции. Классика. – Спб.: Азбука, 2007. – 464 с.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Архитектура-С, 2007. - 392 с.
3. Базен Ж. История истории искусства: От Вазари до наших дней. - М.: Прогресс, 1994. - 528 с.
4. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. - М.: Интрада, 2001. - 544 с.
5. Вёльфлин Г. Классическое искусство. – СПб.: Алетейя, 1999. – 326 с.
6. Вентури Л. От Мане до Лотрека. - СПб.: Азбука-Классика, 2007. - 352 с.: ил.
7. Вентури Л. Художники Нового времени. - СПб.: Азбука-Классика, 2007. - 352 с.: ил.
8. Вибер Ж. Живопись и ее средства. – М.: В. Шевчук, 2004. – 232 с.
9. Винкельман И. И. История искусства древности. Малые сочинения. - СПб.: Алетейя, Государственный Эрмитаж, 2000. - 800 с.: ил.
10. Виппер Б.Р. Искусство Мексики. От древнейших времен до наших дней. - М., Л., 1960. – 192 с.
11. Виппер Б.Р. Проблема и развитие натюрморта. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 384 с.
12. Волков Н.Н. Композиция в живописи. В 2-х т. – М.: Искусство, 1977. – 526 с.
13. Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М.: Искусство, 1985. – 480 с.
14. Воронова О. Искусство скульптуры. – М.: Знание, 1981. – 109 с.
15. Герман М. Ю. Импрессионизм. Основоположники и последователи. - СПб.: Азбука-классика, 2008. - 528 с.: ил.
- Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. Язык и смысл изобразительного искусства. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с.
17. Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве. - М.,: Логос, 2011. - 144 с.
18. Даниэль С.М. Европейский классицизм. – СПб.: Азбука-Классика, 2003. – 304 с.
- Даниэль С. М. Искусство видеть. – СПб.: Амфора, 2006. – 206 с.
20. Даниэль, С. Рококо: От Ватто до Фрагонара / С. Даниэль. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 336 с.
21. Ермонская В.В. Что такое скульптура. – М.: Изобразительное искусство, 1977. – 54 с.
22. Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения (Условность древнего искусства). М.: Искусство, 1970. - 125 с.: ил.
23. Зедльмайр Г. Искусство и истина. - СПб.: Axioma, 2000. - 276 с.
24. История искусства зарубежных стран. В 2-х тт. М., Изобразительное искусство, 1980-1982. -Том 1. История искусства зарубежных стран: Первобытное общество. Древний Восток. Античность. /Под ред. М.В., Доброклонского, М., Изобр.искусство, 1980 - 408с.
25. История русского искусства. В 2т. Т.1. Искусство X - первой пол. XIX века. Под ред. Раковой М.М., Рязанцева И.В. – М., 1979. - 361с.
26. История русского искусства. В 2т. Т.2. Искусство второй пол. XIX века. Под ред. Неклюдовой М.Г., Милотворской М.Б. - М., 1980, - 600с.
27. Кларк К. Нагота в искусстве. - СПб.: Азбука-Классика, 2004. – 480 с.
28. Кларк К. Пейзаж в искусстве. – СПб.: Азбука-Классика, 2004. – 304 с.
29. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. — М.: Азбука, 2005. — 528 с.
30. Лотман Ю. М. Об искусстве. - СПб.: Искусство-СПБ, 1998. - 704 с.: ил.
31. Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов в 7 т. – М.: Искусство, 1965-70
32. Муратов П.П. Образы Италии. - М.: Сварог и К, 2005. - 464 с.
33. Нессельштраус Ц. Г. Искусство раннего Средневековья. — СПб.: Азбука, 2000. - 384 с.
34. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства – СПб.: Академический проект, 1999. – 400 с.
35. Певзнер Н. Английское в английском искусстве. – СПб.: Азбука-Классика, 2004. – 320 с.
36. Пунин А.. Искусство Древнего Египта. Раннее царство. Древнее царство, 2008. – 464 с.: ил.
37. Пунин А.Л. Искусство Древнего Египта: Среднее царство. Новое царство. - СПб.: Азбука-Классика, 2010, 656 с.: ил.
38. Пэйтер У. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии. - М.: Б.С.Г.- Пресс, 2006. - 400 с.
39. Раздольская В. И. Европейское искусство XIX в. Классицизм, романтизм. - СПб.: Азбука-классика, 2009. - 368 с.: ил.
40. Ревалд Дж. История импрессионизма. - М.: Аванта +, Аст, 2011. - 480 с.: ил.
41. Ревалд Дж. Постимпрессионизм. - М.: Аванта +, Аст, 2011. - 512 с.: ил.
42. Семенов В. Первобытное искусство. Каменный век. Бронзовый век, 2008. -592с.
43. Соловьева Б.А. Искусство рисунка. – М.: Искусство, 1989. – 256 с.
44. Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV-XV века. СПб.: Азбука-классика, 2003. – 504 с.
45. Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XVI век. - СПб.: Азбука-классика, 2007. – 504 с.
46. Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Нидерланды, Германия, Франция, Испания, Англия. - СПб.: Азбука-классика, 2009. – 640 с.
47. Турова В.В. Что такое гравюра. – М.: Изобразительное искусство, 1986. – 160
48. Тэн И. Философия искусства. - М.: Республика, 1996. - 352 с.
49. Флоренский П. Иконостас. Избранные труды по искусству. - М.: Аст, 2009. - 320 с.
50. Фридлендер М. Об искусстве и знаточестве. - СПб.: Классика искусствознания, 2001. - 206 с.
51. Фриче В. М. Социология искусства. - М.: Либроком, 2011. - 208 с.
52. Фромантен Э. Старые мастера. - М.: Изобразительное искусство. 1996. – 280 с.
53. Шелешнева-Солодовникова Н. Латиноамериканское искусство XVI-XX веков. – М.: Ленанд, 2008. – 392 с.
- Янсон Х.В. Янсон Э.Ф. Основы истории искусств. СПб., Икар, 1996.-512 с.
в) электронные ресурсы
- www.arthistory.ru - Сайт «История изобразительного искусства»
- www.hermitage.ru – официальный сайт Государственного Эрмитажа, соответствующие разделы сайта
- https://rusmuseum.ru/museum/ - официальный сайт Государственного Русского музея
- https://ru.wikipedia.org/ Википедия
|