Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы государственного регулирования рынка труда и занятости.
В некоторых развитых странах (например в США) практическое применение получила доктрина гибкого рынка труда. Гибкий рынок труда означает высокий уровень адаптации рабочей силы к колебаниям на рынке труда. В результате получила распространение гибкая система оплаты труда (учитывающая прибыль и участие в доходах). Работникам платят высокую заработную плату, однако они не имеют гарантий занятости. Функциональная гибкость предприятия предполагает что персонал не должен иметь барьеров между специальностями. Постоянная модернизация производства требует от персонала способности легко изменять профессию. Государственное регулирование гибкого рынка труда сводится к следующему: - уменьшается роль правовых норм в области трудовых отношений; - отказ от ряда государственных социальных программ; - отказу от программ значительного перераспределения доходов и регулирования заработной платы; - поощрению индивидуальных, а не коллективных договоров. Однако, данная политика эффективна только в период подъема экономики, в период спада появляется необходимость государственного регулирования для смягчения последствий кризиса. Существует два вида политики занятости: активная и пассивная. Активная направлена на создание новых рабочих мест, пассивная на социальную защиту населения на рынке труда. Политика занятости многих развитых стран имеет два направления: - стимулирование рынка труда; - социальная защита безработных граждан и членов их семей. Для ускорения привлечения безработных к трудовой деятельности создаются центры занятости, которые аккумулируют информацию о безработных и свободных вакансиях, подбирают работу, организуют обучение и так далее. Социальная защита населения включает пособия по безработице, защиту от необоснованных увольнений, защиту социально-уязвимых слоев граждан на рынке труда. При этом пособия по безработицы не должны вызывать иждивенческих настроений, но и не вызывать обнищания. Одним из основных направлений регулирования рынка труда является установление государством минимального размера оплаты труда. В частности во Франции и некоторых других странах устанавливается минимальный размер оплаты труда не только для всего рынка в целом но и различный для различной квалификации, уровня образования. Также могут устанавливаться минимально допустимые условия труда (продолжительность рабочего дня, рабочей недели, участие работников в управлении предприятием и так далее). Применяется развитая система коллективных договоров. Соблюдение этих норм может контролироваться как государственными органами так и профсоюзами. Однако, системы направленные на улучшение условий труда и коллективных договоров вызывают проблемы с трудоустройством социально-незащищенных слоев граждан. Когда мы говорим о государственном регулировании рынка труда, то имеем в виду мероприятия, оказывающие влияние на внешний рынок труда. Эти мероприятия являются совокупностью экономических, административных, организационных, законодательных и других мер воздействия на рынок труда. Основные цели государственного регулирования рынка труда заключается в наиболее быстром вовлечении безработных в процесс трудовой деятельности, предоставлении рабочих мест каждому желающему стимулировании структурной перестройки и ускорения процесса перераспределения высвобождаемых работников. Основными направлениями этой деятельности являются социальная поддержка незанятых граждан, развитие гибкого рынка труда путем его правового обеспечения, а также трудоустройство, подготовка и переподготовка кадров. Рынок труда в России слабо связан с рынком капитала, что вызывает необходимость вырабатывать соответствующую политику занятости, стратегию и тактику механизма регулирования российского рынка труда. В реальной экономике формирование и динамика рынка труда подвержены влиянию следующих факторов: 1) фактор, воздействующий на спрос рабочей силы, включает в себя состояние экономической конъюнктуры рынка и влияние научно-технического прогресса. Ранее мы уже говорили о том, что интенсивное развитие НТП одновременно с увеличением производительности труда приводит к увеличению безработицы, особенно среди низкоквалифицированных профессий, т.е. превышению предложения над спросом рабочей силы; 2) фактор, воздействующий на предложение рабочей силы, включает в себя демографические процессы, мотивационные личностные потребности, миграционные процессы (о которых упоминалось выше) и особенности трудовой экономической активности социально-демографических групп населения; 3) фактор, воздействующий на формирование и функционирование рынка труда, включает в себя развитие инфраструктуры рынка труда (создание новых рабочих мест) и деятельность государственных органов по его регулированию. Объектом воздействия государства являются отдельные группы населения, работников, предпринимателей, а также определенные элементы организации труда. Государство предоставляет им различные льготы, в том числе и налогового характера, устраивает общественные работы, тем самым стимулируя спрос на труд и частично решая проблему занятости, само создает предприятия и рабочие места (государственное предпринимательство) и т.д. В зависимости от особенностей объекта воздействия можно выделить меры общего воздействия и специальные меры. По направленности воздействия различают меры, увеличивающие (уменьшающие) как спрос, так и предложение на персонал, отражающиеся на структуре спроса и структуре предложения, нацеленные на увеличение степени их взаимного соответствия. По форме воздействия различают прямые и косвенные методы регулирования. К первой группе относят государственное субсидирование и стимулирование занятости на предприятиях всевозможных организационно-правовых форм путем предоставления различных льгот, в том числе налоговых, тем предприятиям, которые сотрудничают с государственными службами занятости и принимают на работу людей, направляемых ими после обучения по какой-либо профессии. Ко второй группе относятся такие меры, как регулирование демографической ситуации, увеличение государственных закупок, уменьшение налогового бремени, ускорение амортизации и др., т.е. рычаги, стимулирующие деловую активность в период, когда экономика страны находится на спаде. По характеру воздействия регулирующие меры делятся на поощрительные, запретительные, ограничительные и защитные. К последним, в частности, могут относиться меры протекционистского характера, защищающие рынок труда от проникновения большого количества мигрантов, увеличивающих предложение рабочей силы и составляющих конкуренцию местному населению. Источниками финансирования государственных мер регулирования рынка труда являются средства госбюджета, внебюджетные средства, средства коммерческих организаций. На сегодняшний день государственные методы регулирования рынка труда недостаточно эффективны, потому что органы, занимающиеся регулированием занятости, не могут в законодательном порядке принудить предприятия различных форм собственности брать на работу направляемых им людей. При этом на обучение незанятых граждан и на выплату им пособий по безработице расходуются значительные средства налогоплательщиков. Сложность заключается еще и в том, что в крупных регионах, таких как Москва, Санкт-Петербург и другие города с многомиллионным населением, а также в отдаленных регионах нет единой базы учета и контроля за тем, где в настоящий момент работают граждане.
|