Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стратегии художественной типизации






ПАФОС

Чтобы получить представление о духовном содержании личности, нужны соответствующие специфические проявления личностного начала. Без них личность останется «вещью в себе», непознанной, невоспринимаемой. Как может проявить себя личность?

Только через действия, поступки, мысли, эмоции. Все это возможно только в контакте с другими личностями (контакт может иметь форму конфликта). Чтобы все действия, мысли, внешность персонажа целенаправленно говорили нам именно об этом типе личности, необходимо все проявления личности привести в соответствие с внутренним идеалом, по образу и подобию которого создается личность персонажа. Автор должен перевоплотиться в ту личность, которой он дает жизнь. Иначе говоря, необходима стратегия воссоздания личности, определенный внутренне согласованный план, стратегия художественной типизации. Сама стратегия определяется концепцией личности.

Существует несколько стратегий художественной типизации, без которых невозможно воспроизвести созданную творческим воображением личность. Это: пафос (историко-типологическая сторона метода), принципы обусловленности поведения героя (конкретно-историческая сторона метода ), род, метажанр.

Основной стратегией типизации является метод в его двух смыслах. Метод имеет отношение к самому сущностному ядру личности. Чаще всего под методом понимают принципы «практически-духовного освоения жизни», принципы, на основе которых содержание реальной действительности претворяется в собственно художественное содержание. В этом случае метод – конкретно-историческая сторона содержания, но метод имеет и историко-типологическую сторону, т.е. имеет отношение к пафосу.

Пафос следует понимать не просто как разновидность «идейно-эмоциональной оценки» (Поспелов), но именно как стратегию художественной типизации. Синонимом термина «пафос» является выражение «эмоционально-ценностная ориентация». Проанализировать пафос в художественном произведении – значит установить его типологическую разновидность, тип эмоционально-ценностной ориентации, отношения к миру и человеку в мире.

Таким образом, под пафосом (Андреев) следует понимать ядро определенного миросозерцания. Классификация пафосовесть не что иное, как классификация исторически сложившихся миросозерцательных программ, умонастроений. В качестве эстетической категории пафос выступает стратегией художественной типизации, стратегией зарождения, развития и завершения определенного типа личности.

Исходным основанием классификации личностного ядра является тип эмоционально-оценочного, идеологического отношения к миру. Каждый конкретный пафос является осмысленной стратегией художественной типизации.

Основные положения В.И.Тюпы. Героика, Сатира и Трагизм – это формы взаимоотношений Личного с ценностями «Сверхличного» ряда: природными, религиозными, культурно-историческими и социально-политическими. Эти сверхличные ценности приоритетны для личности, они жестоко подчиняют себе личность. Героические, сатирические и трагические конфликты – это проверка личности на способность к самопожертвованию, к отказу от личного.

Идиллия, Юмор и Драматизм – это ценности из разряда «частной жизни», где главное любовь, быт, одиночество, смерть. Личное, вырвавшись из авторитарных идеалов сверхличного, не может существовать без идеалов вообще. Исторически становление ценностей Ультраличного ряда совпадает с истинным культом (эпоха сентиментализма, романтизма).

Природа личных (сверхличных, общественных) идеалов может быть различной. На различных стадиях европейской цивилизации идеалы были различны, они развивались вместе с развитием общества.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал