Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Результаты социометрического исследования
Описание методики «Социометрия» Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка. Необходимо для проведения. Каждый дошкольник должен иметь бланк с вопросами, которые задает психолог. Ребенок отвечает на них, а психолог заполняет бланк. Бланк с таким текстом: «Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы». Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из своей группы к себе на день рождения, то кого ты пригласил (а) бы? (Назови имя этого ребенка.) А кого пригласил (а) бы на день рождения в последнюю очередь? Кому ты доверишь свою тайну? Кому никогда не доверишь свою тайну? Спасибо!» Ход проведения Исследователь задает поочередно четыре вопроса, которые являются критериями выбора (два положительных и два отрицательных выбора). Каждый из испытуемых, отвечая на них, а психолог записывает на бланке ниже предлагаемого вопроса имена трех человек, которым он отдает свой выборы. При этом первым указывается тот ребенок, кому испытуемый отдает свои наибольшие симпатии (антипатии – при отрицательных критериях-вопросах), затем записываются имена тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы имена выбранных ребят могут повторяться (об этом следует сказать испытуемым). После выполнения задания исследователь и испытуемые должны проверить: названы ли после каждого вопроса имена трех человек. Правильное выполнение задания облегчает обработку результатов эксперимента. Обработка и интерпретация полученных данных. На основании полученных результатов составляется матрица. Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий детей, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали – из номера, под которыми испытуемые обозначены в списке. Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Например, если Александров П. отдал свой первый выбор в эксперименте по первому критерию Иванову С, то цифра 1 ставится на пересечении первой строки и второго столбца. Второй выбор Александров отдал Петрову Д., поэтому цифра 2 записывается в квадрате на пересечении первой строки и третьего столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводятся кружочками. Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов. Таким же образом составляется матрица отрицательных социометрических выборов. Далее можно вычислить социометрический статус каждого ребенка, который определяется по формуле: где С – социометрический статус учащегося; М – общее число полученных испытуемым положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число испытуемых. Например, социометрический статус Иванова С. будет равен частному от деления: 7: 9 = 0, 78. В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп. Среднее число полученных выборов одним испытуемым (К) вычисляется по формуле: Для нашего примера К = 60: 10 = 6. В соответствии с данными матрицы испытуемых можно отнести к следующим группам: «Звезды»; «Предпочитаемые»; «Принятые»; «Непринятые»; «Отвергнутые». Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в детской общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле:
В нашем случае KB = (40: 60)х100% = 66, 7%. Данный показатель свидетельствует о достаточно большом количестве взаимных выборов.
Социометрия – метод измерения социометрического статуса в группе был использован для определения положения ребёнка в межличностных отношениях, изучения структуры межличностных отношений. Для изучения взаимоотношений в малых группах широко распространены формы социометрического метода. В результате социометрического эксперимента можно составить таблицу, из которой видно, насколько каждый ребенок группы популярен среди сверстников. Количество положительных отзывов измеряет его «социометрический статус». Дети, получившие в ходе эксперимента наибольшее число выборов, именуются «звездами». Это индивидуумы, которые получили больше выборов, чем можно ожидать по теории вероятностей. Но на практике в высшую группу относят обычно не всех, чей статус выше среднего, а только тех, кто получил значительно больше предпочтений. Для определения социального статуса использовалась методика «социометрия». Уже в дошкольном возрасте существуют достаточно прочные избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства детей, а другие - менее. Степень популярности ребёнка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются детские отношения, зависит последующий путь личностного и социального развития человека. Выделяют следующие варианты социометрического статуса:
В ходе исследования стало известно (рис.1), что в группе старших дошкольников 28% лидеров, 17% аутсайдеров, 22 % пренебрегаемых и 33% предпочитаемых детей. Обычно дети, являющиеся лидерами успешны в учебе и общительны, активны и авторитетны. Аутсайдеры же напротив, не пользуются успешностью у сверстников, большинство сверстников их просто не замечает, часто у таких детей нет друзей в классном коллективе. Пренебрегаемые дети также не являются популярными у сверстников, но все же имеют одного или несколько друзей. Предпочитаемые дети любимы в группе, но не пользуются тем авторитетом, которым пользуются лидеры. Часто популярные дети активны, позитивно настроены и достаточно успешны в учебе. Рисунок 1 - Результаты социометрического исследования Таким образом, было установлено, что в группе больше всего детей со статусом «пренебрегаемый» и меньше всего – со статусом «аутсайдер». Лидеров и предпочитаемых у дошкольников достаточно много, поэтому наше исследование актуально для выбранной группы, т.к. присутствуют все виды социометрического статуса.
Заключение
Таким образом, социометрия это широко используемый метод " измерения" социальной привлекательности внутри групп, изобретенный австро-американским психологом и психиатром Якобом Морено. Метод предполагает применение опросов, в которых респонденты выстраиваются в порядке " привлекательности" и " непривлекательности" товарищей по группе как соучастников, коллег, в целом либо в определенном виде деятельности. По результатам межличностных выборов выстраивается диаграмма, называемая социограммой и показывающая социометрических " звезд" и " отверженных", а также группы взаимной положительной оценки и социально " изолированные". Проведенное социометрическое исследование позволило выяснить, что в группе старших дошкольников 28% лидеров, 17% аутсайдеров, 22 % пренебрегаемых и 33% предпочитаемых детей. На основе полученных результатов были разработаны практические рекомендации для педагогов и психологов по снижению уровня негативных психических состояний и повышению уровня ригидности, а также упражнения на сплоченность детей в группе.
|