![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Занятие № 17
Тема: «Кризисы профессионального становления» в интерактивной форме. В форме дискуссии: «Причины кризисов профессионального становления» 2. Форма организации занятия: семинарское занятие. 3. Значение изучения темы: Изучение классификаций кризисов профессионального становления, их причин и особенности проживания. 4. Цели обучения: - общая: обучающийся должен обладать способностью и готовностью к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2); способностью и готовностью к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых и новых задач в различных областях профессиональной деятельности (ОК-4); способностью и готовностью к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, выработке нестандартных решений, в проблемных ситуациях (ОК-11); - учебная: знать систему категорий и методов, направленных на формирование аналитического и логического мышления психолога; правовые, экологические и этические аспекты профессиональной деятельности. 5. План изучения темы: Контроль исходного уровня знаний. Краткое выступление с докладами по темам НИРС Основные понятия и положения темы Среди кризисов профессионального становления выделяют две группы кризисов: 1) кризисы «рождения» (так жить нельзя); 2) кризисы развития (хочу быть как кто-то), поиск новых способов самоопределения. Известный зарубежный психолог Г. Шихи выделяет основные кризисы взрослого человека: Кризис «вырывания корней» (18 – 22 года) характеризуется позицией «Я знаю, чего я хочу» Молодой человек зачастую впадает в фантазии в процессе проверки своих убеждений. Одна часть молодого человека пытается стать индивидуальностью, а другая – обеспечить свою безопасность и комфорт. Г.Шихи пишет: «Если в этот момент кризис личности отсутствует, то он появится позднее, на переходной ступени, и тогда ударит больнее». «Искания в двадцать лет» (23 года) характеризуется стремлением делать то, что «должно». Но это «должно» сильно зависит от модели семьи, в которой воспитывался молодой человек, от влияния культуры и предрассудков общества. Типичное заблуждение данного периода – «убеждение в том, что выбор, который они сделали, является окончательным». В период этого кризиса выделяют два импульса: 1) создать комфорт и безопасность по готовому образцу; 2) попытаться поэкспериментировать (через сопротивление родительскому воспитанию). Попытка «осознать свои тридцать» (30 лет), когда происходит осознание того, что выбор предыдущего периода жизни оказался неудачным. Основная критика прежнего выбора: не было места для карьеры, слишком высоко была поднята планка. Вот поэтому часто возникает желание «начать все сначала». Кризис «середины жизни» (35-37 лет) – наиболее тяжелый, рубежный кризис. Часто происходит «утрата чувства молодости», угасание физических сил, что и придает данному периоду характер кризиса. Время как бы начинает сокращаться, усиливается ощущение, что независимо от того, что мы делали раньше, в нас есть нечто, что мы подавляли, и сейчас оно рвется наружу. Обновление или покорность (проблема 45 лет) проявляются в зависимости от того, насколько человек успешно преодолел все предыдущие кризисы. На данном этапе происходит переоценка ценностей жизни, а при обретении новых ценностей и смыслов человек выходит на новую ступень своего развития. В противном случае его ожидают покорность и примирение с самим собой и остановка в развитии. Среди факторов, обусловливающих кризисы профессионального становления, Э.Ф.Зеер выделяет следующие: - сверхнормативная активность как следствие неудовлетворенности своим положением; - социально-экономические условия жизнедеятельности человека (сокращение рабочих мест, ликвидация предприятия, переезд); - вступление в новую должность; - возрастные психофизиологические изменения (ухудшение здоровья, снижение работоспособности); - полная поглощенность профессиональной деятельностью. Кризисы часто сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня своей компетентности и профессиональной беспомощности. Выделяются также основные фазы кризисов профессионального развития. Еше Л.С.Выготский выделил три фазы возрастных кризисов: предкритическую (обострение противоречий между субъективной и объективной составляющими социальной ситуации развития); критическую (проявление потиворечий в поведении); посткритическую (противоречие разрешается путем образования новой социальной ситуации развития). Э.Ф.Зеер отмечает, что на основании данных идей можно выделять и анализировать и кризисы профессионального развития. В предкритической фазе проблемы не всегда четко осознаются, но проявляются в психологическом дискомфорте на работе, в раздражительности, недовольстве организацией, оплатой труда, руководителем. Критическая фаза характеризуется осознанной неудовлетворенностью работника, назревают конфликты профессионального развития (мотивационный, когнитивно-деятельностный, поведенческий). Посткритическая фаза позволяет разрешить конфликты, которые могут иметь разный характер: конструктивный, профессионально-нейтральный, деструктивный. В табл. 1 отражены психологические особенности кризисов профессионального становления. Таблица 1
|