![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Занятие № 18. Тема: «Кризисы профессионального становления» в интерактивной форме
Тема: «Кризисы профессионального становления» в интерактивной форме. В форме круглого стола: «Профессиональные деструкции. Профилактика профессиональных деформаций» 2. Форма организации занятия: семинарское занятие. 3. Значение изучения темы: Изучение классификаций кризисов профессионального становления, их причин и особенности проживания. Анализ профессиональных деформаций. 4. Цели обучения: - общая: обучающийся должен обладать способностью и готовностью к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2); способностью и готовностью к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых и новых задач в различных областях профессиональной деятельности (ОК-4); способностью и готовностью к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, выработке нестандартных решений, в проблемных ситуациях (ОК-11); - учебная: знать систему категорий и методов, направленных на формирование аналитического и логического мышления психолога; правовые, экологические и этические аспекты профессиональной деятельности. 5. План изучения темы: Контроль исходного уровня знаний. Основные понятия и положения темы Каждому человеку желательно осознавать противоречия, рассогласования в своем профессиональном развитии, чтобы вовремя найти из них конструктивный выход. Если человеку не удается справиться с кризисами как естественным сопровождением профессионального роста, то могут возникать личностные и профессиональные деформации, т.е. искажение конфигурации личностного профиля за счет угасания позитивных установок и усиления негативных отношений к себе или другим людям. Возникновению профессиональных деформаций способствуют в ряде случаев особенности самой профессиональной деятельности. У врачей, педагогов возникают такие профессиональные болезни общения, как истощение, «выгорание», уход от контактов, что является следствием духовного переутомления, эмоционального «выкладывания» в профессиональной деятельности. На этой основе складываются деформации как в мотивационной сфере личности (приглушение эмоций, исчезновение остроты чувств, возникновение конфликтов), так и в операционально-исполнительной сфере деятельности (пропадает умение обновлять арсенал профессиональных приемов и т.д.). Именно представители профессий типа «человек-человек», постоянно работающие с людьми, имеют опасность подвергаться профессиональной деформации больше, чем представители других профессий. Это вызвано тем, что общение с другими людьми обязательно включает и обратное воздействие на субъекта данного труда. Кроме этого, под влиянием профессии возникает односторонняя профессиональная перцепция, восприятие других людей прежде всего с профессиональной точки зрения, а затем как личности, как человека. Знание профессиональных деформаций личности может помочь человеку осуществить их предупреждение. Каждому работающему человеку желательно время от времени задавать себе вопрос: не появляются ли у меня издержки профессиональной деятельности, не оказывает ли профессия негативное влияние на мою личность. Очень важно научиться самому определять первые признаки профессиональных деформаций, пока они еще скрыты от окружающих, и своевременно принять необходимые меры.
|