![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Критика недостатков капитализма, разработка проблемы практики, выявление специфической природы общественного являются характерными особенностями
а) философии Г. Гегеля б) философии марксизма в) философии французского просвещения
9. Философский термин «русская идея» ввел: а) Ленин В.И. в) Соловьев В.С. б) Достоевский Ф.М. г) Толстой Л.Н. 10. Принцип «Наука сама по себе философия» характеризует: а) иррационализм в) экзистенциализм б) неотомизм г) позитивизм
Тесты-вопросы 1. Термин «бытие» в философию ввел: а) Конфуций в) Г. Гегель б) Парменид г) К. Маркс 2. Какое из положений правильно выражает содержание категории «материя» с позиций материалистической философии: а) материя есть свойства, отношения, связи, формы, виды явлений, характеризующиеся объективно реальным существованием б) материя есть постоянная возможность ощущений в) материя есть совокупность абсолютно плотных, неделимых частиц, совершающих движение в пространстве
3. Какое из этих свойств не характеризует время: а) независимость от человеческого сознания в) изотропность б) бесконечность г) однородность 4. Чем отличается диалектика от метафизики (антидиалектики): а) пониманием природы материализма и идеализма б) ничем не отличается в) пониманием развития г) пониманием основного вопроса философии 5. В каком высказывании правильно обозначается соотношение понятий «психика» и «сознание»: а) они ничем не отличаются и совпадают по содержанию б) сознание представляет высшую форму психического отражения действительности в) психика есть высшее проявление сознания
6. Как называется философско-мировоззренческий принцип, содержанием которого является понимание мира в связи с включенностью в него человека как сознательно-деятельного фактора: а) гуманизм в) патриотизм б) антропоцентризм г) демократизм
7. Кто является автором работы «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»: а) Ч. Дарвин в) К. Маркс б) Ф. Энгельс г) Сократ
8. Какое из положений правильно выражает специфику социологизаторских концепций человека: а) сущность человека определяется в диалектическом единстве биологического и социального б) природа человека выражается в общественных отношениях, биологическое начало в нем есть более низкое, а потому не заслуживающее серьезного внимания в) природа человека прежде всего определяется исходя из его естественного, биологического начала
9. Философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надежности истины, получило название: а) скептицизм в) агностицизм б) гностицизм г) релятивизм
10. Кому принадлежит знаменитое высказывание «Знание сила, сила – в знании»: а) Аристотель в) И. Кант б) Ф. Бэкон г) А. Августин
Тесты-вопросы 1. «Сенсуализм» – это направление в теории познания, согласно которому: а) чувственность является главной формой достоверного познания б) религиозный опыт является действительно истинным в) интуитивное знание объявляется единственно достоверным
2. Выделите правильное определение объективной истины: а) объективная истина существует вне человека и его сознания б) объективная истина существует как результат соглашения выдающихся умов в) объективная истина – это содержание знаний, не зависящее от человека 3. Автором высказывания «Платон мне друг, но истина дороже» являетс я: а) Сократ в) Конфуций б) Аристотель г) Дж. Бруно
4. Выделите наиболее правильное определение науки: а) наука – сфера человеческой деятельности, направленная на выработку, проверку, теоретическую схематизацию объективных знаний о действительности б) наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство и применение на практике объективных знаний о природе в) наука – отрасль духовной культуры, функционирующая в тесной взаимосвязи с философией 5. Какой из этих методов относится к теоретическому уровню познания: а) модельный эксперимент в) измерение б) гипотетико-дедуктивный метод г) статистические методы
6. Выделите правильное определение этики науки: а) этика науки – это система знаний о нравственных основах научной деятельности б) этика науки – это свод законов, регулирующих деятельность научных учреждений в) этика науки – это система предписаний, которые нельзя нарушать
7. Выделите правильное понимание гражданского общества: а) общество, в котором различные по своей природе объединения граждан осуществляют связь между человеком и государством и не позволяют последнему узурпировать власть б) группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности в) совместная жизнь группы людей, связанных одинаковым происхождением, сходными взглядами, общей судьбой и устремлениями
8. Сущность цивилизации определяет: а) надстройка в) технико-технологический базис б) политическое сознание г) экономический базис
9. Какой из этих элементов не входит в структуру духовной подсистемы общества: а) познавательная деятельность в) высшее учебное заведение б) материально-производственная деятельность г) религиозное сознание
10. Кто является творцом и хранителем культурных ценностей, созданных всей историей общества: а) нации в) народ б) философы г) политические партии
Тесты-вопросы 1. На современном этапе главным критерием общественного прогресса является: а) уровень гуманизации общества в) объем промышленного производства б) уровень среднемесячной заработной платы г) количество построенных за год школ 2. Система различных учений, приписывающих природным условиям определяющую роль в развитии общества получила название: а) милетская школа в) экономический детерминизм б) географическая школа г) сциентизм 3. Какое положение не является критерием глобальности: а) глобальные проблемы затрагивают интересы не только отдельных людей, но и судьбу всего человечества б) для преодоления глобальных проблем требуются целенаправленные, согласованные действия и объединение усилий по крайней мере большинства населения планеты в) глобальные проблемы возникают по причине несовершенства человеческой природы 4. Сущность глобальной экологической проблемы выражается: а) во взаимодействии общества и природы в) в возникшем в современной научной б) во взаимодействии в системе «человек-общество» культуре тенденции экологизации науки
5. Какое из положений более адекватно выражает суть возникновения философии: а) философия возникает как разрешение противоречия между мифом и элементами первоначального эмпирического знания о природе и обществе б) философия возникает в результате быстрого роста городов и развития торговли в) философия возникает в результате становления античной демократии 6. В чем специфика основного вопроса философии: а) целостное понимание мира в) размышление о смысле жизни б) соотношение между идеальным и материальным, г) борьба материализма и идеализма сознанием и материей 7. Какое из положений характеризует специфику науки в отличие от философии: а) для нее характерен плюрализм школ, течений, направлений б) в ней нет непрерывного поступательного движения ко все более полному, точному и глубокому знанию в) она широко пользуется наблюдением, измерением, экспериментом 8. Специфика древнегреческой философии классического периода прежде всего заключается: а) в постановке социально-политических в) в постановке человека в центр философских проблем интересов б) в отрицании необходимости изучения г) в том, что человек стал проблемой природы для самого себя 9.Какое из этих мнений принадлежит Ф. Аквинскому: а) вера независима от разума б) вера обладает превосходством в том смысле, что именно благодаря ей становится возможным мышление в) в совместной для них области между верой и разумом существует гармония 10. Выделите не свойственную для философии эпохи Возрождения характеристику: а) в центре внимания гуманиста находятся антропоцентрические и естественнонаучные рассуждения б) философия занимается формированием этических начал, направляющих человека к Богу, наставляющих его на путь спасения в) человек – творец себя и своего места в мире природы Тесты-вопросы 1.Философское направление, утверждающее определяющую роль разума в познании, деятельности людей есть: а) абстракционизм в) догматизм б) сенсуализм г) рационализм 2. Сущность антропологического материализма Л. Фейербаха проявляется: а) в постановке в центр мира чувствующего человека и выделении из учения о конкретном человеке всех основных законов категорий философии б) в критике объективного идеализма Г. Гегеля в) в выяснении антропологического содержания христианской религии 3. Выделите положение, в котором выражается общность славянофильства и западничества: а) опровержение немецкого типа философствования и выработка на основе исконно отечественных идейных традиций особой русской философии б) идейные споры в 40-50-х годах XIX в. о будущих путях развития России в) придание философским идеям прикладного характера, восполнение русской культуры классической европейской философией 4. Какое из положений более адекватно характеризует философию экзистенциализма: а) эта философия ставит в центр внимания индивидуальные смысложизненные вопросы существования человека б) экзистенциализм – это онтология, учение о бытии, о существовании в) экзистенциализм характеризуется активной литературно-художественной деятельностью 5. Какое из положений полнее отвечает современному пониманию категории «бытие»: а) бытие – это то, что имеется за миром чувственных вещей, это есть мысль б) бытие – это бесконечное многообразие объективно существующих явлений в) бытие – это идентичное во всем многообразии явлений, одинаковость явлений 6. Выделите ошибочное высказывание о философской категории «субстанция»: а) в категории «субстанция» зафиксирована идея абсолютного начала, первоосновы, которая для своего обоснования не требует ничего другого б) субстанция – это то, что определяет самого себя, несотворимого и неуничтожимого в) субстанция – это атрибут материи, выражающий протяженность предметов и вещей 7. Какое из этих свойств не характеризует пространство: а) протяженность в) единство прерывности и непрерывности б) одномерность г) объективность 8. Какая из указанных черт не характеризует содержание категории «развитие»: а) поступательное восхождение от низшего к высшему в) любое изменение б) усложнение – переход от простого к сложному г) обновление – возникновение нового качества 9. Какое из определений наиболее полно выражает содержание категории сознания: а) сознание – это свойственная только людям, связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, целенаправленном отражении реальности б) сознание – это особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир и он сам в) сознание – это совокупность чувственных и мысленных образов, выражающих реальность 10. «Мир – это прежде всего «человеческая реальность», и ничего нельзя сказать о мире вне человека. Человек вопрошает о бытии, переживает, осознает его, составляя его смысл». К какой философской системе относится предлагаемая модель человека: а) экзистенциализм в) древнегреческая философия б) герменевтика г) философия эпохи Возрождения Тесты-вопросы 1. Выделите религиозно-философский принцип, относящийся к версии божественного творения человека: а) теоцентризм б) монотеизм в) деизм г) креационизм 2. Выделите более точное высказывание: а) уникальность человека проявляется в особом способе его существования б) уникальность человека заключается в том, что он умеет разговаривать в) уникальность человека характеризуют такие его качества, как способность к прямохождению, мыслительная деятельность, самосознание и членораздельная речь 3. Укажите наиболее верное определение агностицизма: а) агностицизм – это течение, отрицающее истинность теоретического знания, не имеющего практической пользы б) агностицизм – это обоснование с теоретической и практической точек зрения сомнение ученого в возможности познать какое-то явление в данный момент в) агностицизм – это учение о непознаваемости истины и объективного мира, его сущности и закономерностей 4. Какая форма знания выражается в данном определении: Система истинного знания, существующая во взаимосвязи, взаимообусловленности и логической непротиворечивости понятий, принципов и законов, отражающих существенные и необходимые отношения в определенной предметной области. а) гипотеза б) научный факт в) теория г) умозаключение 5. Чувственное познание характеризуется: а) опосредованностью познания б) наглядностью познания в) сущностным познанием 6. Укажите субъективно-идеалистическое понимание истины: а) истина - это знание, соответствующее действительности б) истина - это утверждение, которое поддерживает большинство людей в) истина - это знание, подтвержденное практикой 7. Содержание какого положения выражает негативную ценность научного познания: а) бескорыстный поиск истины в) организованный скептицизм б) плагиатство г) социальная ответственность ученого 8. Выделите наиболее правильное определение науки: а) наука – сфера человеческой деятельности, направленная на выработку, проверку, теоретическую схематизацию объективных знаний о действительности б) наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство и применение на практике объективных знаний о природе в) наука – отрасль духовной культуры, функционирующая в тесной взаимосвязи с философией 9. Условием перехода от эмпирического к теоретическому уровню исследования является: а) необходимость разрешения противоречия, возникшего между новым фактом (новыми фактами) и существующей теорией б) неутомимое желание познания абсолютной истины в) желание ученого углубить, расширить, развивать научное познание 10. Какая из этих особенностей не является характерной чертой современной неоклассической науки: а) влияние самого исследователя, приборов и условий на проводимый эксперимент и полученные в ходе него результаты б) механический детерминизм, абсолютно исключающий элемент случайного из картины мира в) стирание граней и перегородок между традиционно обособленными, естественными, общественными и техническими науками Тесты-вопросы 1. К какому философскому направлению относится понимание общества, в соответствии с которым закономерный характер исторического процесса предопределяется не изменением материально-экономических условий жизни общества, а развитием мирового духа: а) марксизм б) социологический идеализм в) географический детерминизм г) агностицизм 2. Какое из положений полнее выражает специфику цивилизации: а) цивилизация – специфическая социокультурная организация, возникающая на определенном этапе развития общества б) цивилизация – социально-культурные комплексы, складывающиеся в разное время в различных областях Земли и несущие черты социального и культурного своеобразия в) цивилизация с самого начала характеризуется прогрессирующим общественным разделением труда и развитием информационно-транспортной инфраструктуры 3. Разнообразные научные и ненаучные взгляды и оценки, эстетические вкусы и идеи, нравы и традиции, склонности и интересы, причудливые образы, фантазии и логика здравого смысла проявляются: а) в теоретическом сознании б) в идеологии в) в общественной психологии г) в обыденном сознании 4. В каком социально-философском направлении постулируется изначальная предопределенность жизни человека и его поступков: судьбой, волей Бога, детерминизмом замкнутой системы и отрицается свобода выбора личности: а) идеализм б) географический детерминизм в) фатализм г) волюнтаризм 5. Какое высказывание точнее выражает сущность понятия «общественный прогресс»: а) общественный прогресс – это развитие людей и человечества в направлении к лучшему, высшему, более совершенному качественному состоянию б) общественный прогресс – это последовательная смена общественно-экономических формаций в) общественный прогресс – это движение к рыночной экономике и большей свободе творчества личности 6. В каком высказывании дается правильное определение природы: а) природа – материальная система, с которой общество непосредственно контактирует на данном историческом этапе б) природа – материальная система, которая вовлечена в сферу материальной деятельности и составляет необходимое условие существования и развития общества в) природа – это вся совокупность естественных условий существования человека и человечества, и совокупность вещей, не тронутых человеком 7. Выделите правильное высказывание: а) преодоление глобальных кризисов возможно в процессе формирования и укрепления в массовом сознании новой этики, с развитием культуры и ее гуманизации б) преодоление глобальных кризисов возможно в процессе создания новых безотходных технологий в) преодоление глобальных кризисов возможно в результате значительного уменьшения потребностей человека 8. В философии какой эпохи идеал гармонического взаимодействия человека и природы выводится из гармоничной полноты бытия природы: а) философия средневековья б) философия Нового Времени в) античная философия г) марксистско-ленинская философия
9. Выделите правильное определение мировоззрения: а) мировоззрение – это система научных и философских знаний о природе, возникающая в процессе разложения первобытного строя б) мировоззрение – это интегральная система мироощущения. Мировосприятия и миропонимания в) мировоззрение – это система норм, принципов и ценностных ориентаций, регулирующая практическую деятельность человека 10. Главная функция философии и ее предназначение в обществе заключается: а) в создании законченной системы знаний о мире б) в обобщении естественнонаучных знаний и создании общенаучных методов познания действительности в) в выявлении наиболее общих идей, представлений, форм практического и теоретического опыта. На которых основывается общественно-историческая жизнь людей г) в формировании научного мировоззрения и научной картины мира Тесты-вопросы 1. Выделите положение, выражающее различие философии и науки: а) стремление к выработке рационального знания б) экспериментальная проверяемость знания в) выстраивание категориального (понятийного) аппарата и стремление к построению целостных систем 2. Какое из положений древнегреческой натурфилософии о первоначале (субстанции) является наиболее полным и верным: а) первоначало – это вода, превращения которой образуют суть многообразия явлений космоса б) первоначало – это неизменный элемент в природе и единство в различии в) первоначало – это абсолютное вещество космоса
3. Какой из этих принципов не характеризует средневековую философию: а) теоцентризм б) провиденциализм в) креационизм г) пантеизм 4. Найдите правильное определение гуманизма: а) признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей б) воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мировоззрения в) воззрение, согласно которому человек рассматривается как духовная личность 5. К какой работе относится известное высказывание критической философии И. Канта «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства»: а) Критика чистого разума в) Критика способности суждения б) Критика практического разума 6. Объективный идеализм Г. Гегеля проявляется: а) в признании первичности сознания человека и вторичности явлений мира б) в том, что материя и сознание рассматриваются как проявления саморазвивающейся абсолютной идеи в) в логическом выведении сознания из материи 7. Определите высказывание, в котором правильно отражается содержание принципа соборности: а) развитие самобытного православного мышления должно быть общим делом всех людей б) славянский мир призван обновить Европу своими экономическими, нравственными и религиозными началами в) в органическое единство универсального мирового бытия 8. Требование, согласно которому любое высказывание и в науке, и в практике, и в философии должно подлежать опытной проверке на истинность называется: а) принципом научности б) принципом верификации г) принципом единства теории и практики г) принципом конкретности истины 9. Выделите суждение, в котором правильно выражается содержание категории «бытие»: а) бытие – это философская категория, выражающая самую главную, сущностную характеристику любого предмета, явления, события а именно – их способность существовать, прямо или косвенно проявляться, взаимодействовать б) бытие есть мысль. Оно едино и неизменно, абсолютно, не имеет внутри себя деления на субъект и объект; оно есть вся возможная полнота совершенств, среди которых на первом месте Истина, Добро, Благо, Свет в) бытие – это мир объективно существующих идей 10. Какое из этих явлений относится к материальным явлениям: а) материализм б) тоска в) язык науки г) философия Тесты-вопросы 1. В чем специфика основного вопроса философии: а) целостное понимание мира в) размышление о смысле жизни б) соотношение между идеальным и материальным, г) борьба материализма и идеализма сознанием и материей 2. Выделите форму рационального познания: а) восприятие в) представление б) эксперимент г) умозаключение 3. Определите направление, которое рассматривает истину как результат чистого соглашения: а) конвенционализм в) неотомизм б) эклектика г) догматизм 4. Выделите неправильное понимание категории «ценность»: а) ценность, как и истина, является не свойством, а отношением между мыслью и действительностью б) ценностью является то, что обладает положительной значимостью для человека в) ценность, как и материальные явления, существует независимо от сознания человека 5. В каком философском направлении преувеличивается роль науки: а) диалектический материализм в) неопозитивизм б) иррационализм г) экзистенциализм 6. Отметить неправильное понимание метода измерения: а) измерение – это определение количественной характеристики вещи б) измерение помогает нам избавиться от субъективности в оценке различных явлений и процессов в) измерение – это произвольная операция, совершаемая субъектом на эмпирическом уровне познания 7. Кому принадлежит первое понятие о науке как о знании как таковом, а также первая классификация видов знания: а) Фалес в) Аристотель б) Галилей г) Гераклит 8. В каком социально-философском направлении природа не выступает в качестве универсального принципа объяснения общества: а) географический детерминизм в) социал-дарвинизм б) диалектический и исторический материализм г) мальтузианство 9. Тип общественно-экономической формации определяется: а) господствующим типом производственных отношений в экономическом базисе б) состоянием нравственного сознания общества в) классовой структурой общества 10. В чем выражается сущность идеологии: а) в выражении интересов определенной социальной группы б) в решении проблемы смысла жизни человека в) в понимании сознания социальных общностей и групп Тесты-вопросы 1. Найдите неправильное понимание культуры: а) культура – совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания б) культура – это не только результат человеческой деятельности, но и исторически сложившиеся способы труда в) культура – это специфическое социальное образование, возникающее в процессе становления экономически и социально-политически дифференцированного общества 2. Представителями какой философии разделяется вывод о том, что основным критерием общественного прогресса является состояние и уровень развития производительных сил: а) философия экзистенциализма б) философия марксизма в) персонализм г) герменевтика
3. В каком разделе философии явный приоритет отдается изучению природы: а) философская антропология б) натурфилософия в) логика г) праксиология 4. Выделите положение, не являющееся критерием глобальности: а) глобальные проблемы являются объективным фактором мирового развития и не могут быть проигнорированы кем бы то ни было б) глобальные проблемы связаны с недостаточным объемом знаний о природе. По мере наращивания знаний они исчезнут в) нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к серьезным, возможно непоправимым последствиям для всего человечества 5. В каком суждении наиболее адекватно выражена способность современной эпохи: а) современная эпоха характеризуется дальнейшим научно-техническим прогрессом, давшим возможность значительного увеличения материального благосостояния б) современная эпоха добавила принципиально новую, никогда не существовавшую ранее тему единой судьбы человечества и сохранения жизни на Земле в) современная эпоха как информационно-кибернетический этап развития цивилизации привела к кардинальному улучшению условий труда 6. Какое из определений философии считается марксистским: а) любовь к мудрости в) учение о мире в целом б) познание причин и принципов сущего г) наука о всеобщих законах природы, общества и мышления 7. Номинализм это: а) направление в средневековой философии, признающее существование только единичных вещей с их индивидуальными качествами б) философское направление, придающее особое (магическое значение числам) в) современное философское течение, которое утверждает, что имя человека влияет на его судьбу
8. Согласно Марксу, что является основой формирования и бытия классов: а) власть б) производительные силы в) товарное производство г) собственность 9. «Начала вселенной – атомы и пустота, все же остальное существует лишь во мнении. Миров – бесчисленное множество, и они имеют начало и конец во времени. И ничто не возникает из небытия, ни разрешается в небытие. И атомы бесчисленны по разнообразию величин и по множеству, носятся же они во Вселенной, кружась в вихре, и таким образом рождается все сложное: огонь, вода, воздух, земля». Кто из античных философов является автором данного высказывания: а) Анаксагор б) Гераклит в) Сократ г) Демокрит 10. Выделите, какими всеобщими свойствами характеризуются пространство и время? а) относительность в) объективность б) трехмерность г) единство прерывности и непрерывности Тесты – вопросы 1. В каком положении полнее выражена специфика философского мировоззрения: а) философское мировоззрение – это исторический тип мировоззрения б) философское мировоззрение биополярно: его смысловые «узлы» – мир и человек в) философское мировоззрение возникло 2, 5 тысячи лет назад
2. Выделите правильное высказывание о предмете философии: а) философия является учением о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания б) философия – это любовь к мудрости, любомудрие особого порядка в) философия – это теоретическое ядро мировоззрения
3. Какое из положений характеризует специфику философии в отличие от науки? а) она есть деятельность по производству новых знаний о мире, выражающих внутреннюю сущность исследуемой реальности б) она выступает как сложно организованная система знаний и как социокультурный институт в) она призвана осмыслить всю сложность общественно-исторического бытия
4. Аристотель критиковал Платона за: а) признание реальности мира идей б) отрыв идеи о вещах от самих идей в) идеализм его воззрений
5. Какое из положений не характеризует средневековую религиозную философию: а) человек считался созданием, достаточно высоко стоящим, но не занимающим привилегированной позиции б) Вселенная является вторичной по отношению к людям и Богу в) Бог является Личностью, которая существует над миром
6. Какой из выделенных принципов не относится к философии эпохи Возрождения: а) антропоцентризм в) теоцентризм б) гуманизм г) пантеизм
7. Какое из положений является общим для философских воззрений Ф Бэкона и Р. Декарта: а) критика схоластического наследия средних веков и эпохи возрождения б) предлагается целая программа просвещения людей и борьбы против невежества и предрассудков в) исходным пунктом метафизики постулируется реальность мыслящего субъекта
|