Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Семинар 13. Глобальные проблемы мирового хозяйства и пути их решения (проводится в виде фокус-группы) (2 часа)
Фокус-группы – это дискуссия между 5-7 участниками и модератором по вопросу, вынесенному для обсуждения на семинар, продолжительностью 20-30 мин. Методология фокус-группы заключается в диалоговой форме выражения собственного мнения и защиты его в столкновениии с другими идеями. На обсуждение выносятся вопросы темы семинарского занятия, представляющие интерес для группы. Фокус-группа, как метод изучения мнения и инструмент получения ответов на вопросы, позволяет в процессе разговора высказать свое мнение и услышать мнение других по обсуждаемому вопросу. В ходе дискуссии студенты стараются использовать все свои интеллектуальные способности для убеждения собеседников. Качественное проведение фокус-группы требует внимательного вслушивания в аргументы, образующие рамки дискуссии. В конце дискуссии каждая группа кратко представляет основные выводы по обсуждаемой проблеме. Модератором может являться наиболее подготовленный студент группы. К нему предъявляются особые требования: он должен чувствовать, слышать и вести дискуссию так, чтобы не просто регистрировать мнения, а создавать атмосферу общения. В его обязанности входит провоцирование несогласия, чтобы члены группы имели возможность взаимодействовать и убеждать друг друга. Модератор должен удерживать всех на теме разговора, не позволяя никому доминировать.
Вопросы для обсуждения: 1. Проблема Север-Юг. 2. Проблема преодоления бедности и отсталости. 3. Продовольственная проблема: - масштабы продовольственной проблемы; - мировая торговля продовольствием; - протекционизм в мировой торговле продовольствием; - место России в мировой торговле продовольствием; - перспективы решения продовольственной проблемы. 3. Проблема природных ресурсов: - энергетическая и сырьевая проблема (энергетические и сырьевые кризисы); - возможные пути решения проблемы; - нерациональное природопользование. 4. Проблема экологии и устойчивого развития; 5. Демографическая проблема. 6. Проблема Мирового океана. 7. Новые и нарождающиеся проблемы человечества
Литература: Мировая экономика. Учебник под ред. проф. А.С. Булатова, проф.Н.Н.Ливинцева.-М., 2011 Журнал «Мировая экономика и международные отношения». - М., 2007-2012. Журнал «Современная Европа». - М., 2000-2006. Е. Ковалев. Мировой продовольственный кризис: эскалация проблем // МЭиМО. 2010. №4. Мир на рубеже тысячелетий (прогноз развития мировой экономики до 2015г). / Под ред. В.А. Мартынова. А.А. Дынкина. - М.: Новый век, 2001. Мировая экономика. Глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И.С. Королева – М., 2003. Мировая экономика и международный бизнес: Учебник / Под общ. ред. д.э.н., проф. В.В.Полякова и д.э.н., проф. Р.К.Щекина. – М. Россия в современном мировом хозяйстве / Отв. ред. Л.Н.Красавина, Б.М. Смитиенко. – М., 2003.
|