Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие педагогического идеала
Процесс развития личности определяют в основном следующие факторы: наследственность, социальная среда, семья, воспитание, образование, самообразование и самовоспитание. Именно от них зависит тот или иной жизненный путь человека, качество и продуктивность его жизни. Поэтому исследования становления и развития личности человека в соответствии с индивидуальной генетической программой и особенностями социализации представляют значительный интерес как для практики, так и для теории — многих наук о поведении человека (педагогики, психологии, правоведения, философии и др.). Цели и задачи образования всегда соответствуют представлениям того или иного общества в конкретный период его исторического развития об идеале человеческой личности. Педагогический идеал — это совокупность представлений о достойном подражания образцовом человеке, особенностях его личности, поведения и отношений с людьми. Педагогический идеал тесно связан с духовно-нравственными, эстетическими, общественно-политическими идеалами и формируется под влиянием воспитания и обучения, исторически сложившихся общественных условий, конкретных обстоятельств жизни и деятельности данного человека, особенностей его личного опыта. Представления об идеальном человеке содержатся в фольклоре, народной педагогике, произведениях литературы и искусства. Герои сказок, былин, песен обычно отличаются смелостью, честностью, справедливостью, добротой. Сказочная героиня добра, трудолюбива, скромна, отзывчива, почтительна со старшими. Она послушная дочь и верная жена. Исследователи этнопедагогики подчеркивают, что идеалы личности у разных народов довольно близки друг к другу. Они обязательно включают в себя такие качества, как ум, красота, доброта, трудолюбие, справедливость, физическая сила. Идеал телесной и духовной красоты уходит корнями в античные философские учения. Философам античного мира принадлежит идея всестороннего и гармоничного развития человека. Ее отчетливая формулировка встречается также у философов и педагогов-гуманистов эпохи Возрождения. Эта эпоха дала миру много разносторонне образованных людей, развивших до высокого совершенства свои природные задатки и способности. Педагоги-гуманисты эпохи Возрождения Ф. Рабле (1494—1553), М. Монтень (1533—1592) в содержание всестороннего развития включали культ телесной красоты, наслаждение искусством, музыкой, литературой. Опираясь на традиции народного творчества, Рабле создал роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», который является яркой сатирой, направленной против католической церкви, судей-крючкотворцев, против вымогательств папского двора, мракобесия и схоластической педагогики. Рабле боролся за гуманистическую культуру, за всестороннее развитие человеческой личности. Во второй части романа он изображает свой идеал гуманистического воспитания, создает утопическую картину общественного устройства, обеспечивающего свободу развития всех человеческих способностей. Социалисты-утописты Т. Мор, Т. Кампанелла, Р. Оуэн, А. Сен-Симон, Ш. Фурье выдвинули идеал формирования личности в условиях освобождения от частной собственности на средства производства. Они впервые потребовали соединения воспитания с трудом, включения труда в процесс всестороннего гармонического развития личности. Французские просветители XVIII в. К. Гельвеций, Д. Дидро включили в содержание понятия всестороннего развития человека умственное и нравственное совершенствование. Русские демократы А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский считали, что проблема всестороннего воспитания человека может быть решена только путем революции, после уничтожения экономического и политического гнета правящего режима. К. Маркс и Ф. Энгельс, под влиянием учения которых долгое время находилась советская система образования, объясняли идею и цель всестороннего и гармоничного развития людей экономическими законами и типом общественных отношений. Они считали, что подобную цель можно ставить в коммунистическом обществе, когда исчезнут классы и классовые различия, не будет существенных различий между умственным и физиче- ским трудом, будет достигнут высокий уровень развития науки и техники и общественного производства. Они отстаивали идею общественного воспитания детей. Очевидно, что этот идеал — всесторонне и гармонически развитая личность — является едва ли достижимым, если вообще не утопическим. Целесообразно вести речь о двух параллельно существующих в обществе педагогических идеалах личности. Один высокий, но заведомо недостижимый. Его предназначение — быть своеобразным маяком, высшим образцом, к которому следует подвести воспитанника как можно ближе. Другой идеал достаточно приземленный. Он, как правило, имеет реальное воплощение. «Реальный идеал» — это герой своего времени, этот тот, которому все стремятся подражать, чью личность многие родители ставят в пример своим детям. Силой педагогического идеала можно разрушить нежелательные, антиобщественные установки людей, особенно подростков, и сформировать положительные. Герой повести Ф. М. Достоевского «Записки из подполья» провозглашает: «Уничтожьте мои желания, сотрите мои идеалы, покажите мне что-нибудь лучше, и я за вами пойду». Очевидно, что идеалы могут варьироваться от примитивных до возвышенных, от конкретных до абстрактных. От уровня развития самого человека, масштаба его личности зависит, будут его идеалы примитивными или благородно возвышенными. Вместе с тем человек и окружающая его социальная среда неразрывно взаимосвязаны, поскольку сам человек есть в определенной мере продукт данной социальной среды. В разное время в различных слоях российского сообщества идеалами были блестящий и благородный офицер, для которого честь и Родина превыше всего, тургеневская возвышенно-романтическая барышня и некрасовская женщина, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет», рахметовский тип революционера, пролетарские вожди и комиссары. Примечательно, что А. С. Грибоедов и А. С. Пушкин своим идеалом избрали библейского царя Давида (просвещенного монарха, выдающегося полководца, победителя великана Голиафа), который служил им образцом для подражания. Во время Великой Отечественной войны весьма популярным был идеал храброго советского бойца-фронтовика. После войны люди в военной форме еще долгое время оставались кумирами молодежи. Затем они уступили место научным работникам, талантливым инже- нерам, другим высококвалифицированным специалистами. В 70-е гг. XX в. большую притягательность получила карьера партийного функционера и государственного чиновника, которая считалась символом благополучия и успеха. В настоящее время диапазон идеалов молодежи также достаточно широк, от работника автосервиса, топ-модели, «крутого» бизнесмена и звезды шоу-бизнеса до компетентного юриста и успешного менеджера. Стремление личности к совершенствованию себя и окружающего мира есть естественная потребность человека, дающая ему силы и основания для более достойного образа жизни. Конкретизированное в идеалах стремление людей к улучшению своего образа жизни — это объективно существующая форма проявления такой потребности. Противоречие между идеалом человека и его реальным положением в мире является движущей силой развития и совершенствования его личности. Педагоги, родители, юристы должны строить свои педагогические воздействия на знаниях идеалов и законов индивидуального развития воспитанников, развенчивая асоциальные устремления и утверждая гуманистические духовные ценности. Показательно, что подавляющее большинство из более чем 700 опрошенных студентов Уральской государственной юридической академии считают своим идеалом высококвалифицированного юриста, добивающегося значительных успехов в профессиональной деятельности, которую удачно сочетают со счастливой семейной жизнью, успешным воспитанием детей. В качестве иллюстрации приведем выдержки из самоотчета одного из студентов. «В определении человека как целеполагающего существа и кроется понимание моих приоритетных целей: это гармоничное сочетание и разумная расстановка приоритетов во всех сферах жизнедеятельности. Меня не пугает отсутствие в жизни одной глобальной цели, так как мне свойственно смотреть на вещи не абсолютно. Поэтому для меня приемлемым вариантом является постановка краткосрочных целей, достижение которых служит определенной самореализации. Меня можно назвать творческим человеком в общепринятом смысле слова, так как творчество, на мой взгляд, неотъемлемая часть самосотворения человека и его жизни, судьбы. Мне близка психологическая установка: «Будем как боги — сотворим свою Вселенную!» В людях я ценю прежде всего человеч- ность и понимание других. Это делает их людьми. Для меня является необходимым эмоциональное равновесие, умение сосредоточить свои силы на определенном деле. Именно эти качества я хочу в дальнейшем усовершенствовать. Все мое творчество сводится к созданию уютного, здорового, надежного «внутреннего дома», и в мои ближайшие планы не входит прекращение этого строительства. Мне сложно объективно оценить свои достижения, важнее чувствовать их значимость для собственного внутреннего роста. Они важны для преодоления комплекса неполноценности, с которым человек борется всю жизнь. С опытом приходит убежденность, что решать свои проблемы нужно всегда самому и самостоятельно. В моей жизни есть только один принцип — празднование каждого ее момента «здесь и сейчас». Вопрос о смысле жизни некоторое время назад являлся для меня максимально болезненным из всех возможных. Теперь все просто: смысла в жизни нет. И в этом нет ничего страшного. Просто жизнь стоит того, чтобы жить. Войти в «золотую пятерку» лучших адвокатов нашего города, создать крепкую семью, продолжить себя в здоровых и любящих детях». Некоторая категоричность утверждения «смысла в жизни нет» опровергается содержанием последних строчек самого автора. Каждый человек, естественно, сам определяет смысл своей жизни и вносит этот смысл в свое существование на основе собственного жизненного опыта, размышлений, идеалов. Напрашивается вывод о том, что педагогическим идеалом сегодня для большинства учащейся молодежи становится свободный творческий конкурентоспособный специалист, обладающий профессиональной и социально-психологической компетентностью, активной жизненной позицией, моральной и гражданской зрелостью.
|