Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура в начале XX в.






РОССИЯ в 1900-1920 гг.

Тема №30: Россия в начале века: самодержавие и общество; сословный строй; экономическое и политическое раз­витие, его противоречия; проблемы модернизации. Реформы С. Ю. Витте.

Культура в начале XX в.

№ 184. (С4)

Определите не менее двух целей экономической политики С. Ю. Вит­те. Приведите не менее трех примеров реализации этой экономической политики.

№184. (С4) Ответ:

1. Могут быть названы следующие основные цели экономической политики С. Ю. Витте:

1) ускорение индустриализации страны;

2) создание рыночной экономики;

3) интеграция экономики России в мировую систему.

2. Могут быть приведены следующие примеры реализации экономической по­литики С. Ю. Витте:

1) ускоренное железнодорожное строительство;

2) активное вмешательство государства в финансово-экономическую жизнь страны — покровительство промышленности, выдача денежных кредитов;

3) финансовая реформа, целью которой было укрепление рубля;

4) привлечение иностранных капиталов.

 

№ 185. (С4)

Назовите не менее двух объединений художников, композиторов, деятельность которых относится к XIX — началу XX в. Приведите не менее трех характерных черт одного из названных объединений.

№ 185. (С4) Ответ:

1. Могут быть названы следующие творческие объединения:

1) «Товарищество передвижных художественных выставок» (передвижники)

2) «Могучая кучка» (Балакиревский кружок); I

3) «Мир искусства».

 

2. Могут быть приведены характерные черты одного из названных объединении:

А) «Товарищество передвижных художественных выставок»:

1) стремление следовать принципам реализма;

2) отказ от эстетических канонов академизма;

3) стремление отображать жизнь простого народа, его бедствия и страда­ния;

4) устройство передвижных выставок;

5) критика существующих порядков.

Б) «Могучая кучка»:

1) создание национальной оперы;

2) отказ от шаблонов итальянского музыкального искусства;

3) использование в музыкальных произведениях народных мотивов;

4) народ — участник сценического музыкального действа (оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «Псковитянка»).

В) «Мир искусства»:

1) популяризация западноевропейского искусства;

2) возрождение наследия прошлых эпох (XVIII — начало XIX в.);

3) противопоставление творчества «мирискуссников» реалистическому направлению;

4) отказ от эстетических принципов академизма.

 

№ 186. (С5)

Ниже приведены две точки зрения об экономическом развитии России в начале XX в.:

1. В начале XX в. Россия была среднеразвитой страной с развиваю­щейся экономикой, а отечественный капитал занимал лидирую­щее положение в народном хозяйстве страны.

2. Россия в начале XX в. была глубоко отсталой страной и находи­лась в полуколониальной зависимости от стран Запада.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтвер­ждающими избранную вами точку зрения.

№186. (С5) Ответ:

При выборе первой точки зрения:

1) в начале XX в. по объемам добычи железной руды, выплавке чугу­на и стали, производству тканей и сахара Россия занимала 4-5 места в мире, а по нефтедобыче — 1 место (благодаря созданию Бакинского нефтепромышленного района);

2) существовала развитая банковская система (например, Русско-Азиат­ский банк);

3) шел процесс создания национальных монополий («Продамет», «Прод-вагон», «Продуголь» и т.д.);

4) возникли финансово-промышленные группы во главе с Путиловым, Рябушинским и др.;

5) около 70 % промышленных предприятий в начале XX в! было акциони­ровано.

При выборе второй точки зрения:

1) Россия отставала от стран Запада по объему промышленной продукции на душу населения;

2) в промышленности была низкая производительность труда;

3) Россия занимала скромное место в мировой торговле;

4) многоукладность экономики и крепостнические пережитки в деревне тормозили экономическое развитие страны.

 

№ 187 (С5)

Ниже приведены две точки зрения о влиянии государства на разви­тие экономики России в начале XX в.:

1. Государственное вмешательство имело решающее значение в индустриализации царской России, позволив патриархальной империи в короткий срок войти в число развитых индустриаль­ных держав.

2. Государственное вмешательство не имело решающего значения. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется

более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтвер­ждающими избранную вами точку зрения.

 

№187. (С5) Ответ:

При выборе первой точки зрения:

1) государство играло весьма активную роль в экономической жизни доре­волюционной России, владея сетью железных дорог, промышленными предприятиями, особенно в оборонной отрасли;

2) правительство способствовало созданию тяжелой индустрии, росту бан­ков;

3) государство содействовало развитию железнодорожного строительства;

4) царское правительство проводило протекционистскую политику.

При выборе второй точки зрения:

1) многоукладный характер экономики препятствовал государственному регулированию всех экономических процессов;

2) экономика зависела больше от внешних рынков зерна и иностранных инвестиций, чем от государственного вмешательства;

3) создание в промышленности крупных объединений, предприятий — монополий, образование финансового капитала происходило под влия­нием рыночного механизма без серьезного вмешательства со стороны правительства.

 

№ 188. (С5)

Ниже приведены две точки зрения о развитии культуры в России в начале XX в.:

1. В начале XX в. русская культура переживала упадок.

2. В России в начале XX в. был самый настоящий культурный ре­нессанс.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтвер­ждающими избранную вами точку зрения.

№ 188. (С5) Ответ:

При выборе первой точки зрения:

1) в России грамотность населения была намного ниже, чем в странах За­падной Европы;

2) русская литература «серебряного века» не продолжала традицию созда­ния «больших романов»;

3) в начале XX в. часть интеллигенции была охвачена настроениями обще­ственного и нравственного упадка, в художественной культуре получило распространение декадентство.

При выборе второй точки зрения:

1) в культурной жизни начала XX в. шли поиски путей обновления форм художественного творчества, переоценка ценностей, возрастал интерес к духовному миру личности («серебряный век» русской культуры);

2) в поэзии яркими явлениями стали новые направления в литературе: символизм (А. Блок, К. Бальмонт, А. Белый и др.), акмеизм (Н. Гуми­лёв, А. Ахматова, О. Мандельштам и др.), футуризм (В. Хлебников, В. Маяковский и др.);

3) в это время продолжали работать Л. Толстой, А. Чехов, произошел рас­цвет творчества М. Горького;

4) великолепными достижениями отмечено музыкальное искусство (твор­чество С. Рахманинова, И. Стравинского, А. Скрябина, С. Прокофьева);

5) Московский Художественный театр, созданный К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко, стал центром формирования новых прин­ципов театрального искусства.

 

№ 189. (С7)

Сравните положение крестьян, крестьянских хозяйств в 1870-е гг. и в 1907—1914 гг. Укажите, что было общим (не менее двух общих ха­рактеристик), а что — различным (не менее трех различий). Запишите ответ в форме таблицы.

№ 189. (С7) Ответ:

С7.1В качестве общего могут быть названы:

1) низкий уровень товарности крестьянских хозяйств;

2) сохранение неравноправного положения крестьян;

3) низкий уровень производительности крестьянских хозяйств;

4) сохранение общины;

5) участие крестьян в работе земств;

6) недостаток земли (малоземелье);

7) развитие наемного труда в сельском хозяйстве.

 

С7.2 Различия:

Период 1870-х гг. Период 1907-1914 гг.
Временнообязанное положение крестьян Крестьяне не имели никаких обязанностей перед бывшими помещиками
Крестьяне платили подушную подать  
Выкупные платежи Выкупные платежи отменены
Крестьяне ограничены в своем праве покидать общину Крестьяне имели право на свободный выход из общины с наделом
  Крестьяне могли получить ссуды че­рез Крестьянский банк
  Развитие хуторского хозяйства, отрубов (результат столыпинской ре формы)
  Усиление социального расслоения крестьян
Крестьяне не имели никаких политических прав Крестьяне могли избирать и избираться в Государственную думу

 

№ 190. (С7)

Сравните положение промышленных рабочих (их общественный статус, условия труда и т.д.) в 1870-е гг. и в 1906-1914 гг. Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что — различным (не менее трех различий). Примечание. Запишите ответ в форме таблицы.

№ 190. (С7) Ответ:

С7.1В качестве общего могут быть названы:

1) тяжелые условия труда;

2) низкая заработная плата;

3) тяжелые бытовые условия;

4) использование женского и детского труда;

5) крестьянское происхождение большинства рабочих;

6) преобладание неквалифицированного труда;

7) отсутствие или недостаточный уровень социальной защиты.

 

С7.2 Различия:

Положение промышленных рабочих в1870-е гг. Продолжительный рабочий день Положение промышленных рабочих в 1906-1914 гг. Ограничение продолжительности рабочего дня
  Тяготы, вызванные промышленным кризисом и русско-японской войной (увольнения, мобилизация в армию и отправка на фронт)
Отсутствие организаций, защищающих права рабочих Наличие рабочих (профсоюзных) организаций
Отсутствие правового регулирования взаимоотношений между рабочими и фабрикантами Внимание к нуждам рабочих со стороны правительства  

 

№ 191. (С7)

Сравните положение дворянства и буржуазии в Российской Импе­рии в начале XX в. (до 1905 г.). Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что — различным (не менее трех различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы.

№ 191. (С7) Ответ:

С7.1В качестве общего могут быть названы:

1) весомое положение в структуре общества;

2) владение средствами производства.

С7.2 Различия:

Дворянство Буржуазия
Было достаточно многочисленным Была немногочисленна по сравне­нию с развитыми странами
В хозяйственной деятельности было достаточно свободно от государственного вмешательства (помощь от государства) В хозяйственной деятельности была зависима от государства
Имело возможность влияния на государственные дела Не имела возможности влияния на государственные дела

№ 192. (С7)

Сравните экономический и политический строй России в кон­це XIX в. и перед Первой мировой войной. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что — различным (не менее трех различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы.

№ 192. (С7) Ответ:

С7.1 В качестве общего могут быть названы:

1) существование монархии;

2) существование сословий;

3) быстрое развитие капитализма в промышленности.

 

С7.2 Различия:

Конец XIX в. К 1914 г.
Неограниченное самодержавие Наличие законодательного органа —Государственной думы
Отсутствие политических прав у всех сословий (кроме дворян) Политические права предоставлены всем сословиям
Незыблемость крестьянской общины Возможность выхода из крестьянской общины

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал