Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культура в начале XX в.Стр 1 из 6Следующая ⇒
РОССИЯ в 1900-1920 гг. Тема №30: Россия в начале века: самодержавие и общество; сословный строй; экономическое и политическое развитие, его противоречия; проблемы модернизации. Реформы С. Ю. Витте. Культура в начале XX в. № 184. (С4) Определите не менее двух целей экономической политики С. Ю. Витте. Приведите не менее трех примеров реализации этой экономической политики. №184. (С4) Ответ: 1. Могут быть названы следующие основные цели экономической политики С. Ю. Витте: 1) ускорение индустриализации страны; 2) создание рыночной экономики; 3) интеграция экономики России в мировую систему. 2. Могут быть приведены следующие примеры реализации экономической политики С. Ю. Витте: 1) ускоренное железнодорожное строительство; 2) активное вмешательство государства в финансово-экономическую жизнь страны — покровительство промышленности, выдача денежных кредитов; 3) финансовая реформа, целью которой было укрепление рубля; 4) привлечение иностранных капиталов.
№ 185. (С4) Назовите не менее двух объединений художников, композиторов, деятельность которых относится к XIX — началу XX в. Приведите не менее трех характерных черт одного из названных объединений. № 185. (С4) Ответ: 1. Могут быть названы следующие творческие объединения: 1) «Товарищество передвижных художественных выставок» (передвижники) 2) «Могучая кучка» (Балакиревский кружок); I 3) «Мир искусства».
2. Могут быть приведены характерные черты одного из названных объединении: А) «Товарищество передвижных художественных выставок»: 1) стремление следовать принципам реализма; 2) отказ от эстетических канонов академизма; 3) стремление отображать жизнь простого народа, его бедствия и страдания; 4) устройство передвижных выставок; 5) критика существующих порядков. Б) «Могучая кучка»: 1) создание национальной оперы; 2) отказ от шаблонов итальянского музыкального искусства; 3) использование в музыкальных произведениях народных мотивов; 4) народ — участник сценического музыкального действа (оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «Псковитянка»). В) «Мир искусства»: 1) популяризация западноевропейского искусства; 2) возрождение наследия прошлых эпох (XVIII — начало XIX в.); 3) противопоставление творчества «мирискуссников» реалистическому направлению; 4) отказ от эстетических принципов академизма.
№ 186. (С5) Ниже приведены две точки зрения об экономическом развитии России в начале XX в.: 1. В начале XX в. Россия была среднеразвитой страной с развивающейся экономикой, а отечественный капитал занимал лидирующее положение в народном хозяйстве страны. 2. Россия в начале XX в. была глубоко отсталой страной и находилась в полуколониальной зависимости от стран Запада. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. №186. (С5) Ответ: При выборе первой точки зрения: 1) в начале XX в. по объемам добычи железной руды, выплавке чугуна и стали, производству тканей и сахара Россия занимала 4-5 места в мире, а по нефтедобыче — 1 место (благодаря созданию Бакинского нефтепромышленного района); 2) существовала развитая банковская система (например, Русско-Азиатский банк); 3) шел процесс создания национальных монополий («Продамет», «Прод-вагон», «Продуголь» и т.д.); 4) возникли финансово-промышленные группы во главе с Путиловым, Рябушинским и др.; 5) около 70 % промышленных предприятий в начале XX в! было акционировано. При выборе второй точки зрения: 1) Россия отставала от стран Запада по объему промышленной продукции на душу населения; 2) в промышленности была низкая производительность труда; 3) Россия занимала скромное место в мировой торговле; 4) многоукладность экономики и крепостнические пережитки в деревне тормозили экономическое развитие страны.
№ 187 (С5) Ниже приведены две точки зрения о влиянии государства на развитие экономики России в начале XX в.: 1. Государственное вмешательство имело решающее значение в индустриализации царской России, позволив патриархальной империи в короткий срок войти в число развитых индустриальных держав. 2. Государственное вмешательство не имело решающего значения. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
№187. (С5) Ответ: При выборе первой точки зрения: 1) государство играло весьма активную роль в экономической жизни дореволюционной России, владея сетью железных дорог, промышленными предприятиями, особенно в оборонной отрасли; 2) правительство способствовало созданию тяжелой индустрии, росту банков; 3) государство содействовало развитию железнодорожного строительства; 4) царское правительство проводило протекционистскую политику. При выборе второй точки зрения: 1) многоукладный характер экономики препятствовал государственному регулированию всех экономических процессов; 2) экономика зависела больше от внешних рынков зерна и иностранных инвестиций, чем от государственного вмешательства; 3) создание в промышленности крупных объединений, предприятий — монополий, образование финансового капитала происходило под влиянием рыночного механизма без серьезного вмешательства со стороны правительства.
№ 188. (С5) Ниже приведены две точки зрения о развитии культуры в России в начале XX в.: 1. В начале XX в. русская культура переживала упадок. 2. В России в начале XX в. был самый настоящий культурный ренессанс. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. № 188. (С5) Ответ: При выборе первой точки зрения: 1) в России грамотность населения была намного ниже, чем в странах Западной Европы; 2) русская литература «серебряного века» не продолжала традицию создания «больших романов»; 3) в начале XX в. часть интеллигенции была охвачена настроениями общественного и нравственного упадка, в художественной культуре получило распространение декадентство. При выборе второй точки зрения: 1) в культурной жизни начала XX в. шли поиски путей обновления форм художественного творчества, переоценка ценностей, возрастал интерес к духовному миру личности («серебряный век» русской культуры); 2) в поэзии яркими явлениями стали новые направления в литературе: символизм (А. Блок, К. Бальмонт, А. Белый и др.), акмеизм (Н. Гумилёв, А. Ахматова, О. Мандельштам и др.), футуризм (В. Хлебников, В. Маяковский и др.); 3) в это время продолжали работать Л. Толстой, А. Чехов, произошел расцвет творчества М. Горького; 4) великолепными достижениями отмечено музыкальное искусство (творчество С. Рахманинова, И. Стравинского, А. Скрябина, С. Прокофьева); 5) Московский Художественный театр, созданный К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко, стал центром формирования новых принципов театрального искусства.
№ 189. (С7) Сравните положение крестьян, крестьянских хозяйств в 1870-е гг. и в 1907—1914 гг. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что — различным (не менее трех различий). Запишите ответ в форме таблицы. № 189. (С7) Ответ: С7.1В качестве общего могут быть названы: 1) низкий уровень товарности крестьянских хозяйств; 2) сохранение неравноправного положения крестьян; 3) низкий уровень производительности крестьянских хозяйств; 4) сохранение общины; 5) участие крестьян в работе земств; 6) недостаток земли (малоземелье); 7) развитие наемного труда в сельском хозяйстве.
С7.2 Различия:
№ 190. (С7) Сравните положение промышленных рабочих (их общественный статус, условия труда и т.д.) в 1870-е гг. и в 1906-1914 гг. Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что — различным (не менее трех различий). Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. № 190. (С7) Ответ: С7.1В качестве общего могут быть названы: 1) тяжелые условия труда; 2) низкая заработная плата; 3) тяжелые бытовые условия; 4) использование женского и детского труда; 5) крестьянское происхождение большинства рабочих; 6) преобладание неквалифицированного труда; 7) отсутствие или недостаточный уровень социальной защиты.
С7.2 Различия:
№ 191. (С7) Сравните положение дворянства и буржуазии в Российской Империи в начале XX в. (до 1905 г.). Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что — различным (не менее трех различий). Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. № 191. (С7) Ответ: С7.1В качестве общего могут быть названы: 1) весомое положение в структуре общества; 2) владение средствами производства. С7.2 Различия:
№ 192. (С7) Сравните экономический и политический строй России в конце XIX в. и перед Первой мировой войной. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что — различным (не менее трех различий). Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. № 192. (С7) Ответ: С7.1 В качестве общего могут быть названы: 1) существование монархии; 2) существование сословий; 3) быстрое развитие капитализма в промышленности.
С7.2 Различия:
|