Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема №31: Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Думская монархия
№ 193. (С4) Назовите не менее трех основных целей, программных положений большинства российских либералов начала XX в. Приведите не менее двух примеров либеральных политических организаций (партий) начала XX в. № 193. (С4) Ответ: 1. Могут быть названы следующие основные цели, программные положения: 1) установление ограниченной (конституционной) монархии; 2) отказ от радикальных (нелегальных) средств борьбы; 3) предоставление населению гражданских и политических прав и свобод; 4) уважительное отношение к частной собственности (защита идеи о ее необходимости); 5) равенство граждан перед законом; 6) ликвидация сословной системы; 7) протекционизм, защита отечественных предпринимателей от иностранной конкуренции; 8) идея обязательного наличия представительного органа власти.
2. Могут быть приведены следующие примеры либеральных политических организаций: 1) Конституционно-демократическая партия (кадеты); 2) «Союз 17 октября» (октябристы); 3) Союз земцев-конституционалистов; 4) Торгово-промышленная партия; 5) Прогрессивная партия; 6) Прогрессивный блок.
№ 194. (С4) Назовите две самые крупные либеральные партии России периода думской монархии. Приведите не менее трех положений программы одной из них.
№194. (С4) Ответ: 1. Должны быть названы следующие партии: 1) Конституционно-демократическая партия (кадеты); 2) «Союз 17 октября» (октябристы). 2. Могут быть приведены следующие положения программ: а) Конституционно-демократической партии (кадетов): 1) установление в России конституционного строя; 2) утверждение гражданских и политических прав и свобод; 3) приоритет реформаторского пути развития над революционным; 4) предоставление нациям прав на культурную автономию; 5) решение аграрного вопроса за счет передачи крестьянам государственных, церковных земель и части помещичьей земли, отчужденной (конфискованной) на условиях «справедливой оценки» земли (денежная компенсация); 6) введение 8-часового рабочего дня, улучшение жизни рабочих. б) «Союза 17 октября» (октябристов): 1) поддержка монархии на условиях соблюдения партией положений Манифеста 17 октября 1905 г.; 2) отказ от любых незаконных (непарламентских) методов борьбы; 3) сохранение единой и неделимой России; 4) решение аграрного вопроса за счет раздачи крестьянам государственных и церковных земель, переселенческой политики и предоставления ссуд Крестьянским банком. Неприкосновенность помещичьей собственности на землю (частичное отчуждение возможно лишь, в крайнем случае); 5) решение рабочего вопроса не должно происходить за счет предпринимателей (не поддержали требование о введении 8-часового рабочего дня, выступали за ограничение прав рабочих на забастовку).
№ 195. (С7) Сравните политический режим до и после 1905 г. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что — различным (не менее трех различий). Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. № 195. (С7) Ответ: С7.1В качестве общего могут быть названы: 1) Россия оставалась монархией; 2) сохранялась сильная власть царя; 3) министры (как и другие чиновники) назначались и смещались царем; 4) Россия оставалась империей.
С7.2 Различия:
№ 196. (С7) Сравните систему государственного управления (систему органов власти) в Российской Империи в конце XIX в. и в 1906—1914 гг. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что — различным (не менее трех различий). Запишите ответ в форме таблицы № 196. (С7) Ответ: С7.1 В качестве общего могут быть названы: 1) вся полнота исполнительной власти принадлежит императору; 2) Россия — наследственная монархия; 3) министерская система управления; 4) Сенат — высшее судебное учреждение; 5) Синод — высший орган управления церковными делами.
С7.2 Различия:
№ 197. (С7) Сравните деятельность и состав первых двух Государственных дум с работой и составом III Государственной думы. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что — различным (не менее трех различий). Запишите ответ в форме таблицы № 197. (С7) Ответ: С7.1 В качестве общего могут быть названы: 1) Думы были первым шагом в истории современного российского парламентаризма, они имели как положительный, так и отрицательный опыт; 2) в Думах не было ярко выраженного политического лидера (фракции), способного (-ой) большинством голосов продвигать свои законодательные инициативы.
С7.2 Различия:
№ 198. (С7) Сравните основные идеологические установки, подходы к партийному строительству и методам политической борьбы большевиков и меньшевиков в период 1907—1916 гг. Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что — различным (не менее трех различий). Примечание. Запишите ответ в форме таблицы.
№ 198. (С7) Ответ: С7.1В качестве общего могут быть названы: 1) основа идеологии — марксизм (социал-демократия); 2) представление о будущем России и всего мира как о социалистическом будущем; 3) идея мировой революции; 4) признание промышленного пролетариата в качестве главного революционного класса; 5) ликвидация самодержавия как ближайшая задача; 6) создание революционной партии и ведение революционной пропаганды.
С7.2 Различия:
Тема № 32: Революция 1905-1907 гг. (причины, движущие силы, основные события, итоги) № 199. (С4) Назовите не менее трех общественных классов или групп, слоев, принимавших участие в революции 1905—1907 гг. Приведите не менее двух требований, которые они предъявляли к государственной власти.
№ 199. (С4) Ответ: 1. Могут быть названы следующие общественные классы или группы: 1) рабочий класс; 2) крестьянство; 3) интеллигенция; 4) буржуазия. 2. Могут быть приведены следующие требования: 1) ликвидация (ограничение) самодержавия; 2) ограничение помещичьего землевладения; 3) предоставление демократических прав и свобод; 4) улучшение условий труда, повышение заработной платы, предоставление социальных гарантий и т.д.
№ 200. (С4) Назовите не менее трех положений, характеризующих движущие силы, характер организованности и задач первой российской революции 1905-1907 гг. Приведите не менее двух ее общественно-политических итогов № 200. (С4) Ответ: 1. Могут быть названы следующие положения: 1) революция носила общенародный, демократический характер по движущим силам, в ней принимали участие представители практически всех слоев населения (рабочие, крестьяне, интеллигенция, студенчество, либеральная буржуазия, моряки); 2) революция носила стихийный характер, ни одна из политических партий не определяла хода революционных событий, не имела четкой линии в революционном процессе; 3) с точки зрения задач, революция была буржуазной, т. к. объективно реализация требований антиправительственных сил вела к дальнейшей буржуазной модернизации России. 2. Могут быть указаны следующие итоги: 1) революция имела незавершенный характер, т. к. власть лишь частично удовлетворила требования населения, было сохранено сословное неравноправие; 2) началась эволюция политического строя Российской Империи от абсолютной монархии к конституционной.
№ 201. (С4) Назовите не менее трех мер, которые предприняло царское правительство для подавления революции 1905-1907 гг. Приведите не менее трех результатов этой революции. № 201. (С4) Ответ: 1. Могут быть названы следующие меры для подавления революции 1905— 1907гг.: 1) прямое подавление революционных выступлений с помощью вооруженных сил (например, Московское восстание, восстание на крейсере «Очаков» и т. д.); 2) окончание войны с Японией; 3) опубликование Манифеста 17 октября 1905гг.; 4) проведение выборов и созыв Государственной думы; 5) осуществление аграрной реформы П. А. Столыпина; 6) была проведена отмена выкупных платежей крестьян за землю. 2. Могут быть приведены следующие результаты революции 1905—1907гг.: 1) было сохранено самодержавие; 2) началась аграрная реформа; 3) были введены гражданские свободы; 4) появилась многопартийность; 5) начала работу Государственная дума; 6) были расширены права рабочих (право на проведение стачек, создание профсоюзов), повышена им заработная плата.
№ 202. (С4) Назовите не менее трех результатов революции 1905—1907 гг. Приведите не менее трех положений, отражающих значение революции для отечественной истории начала XX в. № 202. (С4) Ответ: 1. Могут быть названы следующие изменения, произошедшие в политической системе Российской Империи в ходе революции 1905—1907гг. (результаты): 1) гарантированы фундаментальные политические свободы (слова, печати, собраний и т.д.); 2) создана Государственная дума (законодательный представительный орган); 3) пересмотрены основные законы Российской Империи; 4) сокращена продолжительность рабочего дня, легализованы экономические забастовки, повышена заработная плата рабочих; 5) отменены выкупные платежи; 6) разрешена легальная деятельность политических партий, профсоюзов.
2. Могут быть приведены следующие положения, отражающие значение революции: 1) революция не смогла разрешить многих проблем (аграрный, национальный и др. вопросы); 2) был сделан шаг к утверждению в России конституционного строя, фактическому ограничению власти императора Государственной думой («думская монархия»); 3) революция ускорила процессы экономической, социальной и политической модернизации России (переход от традиционного общества к индустриальному); 4) продуктивный диалог между обществом и властью не был налажен, что стало одной из причин нового революционного взрыва; 5) получили развитие тенденции к формированию гражданского общества в стране.
№ 203. (С5) Ниже приведены две точки зрения на причины революции 1905— 1907 гг.: 1. Революция 1905 г. была вызвана проигрышем России в войне с Японией, и не будь русско-японской войны, то существовавший в России до 1905 г. режим сохранился бы еще многие годы. 2. Революция 1905 г. была вызвана внутренними причинами, проигрыш в войне с Японией стал лишь дополнительным детонатором революционного процесса. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
№ 203. (С5) Ответ: При выборе первой точки зрения: 1) позорное поражение в войне дискредитировало существующий режим, вызвало недовольство им среди самых разных социальных слоев; 2) население не понимало целей России в этой войне; 3) война с Японией привела к ухудшению экономического положения России и ухудшению условий жизни населения; 4) именно выступления в армии и на флоте, вызванные в том числе вестями с фронтов войны, заставили Николая II пойти на уступки; 5) японское правительство снабжало русских революционеров деньгами. При выборе второй точки зрения: 1) революционное движение зародилось в России еще в 1860-е гг., а первые революционные партии возникли на рубеже веков; 2) аграрный вопрос, ставший главным вопросом революции, назревал в течение всего предыдущего развития страны; 3) недовольство рабочих было вызвано отказом правительства от принципиального решения рабочего вопроса; 4) сама русско-японская война расценивалась изначально царским правительством как средство для поднятия пошатнувшегося авторитета монархии; 5) с первых лет царствования Николая II либералы поднимали вопрос о необходимости преобразований.
№ 204. (С5) Ниже приведены две точки зрения на возможности выхода власти из первой русской революции: 1. Власть могла бы избежать уступок, установив в стране военную диктатуру. 2. Путь военной диктатуры был бесперспективным для власти и не мог гарантировать сохранение существовавших до волнений порядков. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
№ 204. (С5) Ответ: При выборе первой точки зрения: 1) несмотря на ряд выступлений в армии и на флоте, армия и флот в целом оставались верными режиму; 2) вооруженные выступления революционеров носили единичный характер, и их легко можно было подавить; 3) окончание войны с Японией в августе 1905 г. укрепляло позиции власти, которая могла сосредоточить всё внимание на внутренних проблемах. При выборе второй точки зрения: 1) абсолютизм изжил себя, становился историческим анахронизмом, военная диктатура смогла бы только незначительно продлить его агонию; 2) массовое возвращение с фронта солдат после проигранной войны могло подорвать верность армии, и военная диктатура оказалась бы невозможной; 3) Николай II был неспособен взять на себя роль диктатора, а любой другой диктатор становился бы угрозой для самой царской власти; 4) не было авторитетной личности, готовой взять на себя роль диктатора.
№ 204/1. (С5) Ниже приведены две из существующих точек зрения на результаты Первой российской революции 1905 – 1907 гг. 1.Сделанные властью уступки были достаточными для дальнейшего стабильного развития России по пути умеренного реформирования (Союз 17 октября). 2. Первая российская революция оставалась незавершенной (РСДРП). Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. №204/1 Ответ: При выборе первой точки зрения: 1) в ходе революции было создано народное представительство - Государственная дума. 2) законодательная власть царя была ограничена Государственной думой и Государственным советом; 3) было создано объединенное правительство (Совет Министров), что позволяло разработать курс дальнейших реформ; 4) были приняты новые Основные законы (1906), в которых были зафиксированы провозглашенные изменения; 5) населению были гарантированы (по Манифесту 1905 г.) гражданские права (свобода слова, совести, появились партии и т.д.); 6) были отменены выкупные платежи; 7) с 1906 г. началась столыпинская аграрная реформа, дававшая надежды на решение аграрного вопроса; 8) рабочие получили право на забастовки, создание профсоюзов, был сокращен рабочий день, несколько увеличена заработная плата; 9) был сделан шаг к утверждению в России конституционного строя, фактическому ограничению власти императора Государственной думой («думская монархия»); 10) революция ускорила процессы экономической, социальной и политической модернизации России (переход от традиционного общества к индустриальному); 11) получили развитие тенденции к формированию гражданского общества в стране. При выборе второй точки зрения: 1)сохранялась империя; 2) за императором сохранялась огромная власть в законодательной и исполнительной сферах; 3) за императором было сохранено абсолютное право вето на принимаемые народным представительством законы; 4) император имел право распускать Государственную думу; 5) император мог принимать законы в период роспуска Государственной думы (по 87 ст. Основных законов); 6) все чиновники, в т.ч. министры назначались императором; 7) В основных законах было сохранено определение императорской власти как самодержавной; 8) не был решен аграрный вопрос (не возвращены отрезки) 9) революция не смогла разрешить многих проблем (рабочий, национальный и др. вопросы); 10) продуктивный диалог между обществом и властью не был налажен, что стало одной из причин нового революционного взрыва;
№ 205. (С6) Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В условиях нарастающего политического и социального кризиса царь Николай II назначил в августе 1904 г. министром внутренних дел известного своими либеральными взглядами князя П. Д. Святополк-Мирского. Период его нахождения на этом посту получил название «весны Святополк-Мирского», так как были улучшены отношения с либеральной общественностью, готовился ряд мер по либерализации режима. Многим казалось, что выход из кризиса найден. Каким путем стали развиваться события? Укажите не менее трех причин такого хода развития событий.
№ 205. (С6) Ответ: 1. Должен быть назван следующий путь развития событий: в России началась первая русская революция (1905-1907 гг.). 2. Могут быть указаны следующие причины революционного взрыва: 1) авторитет власти был низким на момент начала деятельности нового министра внутренних дел и катастрофически падал в условиях неудачной войны с Японией; 2) Николай II не был готов на решительные уступки обществу; 3) время для реформ было упущено, политические и социальные конфликты погасить спешными мерами было нельзя; 4) предлагаемые уступки были слишком незначительны и не могли удовлетворить общество.
№ 206. (С6) Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В начале января 1905 г. «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга» во главе со священником (Гапоном приняло решение о подаче царю петиции, в которой бы излагались требования рабочих. О желании рабочих подать петицию было известно властям, в том числе и царю. Приведите не менее трех причин недовольства рабочих своим положением. Укажите, чем завершилась подача петиции. Назовите одно основное последствие событий, связанных с подачей петиции. № 206. (С6) Ответ: 1. Могут быть приведены следующие причины недовольства рабочих своим положением: 1) продолжительный рабочий день; 2) низкая заработная плата; 3) бесправие рабочих; 4) отсутствие должного внимания к нуждам рабочих со стороны правительства; 5) тяготы, вызванные промышленным кризисом и русско-японской войной; 6) тяжелые бытовые (в том числе жилищные) условия; 7) штрафы, накладываемые предпринимателями на рабочих; 8) отсутствие системы социального страхования.
2. Должно быть указано, что мирная демонстрация рабочих была расстреляна («Кровавое воскресенье»). 3. Могут быть названы следующие основные последствия событий 9 января 1905г.: 1) начало первой российской революции; 2) окончательное крушение веры в «доброго царя-батюшку».
№ 207. (С6) Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. После провозглашения Манифеста 17 октября лидеры буржуазных партий считали, что революция закончилась. Какие события и явления свидетельствовали о том, что революция продолжалась? Назовите не менее трех событий, явлений. Почему события развивались таким образом? Укажите не менее трех причин. № 207. (С6) Ответ: 1. Могут быть названы следующие события, явления: 1) декабрьское вооруженное восстание в Москве 1905 г. (высшая точка революции); 2) восстания в Свеаборге и Кронштадте (июль 1907 г.); 3) крестьянские выступления; 4) массовые стачки. 2. Могут быть указаны следующие причины: 1) сохранение самодержавия; 2) нерешенность аграрной проблемы (крестьянское малоземелье, аграрное перенаселение в центре России и т.д.); 3) низкий уровень жизни крестьянства; 4) тяжесть социально-экономического положения рабочего класса; 5) острые национальные проблемы, связанные с несоответствием многонационального общества унитарному типу государства.
№ 208. (С6) Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В революции 1905—1907 гг. большая часть интеллигенции заняла враждебную по отношению к власти позицию. Через несколько лет после революционных событий в России был выпущен сборник статей под названием «Вехи», в котором некоторые представители либеральной интеллигенции отказывались от своих прежних общественно-политических взглядов и призывали к поддержке правящего Режима. Назовите не менее трех требований, предъявляемых большей частью интеллигенции к власти в период первой русской революции. Какие события, действия властей стали причинами изменения позиции части интеллигенции через несколько лет? Укажите не менее трех положений.
№ 208. (С6) Ответ: 1. Могут быть названы следующие основные требования интеллигенции: 1) установление конституционного правления; 2) создание народного представительства (парламента); 3) предоставление гражданских и политических прав и свобод; 4) проведение мероприятий, направленных на улучшение жизни крестьян и рабочих. 2. Могут быть названы следующие события, действия властей, приведшие к изменению позиции интеллигенции: 1) ограничение самодержавия (установление конституционного правления) в результате принятия Манифеста 17 октября 1905 г. и основных законов 1906г.; 2) создание Государственной думы — органа народного представительства; 3) разрешение создавать политические партии; 4) дарование гражданских прав и свобод (вероисповедания, свободы слова, печати и т. д.); 5) реформы П. А. Столыпина; 6) разоблачение Азефа, подорвавшее авторитет революционного движения.
|