Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема №31: Идейные течения, политические партии и общест­венные движения в России на рубеже веков. Думская монархия






№ 193. (С4)

Назовите не менее трех основных целей, программных положений большинства российских либералов начала XX в. Приведите не менее двух примеров либеральных политических организаций (партий) на­чала XX в.

№ 193. (С4) Ответ:

1. Могут быть названы следующие основные цели, программные положения:

1) установление ограниченной (конституционной) монархии;

2) отказ от радикальных (нелегальных) средств борьбы;

3) предоставление населению гражданских и политических прав и свобод;

4) уважительное отношение к частной собственности (защита идеи о ее необходимости);

5) равенство граждан перед законом;

6) ликвидация сословной системы;

7) протекционизм, защита отечественных предпринимателей от иностран­ной конкуренции;

8) идея обязательного наличия представительного органа власти.

 

2. Могут быть приведены следующие примеры либеральных политических ор­ганизаций:

1) Конституционно-демократическая партия (кадеты);

2) «Союз 17 октября» (октябристы);

3) Союз земцев-конституционалистов;

4) Торгово-промышленная партия;

5) Прогрессивная партия;

6) Прогрессивный блок.

 

№ 194. (С4)

Назовите две самые крупные либеральные партии России периода думской монархии. Приведите не менее трех положений программы одной из них.

 

№194. (С4) Ответ:

1. Должны быть названы следующие партии:

1) Конституционно-демократическая партия (кадеты);

2) «Союз 17 октября» (октябристы).

2. Могут быть приведены следующие положения программ:

а) Конституционно-демократической партии (кадетов):

1) установление в России конституционного строя;

2) утверждение гражданских и политических прав и свобод;

3) приоритет реформаторского пути развития над революционным;

4) предоставление нациям прав на культурную автономию;

5) решение аграрного вопроса за счет передачи крестьянам государствен­ных, церковных земель и части помещичьей земли, отчужденной (кон­фискованной) на условиях «справедливой оценки» земли (денежная компенсация);

6) введение 8-часового рабочего дня, улучшение жизни рабочих.

б) «Союза 17 октября» (октябристов):

1) поддержка монархии на условиях соблюдения партией положений Манифе­ста 17 октября 1905 г.;

2) отказ от любых незаконных (непарламентских) методов борьбы;

3) сохранение единой и неделимой России;

4) решение аграрного вопроса за счет раздачи крестьянам государственных и церковных земель, переселенческой политики и предоставления ссуд Крестьянским банком. Неприкосновенность помещичьей собственно­сти на землю (частичное отчуждение возможно лишь, в крайнем случае);

5) решение рабочего вопроса не должно происходить за счет предприни­мателей (не поддержали требование о введении 8-часового рабочего дня, выступали за ограничение прав рабочих на забастовку).

 

№ 195. (С7)

Сравните политический режим до и после 1905 г. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что — различным (не менее трех различий). Примечание. Запишите ответ в форме таблицы.

№ 195. (С7) Ответ:

С7.1В качестве общего могут быть названы:

1) Россия оставалась монархией;

2) сохранялась сильная власть царя;

3) министры (как и другие чиновники) назначались и смещались царем;

4) Россия оставалась империей.

 

С7.2 Различия:

Политический режим до 1905 г. Политический режим после 1905 г.
Власть царя неограниченна Законодательная власть царя ограничена Государственной думой
Отсутствие объединенного правительства Существование объединенного правительства (Совета министров)
Отсутствие легитимных партий, запрет на их создание Существование легитимных партий
Отсутствие у населения многих гражданских и политических прав и свобод Предоставление населению ранее отсутствовавших прав и свобод  

№ 196. (С7)

Сравните систему государственного управления (систему орга­нов власти) в Российской Империи в конце XIX в. и в 1906—1914 гг.

Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что — различным (не менее трех различий). Запишите ответ в форме таблицы

№ 196. (С7) Ответ:

С7.1 В качестве общего могут быть названы:

1) вся полнота исполнительной власти принадлежит императору;

2) Россия — наследственная монархия;

3) министерская система управления;

4) Сенат — высшее судебное учреждение;

5) Синод — высший орган управления церковными делами.

 

С7.2 Различия:

Система государственного управления в конце XIX в. Система государственного управления в 1906 - 1914 гг.
Отсутствие органа народного представительства Наличие Государственной думы с законодательными правами
Государственный совет - высшее законосовешательное учреждение (все члены назначаются царем) Государственный совет - верхняя законодательная палата (половина членов избирается, а вторая - на­значается)
Император обладает всей полнотой законодательной власти Император делит законодательные права с Государственным советом и Государственной думой
Отсутствие объединенного правительства Существование объединенного правительства (Совета министров)

 

№ 197. (С7)

Сравните деятельность и состав первых двух Государственных дум с работой и составом III Государственной думы. Укажите, что было об­щим (не менее двух общих характеристик), а что — различным (не ме­нее трех различий).

Запишите ответ в форме таблицы

№ 197. (С7) Ответ:

С7.1 В качестве общего могут быть названы:

1) Думы были первым шагом в истории современного российского парла­ментаризма, они имели как положительный, так и отрицательный опыт;

2) в Думах не было ярко выраженного политического лидера (фракции), способного (-ой) большинством голосов продвигать свои законодательные инициативы.

 

С7.2 Различия:

I и II Государственные думы III Государственная дума
В Думу вошли представители широкого политического спектра, включая Думы крайне левых — социалистические партии Социалистические партии в состав Думы не вошли (Дума стала крайне правой по своему составу)
I и II Думы были оппозиционны правительству III Дума была консервативно настроена, проправительственной
Основным обсуждающимся вопросом в I и II Думах стал «аграрный вопрос» Факт помещичьей собственности на землю не подвергался сомнению основными думскими фракциями
Роспуск I Думы вызвал ряд волне­ний в стране и восстаний в армии и на флоте    
Роспуск II Думы стал символом окончания революции  
  В Думе функционировал «октябрист­ский маятник», позволявший фракции «Союз 17 октября» реализовы­вать большинство из необходимых законодательных инициатив
  Победа на выборах в Думу консервативных сил была обусловлена приня­тием нового закона о выборах

 

№ 198. (С7)

Сравните основные идеологические установки, подходы к пар­тийному строительству и методам политической борьбы большеви­ков и меньшевиков в период 1907—1916 гг. Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что — различным (не менее трех различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы.

 

№ 198. (С7) Ответ:

С7.1В качестве общего могут быть названы:

1) основа идеологии — марксизм (социал-демократия);

2) представление о будущем России и всего мира как о социалистическом будущем;

3) идея мировой революции;

4) признание промышленного пролетариата в качестве главного револю­ционного класса;

5) ликвидация самодержавия как ближайшая задача;

6) создание революционной партии и ведение революционной пропаганды.

 

С7.2 Различия:

Большевики в 1907 - 1916 гг. Меньшевики в 1907 - 1916 гг.
Представление о буржуазии как реакционном классе, пролетариат играет роль гегемона уже в период буржуазно-демократической революции На этапе буржуазно-демократической революции буржуазия продолжает играть революционную роль, как это было на Западе
Партия должна быть партией профессиональных революционеров, с обязательным активным участием рядовых партийцев в делах партии Партия должна быть массовой, членами партии могут являться все сочувствующие ее программе
В основе внутрипартийной жизни лежит принцип демократического централизма — меньшинство беспрекословно подчиняется большинству Демократическое устройство внутри партийной жизни, плюрализм, учет мнения меньшинства
Подготовить и осуществить восстание с целью свержения самодержавия и перехода власти в руки времен­ного революционного правительства Восстание преждевременно и нецелесообразно
Диктатура пролетариата необходима для победы социализма Социализм может быть построен без диктатуры пролетариата
Буржуазно-демократическая революция перерастает в социалистическую Революция ограничивается буржуазно-демократическими преобразованиями
Крестьянство и другие трудящиеся являются союзником рабочего класса Либеральная буржуазия является союзником рабочего класса
Большинство поддержало лозунг поражения своего правительства в начавшейся империалистической войне, лозунг ее превращения в вой­ну гражданскую Большинство заняло оборонческую позицию в 1914г.

 

 

Тема № 32: Революция 1905-1907 гг. (причины, движущие силы, основные события, итоги)

№ 199. (С4)

Назовите не менее трех общественных классов или групп, слоев, принимавших участие в революции 1905—1907 гг. Приведите не менее двух требований, которые они предъявляли к государственной власти.

 

№ 199. (С4) Ответ:

1. Могут быть названы следующие общественные классы или группы:

1) рабочий класс;

2) крестьянство;

3) интеллигенция;

4) буржуазия.

2. Могут быть приведены следующие требования:

1) ликвидация (ограничение) самодержавия;

2) ограничение помещичьего землевладения;

3) предоставление демократических прав и свобод;

4) улучшение условий труда, повышение заработной платы, предоставле­ние социальных гарантий и т.д.

 

№ 200. (С4)

Назовите не менее трех положений, характеризующих движущие силы, характер организованности и задач первой российской револю­ции 1905-1907 гг. Приведите не менее двух ее общественно-полити­ческих итогов

№ 200. (С4) Ответ:

1. Могут быть названы следующие положения:

1) революция носила общенародный, демократический характер по дви­жущим силам, в ней принимали участие представители практически всех слоев населения (рабочие, крестьяне, интеллигенция, студенчест­во, либеральная буржуазия, моряки);

2) революция носила стихийный характер, ни одна из политических пар­тий не определяла хода революционных событий, не имела четкой ли­нии в революционном процессе;

3) с точки зрения задач, революция была буржуазной, т. к. объективно реализация требований антиправительственных сил вела к дальнейшей буржуазной модернизации России.

2. Могут быть указаны следующие итоги:

1) революция имела незавершенный характер, т. к. власть лишь частично удовлетворила требования населения, было сохранено сословное нерав­ноправие;

2) началась эволюция политического строя Российской Империи от абсо­лютной монархии к конституционной.

 

№ 201. (С4)

Назовите не менее трех мер, которые предприняло царское прави­тельство для подавления революции 1905-1907 гг. Приведите не менее трех результатов этой революции.

№ 201. (С4) Ответ:

1. Могут быть названы следующие меры для подавления революции 1905— 1907гг.:

1) прямое подавление революционных выступлений с помощью воору­женных сил (например, Московское восстание, восстание на крейсере «Очаков» и т. д.);

2) окончание войны с Японией;

3) опубликование Манифеста 17 октября 1905гг.;

4) проведение выборов и созыв Государственной думы;

5) осуществление аграрной реформы П. А. Столыпина;

6) была проведена отмена выкупных платежей крестьян за землю.

2. Могут быть приведены следующие результаты революции 1905—1907гг.:

1) было сохранено самодержавие;

2) началась аграрная реформа;

3) были введены гражданские свободы;

4) появилась многопартийность;

5) начала работу Государственная дума;

6) были расширены права рабочих (право на проведение стачек, создание профсоюзов), повышена им заработная плата.

 

№ 202. (С4)

Назовите не менее трех результатов революции 1905—1907 гг. При­ведите не менее трех положений, отражающих значение революции для отечественной истории начала XX в.

№ 202. (С4) Ответ:

1. Могут быть названы следующие изменения, произошедшие в политической системе Российской Империи в ходе революции 1905—1907гг. (результаты):

1) гарантированы фундаментальные политические свободы (слова, печа­ти, собраний и т.д.);

2) создана Государственная дума (законодательный представительный ор­ган);

3) пересмотрены основные законы Российской Империи;

4) сокращена продолжительность рабочего дня, легализованы экономиче­ские забастовки, повышена заработная плата рабочих;

5) отменены выкупные платежи;

6) разрешена легальная деятельность политических партий, профсоюзов.

 

2. Могут быть приведены следующие положения, отражающие значение ре­волюции:

1) революция не смогла разрешить многих проблем (аграрный, нацио­нальный и др. вопросы);

2) был сделан шаг к утверждению в России конституционного строя, фак­тическому ограничению власти императора Государственной думой («думская монархия»);

3) революция ускорила процессы экономической, социальной и поли­тической модернизации России (переход от традиционного общества к индустриальному);

4) продуктивный диалог между обществом и властью не был налажен, что стало одной из причин нового революционного взрыва;

5) получили развитие тенденции к формированию гражданского общества в стране.

 

№ 203. (С5)

Ниже приведены две точки зрения на причины революции 1905— 1907 гг.:

1. Революция 1905 г. была вызвана проигрышем России в войне с Японией, и не будь русско-японской войны, то существовав­ший в России до 1905 г. режим сохранился бы еще многие годы.

2. Революция 1905 г. была вызвана внутренними причинами, про­игрыш в войне с Японией стал лишь дополнительным детона­тором революционного процесса.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверж­дающими избранную вами точку зрения.

 

№ 203. (С5) Ответ:

При выборе первой точки зрения:

1) позорное поражение в войне дискредитировало существующий режим, вызвало недовольство им среди самых разных социальных слоев;

2) население не понимало целей России в этой войне;

3) война с Японией привела к ухудшению экономического положения России и ухудшению условий жизни населения;

4) именно выступления в армии и на флоте, вызванные в том числе вестя­ми с фронтов войны, заставили Николая II пойти на уступки;

5) японское правительство снабжало русских революционеров деньгами.

При выборе второй точки зрения:

1) революционное движение зародилось в России еще в 1860-е гг., а пер­вые революционные партии возникли на рубеже веков;

2) аграрный вопрос, ставший главным вопросом революции, назревал в течение всего предыдущего развития страны;

3) недовольство рабочих было вызвано отказом правительства от принци­пиального решения рабочего вопроса;

4) сама русско-японская война расценивалась изначально царским пра­вительством как средство для поднятия пошатнувшегося авторитета монархии;

5) с первых лет царствования Николая II либералы поднимали вопрос о необходимости преобразований.

 

№ 204. (С5)

Ниже приведены две точки зрения на возможности выхода власти из первой русской революции:

1. Власть могла бы избежать уступок, установив в стране военную диктатуру.

2. Путь военной диктатуры был бесперспективным для власти и не мог гарантировать сохранение существовавших до волнений порядков.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтвер­ждающими избранную вами точку зрения.

 

№ 204. (С5) Ответ:

При выборе первой точки зрения:

1) несмотря на ряд выступлений в армии и на флоте, армия и флот в целом оставались верными режиму;

2) вооруженные выступления революционеров носили единичный харак­тер, и их легко можно было подавить;

3) окончание войны с Японией в августе 1905 г. укрепляло позиции власти, которая могла сосредоточить всё внимание на внутренних проблемах.

При выборе второй точки зрения:

1) абсолютизм изжил себя, становился историческим анахронизмом, во­енная диктатура смогла бы только незначительно продлить его агонию;

2) массовое возвращение с фронта солдат после проигранной войны мог­ло подорвать верность армии, и военная диктатура оказалась бы невоз­можной;

3) Николай II был неспособен взять на себя роль диктатора, а любой дру­гой диктатор становился бы угрозой для самой царской власти;

4) не было авторитетной личности, готовой взять на себя роль диктатора.

 

№ 204/1. (С5)

Ниже приведены две из существующих точек зрения на результаты Первой российской революции 1905 – 1907 гг.

1.Сделанные властью уступки были достаточными для дальнейшего стабильного развития России по пути умеренного реформирования (Союз 17 октября).

2. Первая российская революция оставалась незавершенной (РСДРП).

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтвер­ждающими избранную вами точку зрения.

№204/1 Ответ:

При выборе первой точки зрения:

1) в ходе революции было создано народное представительство - Государственная дума.

2) законодательная власть царя была ограничена Государственной думой и Государственным советом;

3) было создано объединенное правительство (Совет Министров), что позволяло разработать курс дальнейших реформ;

4) были приняты новые Основные законы (1906), в которых были зафиксированы провозглашенные изменения;

5) населению были гарантированы (по Манифесту 1905 г.) гражданские права (свобода слова, совести, появились партии и т.д.);

6) были отменены выкупные платежи;

7) с 1906 г. началась столыпинская аграрная реформа, дававшая надежды на решение аграрного вопроса;

8) рабочие получили право на забастовки, создание профсоюзов, был сокращен рабочий день, несколько увеличена заработная плата;

9) был сделан шаг к утверждению в России конституционного строя, фак­тическому ограничению власти императора Государственной думой («думская монархия»);

10) революция ускорила процессы экономической, социальной и поли­тической модернизации России (переход от традиционного общества к индустриальному);

11) получили развитие тенденции к формированию гражданского общества в стране.

При выборе второй точки зрения:

1)сохранялась империя;

2) за императором сохранялась огромная власть в законодательной и исполнительной сферах;

3) за императором было сохранено абсолютное право вето на принимаемые народным представительством законы;

4) император имел право распускать Государственную думу;

5) император мог принимать законы в период роспуска Государственной думы (по 87 ст. Основных законов);

6) все чиновники, в т.ч. министры назначались императором;

7) В основных законах было сохранено определение императорской власти как самодержавной;

8) не был решен аграрный вопрос (не возвращены отрезки)

9) революция не смогла разрешить многих проблем (рабочий, нацио­нальный и др. вопросы);

10) продуктивный диалог между обществом и властью не был налажен, что стало одной из причин нового революционного взрыва;

 

 

№ 205. (С6)

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В условиях нарастающего политического и социального кризиса царь Николай II назначил в августе 1904 г. министром внутренних дел известного своими либеральными взглядами князя П. Д. Святополк-Мирского. Период его нахождения на этом посту получил название «весны Святополк-Мирского», так как были улучшены отношения с либеральной общественностью, готовился ряд мер по либерализации режима. Многим казалось, что выход из кризиса найден. Каким путем стали развиваться события? Укажите не менее трех причин такого хода развития событий.

 

№ 205. (С6) Ответ:

1. Должен быть назван следующий путь развития событий: в России началась первая русская революция (1905-1907 гг.).

2. Могут быть указаны следующие причины революционного взрыва:

1) авторитет власти был низким на момент начала деятельности нового министра внутренних дел и катастрофически падал в условиях неудач­ной войны с Японией;

2) Николай II не был готов на решительные уступки обществу;

3) время для реформ было упущено, политические и социальные кон­фликты погасить спешными мерами было нельзя;

4) предлагаемые уступки были слишком незначительны и не могли удов­летворить общество.

 

№ 206. (С6)

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В начале января 1905 г. «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга» во главе со священником (Гапоном приняло решение о подаче царю петиции, в которой бы излагались требования рабочих. О желании рабочих подать петицию было извест­но властям, в том числе и царю. Приведите не менее трех причин недо­вольства рабочих своим положением. Укажите, чем завершилась пода­ча петиции. Назовите одно основное последствие событий, связанных с подачей петиции.

№ 206. (С6) Ответ:

1. Могут быть приведены следующие причины недовольства рабочих своим положением:

1) продолжительный рабочий день;

2) низкая заработная плата;

3) бесправие рабочих;

4) отсутствие должного внимания к нуждам рабочих со стороны прави­тельства;

5) тяготы, вызванные промышленным кризисом и русско-японской вой­ной;

6) тяжелые бытовые (в том числе жилищные) условия;

7) штрафы, накладываемые предпринимателями на рабочих;

8) отсутствие системы социального страхования.

 

2. Должно быть указано, что мирная демонстрация рабочих была расстре­ляна («Кровавое воскресенье»).

3. Могут быть названы следующие основные последствия событий 9 января 1905г.:

1) начало первой российской революции;

2) окончательное крушение веры в «доброго царя-батюшку».

 

№ 207. (С6)

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

После провозглашения Манифеста 17 октября лидеры буржуазных партий считали, что революция закончилась. Какие события и явле­ния свидетельствовали о том, что революция продолжалась? Назовите не менее трех событий, явлений. Почему события развивались таким образом? Укажите не менее трех причин.

№ 207. (С6) Ответ:

1. Могут быть названы следующие события, явления:

1) декабрьское вооруженное восстание в Москве 1905 г. (высшая точка ре­волюции);

2) восстания в Свеаборге и Кронштадте (июль 1907 г.);

3) крестьянские выступления;

4) массовые стачки.

2. Могут быть указаны следующие причины:

1) сохранение самодержавия;

2) нерешенность аграрной проблемы (крестьянское малоземелье, аграрное перенаселение в центре России и т.д.);

3) низкий уровень жизни крестьянства;

4) тяжесть социально-экономического положения рабочего класса;

5) острые национальные проблемы, связанные с несоответствием много­национального общества унитарному типу государства.

 

№ 208. (С6)

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В революции 1905—1907 гг. большая часть интеллигенции заня­ла враждебную по отношению к власти позицию. Через несколько лет после революционных событий в России был выпущен сборник статей под названием «Вехи», в котором некоторые представители либеральной интеллигенции отказывались от своих прежних обще­ственно-политических взглядов и призывали к поддержке правящего Режима. Назовите не менее трех требований, предъявляемых большей частью интеллигенции к власти в период первой русской революции. Какие события, действия властей стали причинами изменения пози­ции части интеллигенции через несколько лет? Укажите не менее трех положений.

 

№ 208. (С6) Ответ:

1. Могут быть названы следующие основные требования интеллигенции:

1) установление конституционного правления;

2) создание народного представительства (парламента);

3) предоставление гражданских и политических прав и свобод;

4) проведение мероприятий, направленных на улучшение жизни крестьян

и рабочих.

2. Могут быть названы следующие события, действия властей, приведшие к изменению позиции интеллигенции:

1) ограничение самодержавия (установление конституционного правле­ния) в результате принятия Манифеста 17 октября 1905 г. и основных законов 1906г.;

2) создание Государственной думы — органа народного представительства;

3) разрешение создавать политические партии;

4) дарование гражданских прав и свобод (вероисповедания, свободы сло­ва, печати и т. д.);

5) реформы П. А. Столыпина;

6) разоблачение Азефа, подорвавшее авторитет революционного движения.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.034 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал