![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рынок труда, его механизмы и институты координации
Развитие рыночных отношений в сфере труда приводит к тому, что государство перестает быть монополистом в использовании трудовых ресурсов, и возникает прямая экономическая взаимосвязь между работодателями и наемными работниками. Рынок труда представляет собой систему отношений между владельцами рабочей силы, предъявляющими спрос на рабочие места с определенными характеристиками (т.е. предложение труда), и владельцами средств производства, предъявляющими спрос на рабочую силу определенного качества. В этой связи некоторые исследователи справедливо подчеркивают, что купля-продажа рабочей силы состоится лишь в том случае, если работник соответствует требованиям рабочего места, а предлагаемое работнику рабочее место — интересам работника. В современной рыночной экономике этот факт получил такое значение, что уже недостаточно говорить о рынке труда как о рынке живого труда. Появились веские основания включить в рынок труда и рынок рабочих мест, поскольку постоянно имеются спрос на них и их предложение на рынке труда. Если учесть эти требования, то понятие «рынок труда» включает в себя как рынок живого труда (рынок рабочей силы), так и рынок рабочих мест. Рынок труда выполняет две основные социально-экономические функции — распределение людских ресурсов по альтернативным видам занятости (по профессиям, отраслям, предприятиям, территориям) и распределение доходов в форме окладов, заработной платы как стимула и как вознаграждения за труд. Реализация этих функций рынка труда должна содействовать эффективности, т.е. максимизации производительности, максимизации доходов, экономическому росту, социальной справедливости и, наконец, обеспечению равных для всех возможностей доступа к рабочим местам и профессиональной подготовки. Анализ рынка труда с позиции организации охватывает целый блок вопросов: Во-первых, это изучение таких видов рынка труда, как региональный, муниципальный и профессиональный. В случае, если сфера и масштабы деятельности компании распространяются за пределы региона, для компании могут представлять интерес как национальный рынок труда в целом, так и рынки труда других стран. Во-вторых, основными субъектами рынка труда, как известно, являются работники, работодатели и государство. Однако в последние годы резко возросла значимость в социально-трудовых отношениях общественных организаций. Стратегия регулирования рынка труда должна отвечать на вопрос, какие приоритеты закладываются в систему мер: учет непосредственных жизненных интересов всех членов общества, особое внимание к положению наименее обеспеченных граждан, требования справедливости при распределении результатов общественного производства. Выбор этих приоритетов определит социальную окраску процесса регулирования рынка труда, обусловит принципы регулирования рынка труда и его конкретные методы. Хорошо продуманная политика на рынке труда может и должна быть одновременно эффективной и справедливой. Меры, принимаемые государством для регулирования рынка труда, имеют для организаций весьма важное значение. При этом и меры по содействию спроса на труд, и меры по стимулированию предложения труда потенциально снижают издержки работодателя на рабочую силу. Так, к снижению издержек приводят субсидирование зарплаты, снижение налогов, государственные программы профобучения и переподготовки, снижающие потребности во внутрифирменном обучении, и др. В-пятых, анализ состояния рынка труда с позиции организации предполагает изучение реального соотношения между спросом и предложением труда, задающего характеристики занятости, мобильности между секторами экономики и т.д.
|