Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку






Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

Учебный год

Классы

Продолжительность – 60 минут

1. Найдите слова, в которых находятся рядом два гласных звука: (3 балла)

Театр, сиять, союз, струя, боец, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук.

2. Расставьте ударение в словах: (5 баллов)

Километр, танцовщица, банты, каталог, творог, столяр, петля, клала, свекла, сироты.

3. Разделите слова на две группы. На каком основании вы это сделали? (6 баллов)

Берёг, берег, приберегать, сберегательная (касса), береговой, оберег, бережливость, побережье, набережная, сбережения.

4. Разберите слова по составу, распределите их по группам в зависимости от морфемного строения: (7 баллов)

Полочка, вазочка, трубочка, лавочка, тетрадочка, козочка.

5. Сколько слов из данного списка можно понять и как имя существительное, и как глагол
(4 балла):

Шила, мыла, выла, жили, были, жил.

6. Если бы в русском языке существовало слово кечь, какой частью речи оно могло бы быть? Ответ обоснуйте. (2 балла)

7. В сочетании с каким существительным прилагательное тонкий употребляется не в том значении, что в остальных? Ответ обоснуйте. (2 балла)

Запах, работа, намёк, одеяло, различия, обращение, ценитель.

8. Дополните фразеологизмы названиями частей человеческого тела: (9 баллов)

… в … не клади; … кровью обливается; … не дорос; … развесить; … тонка; в … не дует; за обе …; как свои пять ….

9. Ученик, выписывая из предложения словосочетания, допустил ошибки. Найдите их, объясните, в чём ошибка. (6 баллов)

Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев и закружил пыль по дороге.

1) сильный порыв;

2) порыв ветра;

3) порыв вырвался;

4) вырвался из-за вершин;

5) из-за вершин деревьев;

6) из-за вершин;

7) вырвался и закружил;

8) закружил пыль;

9) закружил по дороге.

10. Закончите предложения (3 балла)

Пошёл тёплый дождь и …

Пошёл тёплый дождь, и …

Максимальная сумма баллов – 47

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

Учебный год

Классы

Продолжительность – 90 минут

1. В приведённом ниже отрывке расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Озаглавьте текст. Назовите произведение, из которого взят этот фрагмент, и его автора. (12 баллов)

Ур…ган занёс домик в страну (не)обычайной красоты. Вокруг ра(с, сс)т…лалась зелёная лужайка по краям её р…сли деревья со спелыми сочными плодами на полянках виднелись клумбы красивых розовых белых и голубых цветов. В воздух… п…рхали крошечные птиц... св…ркавш…е своим ярким оп…рением. На ветках деревьев сидели (золотисто)зелёные и (красно)грудые попугаи и кричали высокими стра(нн, н)ыми голосами. (Не)вдалеке журчал прозрачный поток в воде резвились серебря(нн, н)ые рыбки.

Пока девочка нерешительно стояла на порог… из(за) деревьев появились самые забавные и милые человечки каких только можно вообразить. Мужчины одетые в голубые барх…тные кафтаны и у…кие п…нт…лоны ростом были не выше Элли на ногах у них бл…стели голубые б…тфорты с отв…ротами. Но больше всего Элли понравились остроконечные шляпы их верхушки укр…шали хрустальные шарики а под широкими полями нежно звенели маленькие бубенчики.

2. Найдите в первом абзаце текста слова, заменившие глаголы быть, находиться
(в форме единственного или множественного числа). (7 баллов)

3. Свадьба, женитьба, косьба, молотьба – какое слово «лишнее» и почему? (2 балла)

4. Подберите синонимы к следующим словам: хилый, вялый, сутулый, квёлый, жухлый. Как обычно не говорят о человеке? Почему? (6 баллов)

5. Найдите слова, выдуманные Н.С. Лесковым, автором «Сказа о тульском косом Левше». Объясните способ их образования: (6 баллов)

а) «Если бы, – говорит, – был лучше мелкоскоп, который в пять миллионов увеличивает, так вы изволили бы увидать, что на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал».

б) «Перед каждым на виду висит долбица умножения».

в) «Мы на буреметр, – говорят, – смотрели: буря будет, потонуть можешь».

6. Какие из перечисленных глаголов относятся к I спряжению: (2 балла)

Захотеть, вертеть, выбежать, прочитать, подержать, грести?

7. Перед вами предложение на непонятном языке, в котором, однако, приставки, суффиксы, окончания, а также правила соединения слов в предложения точно такие же, как и в русском. Сделайте синтаксический разбор предложения, надпишите части речи, определите род, число, падеж имён существительных и время, лицо, число, спряжение глаголов. (8 баллов)

Буловой линт тресело гужмит ланную гашу.

8. Укажите неверные схемы сложного предложения. Аргументируйте свой ответ. (3 балла)

а) [ ], (что). б) (Когда), [ ]. в) (Который), [ ].

г) [ ], [ ]. д) [ ], и (). е) [Где], (). ж) (Чтобы), [ ].

9. Одним из подвигов Геракла была расчистка громадных царских конюшен, не чищенных в течение многих лет. Отсюда появилось соответствующее выражение. Вспомните имя царя, а также это выражение и его значение, составьте с ним предложение. (2 балла)

10. Составьте словарную статью к слову предание. (3 балла)

Максимальная сумма баллов – 51

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал