| Языковое средство
| Определение
| Примеры
|
| Эпитет
| Образное определение
| А волны моря с печальным ревом о берег бились (Горький)
|
| Сравнение
| Уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку, обязательно упоминание обоих сравниваемых предметов
| Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка (Л)
Ах, злые языки страшнее пистолета (Грибоедов)
|
| Метафора
| Перенос значения с одного явления(или предмета) на другое на основе сходства между ними
| В саду горит костер рябины красной, но никого не в силах он согреть (Есенин)
|
| Метонимия
| Перенос значения (переименование) на основе смежности явлений
| Я три тарелки съел (Крылов)
…Белинского и Гоголя с базара понесет (Некрасов)
Все поле охнуло (Пушкин)
|
| Синекдоха
| Перенос значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними сходства, назывании целого через его часть или наоборот.
| Мы все глядим в Наполеоны (Пушкин)
|
| Гипербола
| Художественное преувеличение
| Я говорил вам тысячу раз.
В сто сорок солнц закат пылал (Маяковский)
|
| Литота
(обратная гипербола)
| Художественное преуменьшение
| Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (Грибоедов)
|
| Олицетворение
| Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы
| Отговорила роща золотая березовым, веселым языком (Есенин)
|
| Аллегория
(иносказание)
| Изображение отвлеченного понятия через конкретный образ
| Фемида безмолвствует
(о правосудии)
|
| Перифраз(а)
| Замена названия предмета (явления) описательным оборотом
| Унылая пора! Очей очарованье! (Пушкин)
(об осени)
|
| Языковое средство
| Определение
| Примеры
|
| Анафора
| Повторение слов, словосочетаний, морфем в начале предложений
| Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья (Лермонтов)
|
| Эпифора
| Повторение слов, словосочетаний в конце предложений
| Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Гоголь).
|
| Параллелизм
| одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи
| Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде! Чтобы научиться писать, надо писать!
|
| Антитеза
| Противопоставление явлений и понятий
| Я царь – я раб, я червь - я Бог! (Державин)
|
| Градация
| Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости
| В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли (Чехов)
Не сломлюсь, не дрогну, не устану (Бергольц)
|
| Оксюморон
| Сочетание противоположных по значению слов
| Ей радостно грустить такой нарядно обнаженной (Ахматова)
|
| Инверсия
| Нарушение прямого порядка слов
| По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит (Пушкин)
|
| Риторический вопрос, восклицание, обращение
| Выражение утверждения в вопросительнй форме; привлечение внимания; усиление эоционального воздействия
| Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя? (Тютчев)
|
| Многосоюзие
| Намеренное использование повторяющихся союзов
| И Толстой, и Достоевский, и Чехов – вечные спутники умного человека.
|
| Парцелляция
| Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки
| Когда избавит нас творец
от шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! (Грибоедов)
|
| Задания
| Варианты ответов
|
| 1.Какое из определений риторики принадлежит Аристотелю?
| 1) Риторика – наука хорошо говорить.
2) Риторика – это теория и мастерство эффективной речи.
3) Риторика – искусство убеждать.
4) Риторика – это наука об искусстве публичного выступления
|
| 2.Какой компонент не входит в модель речевой коммуникации?
| 1) – отправитель информации (адресант)
2)– получатель информации (адресат)
3) – наличие экспрессивно окрашенной лексики
4)– сообщение (текст в письменной или устной форме)
|
| 3.К какому роду речей относится приветственная речь?
| 1) К академическому
2) К социально-бытовому
3) К социально-политическому
4) К судебному
|
| 4.Какая речь не относится к академическому роду речей?
| 1) Лекция
2) Научный доклад
3) Агитаторская речь
4) Научное сообщение
|
| 5.Какой вид речи имеет перед собой
основную цель воздействовать на поступки адресата?
| 1) Информационная
2) Эпидейктическая
3) Агитационная
4) Убеждающая
|
| 6. К какому виду речей по цели высказывания относится лекция?
| 1) Убеждающая
2) Информационная
3) Агитационная
4) Эпидейктическая
|
| 7. Какая из перечисленных речей не относится к эпидейктическим речам?
| 1) Приветствие
2) Оправдательная речь
3) Благодарственное слово
4) Поздравление
|
| 8. На каком этапе подготовки публичного выступления следует соблюдать риторические принципы последовательности, единства, усиления и экономии?
| 1) Изобретение
2) Расположение
3) Словесное выражение
4) Произнесение
|
| 9.Укажите правильную последовательность этапов подготовки публичного выступления
| 1) Расположение – изобретение – словесное выражение;
2) Изобретение – словесное выражение – расположение;
3) Словесное выражение – изобретение – расположение;
4) Изобретение – расположение – словесное выражение
|
| 10. Какие способы убеждения относятся к универсальной аргументации?
| 1) эмпирическая аргументация
2) аргумент к здравому смыслу
3) теоретическая аргументация
4) аргумент к традиции
|
| 11.Какой форме изложения материала соответствует следующее определение:
Мысленное соединение в целое отдельных частей какого-либо объекта и выделение признаков
| 1) анализ
2) синтез
3) сравнение
4) обобщение
|
| 12.Какому логическому приему изложения материала соответствует следующее определение: Рассуждение, в котором проводится параллель с тем, что уже известно слушателям
| 1) индукция
2) дедукция
3) метод аналогии
4) концентрический метод
|
| 13. Какому логическому приему изложения материала соответствует следующее определение: Рассуждение от общего к частному, от тезиса к аргументам
| 1) индукция
2) дедукция
3) метод аналогии
4) концентрический метод
|
| 14.Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе называется _________________ речи
| 1) аргументацией
2) композицией
3) инвенцией
4) выразительностью
|
| 15.Укажите средство выразительности, которому соответствует определение:
… – повторение отдельных слов в начале предложений.
| 1) антитеза
2) анафора
3) эпифора
4) инверсия
|
| 16. Укажите средство выразительности, которому соответствует определение:
… – перенос значения (переименование) на основе смежности явлений.
| 1) сравнение
2) метафора
3) метонимия
4) гипербола
|
| 17. Укажите средство выразительности, которому соответствует определение:
… – замена названия предмета (явления) описательным оборотом
| 1) метонимия
2) синекдоха
3) аллегория
4) перифраз
|
| 18. Укажите средство выразительности, которому соответствует определение:
… – сочетание противоположных по значению слов
|
1) сравнение
2) метонимия
3) метафора
4) оксюморон
|
| 19. Укажите средство выразительности, которому соответствует определение:
… – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений
| 1) инверсия
2) антитеза
3) параллелизм
4) оксюморон
|
| 20. Укажите средство выразительности, которому соответствует определение:
… – нарушение прямого порядка слов
| 1) оксюморон
2) градация
3) инверсия
4) антитеза
|
| 21. Какое средство выразительности использовано в предложении?
Северная Венеция очаровывает вас.
| 1) сравнение
2) аллегория
3) метонимия
4) перифраз
|
| 22. Какое средство выразительности использовано в предложении?
Наука – это нервная система нашей эпохи (М.Горький).
| 1) сравнение
2) метафора
3) метонимия
4) перифраз
|
| 23. Какое средство выразительности использовано в предложении?
Редкая птица долетит до середины Днепра (Гоголь).
| 1) метафора
2) сравнение
3) метонимия
4) гипербола
|
| 24. Какое средство выразительности использовано в предложении?
Мой первый друг! Мой друг бесценный! (Пушкин).
| 1) параллелизм
2) эпифора
3) риторическое обращение
4) парцелляция
|