Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Укажите правильную хронологическую последовательность внешнеполитических событий 1920-1930-х гг.
1) договор о ненападении СССР и Германии; 2) начало второй мировой войны; 3) «полоса дипломатического признания» СССР; 4) международная конференция в Генуе. Установите соответствие между военными планами, операциями Великой Отечественной войны и их кодовыми названиями. 1) Московская битва; 2) план молниеносной войны против СССР; 3) сражение на Курской дуге. А) «Цитадель»; Б) «Барбаросса»; В) «Тайфун». 3. События Второй мировой и Великой Отечественной войн происходили в хронологической последовательности… 1) Курская дуга; 2) Берлинская операция; 3) контрнаступление Красной Армии под Москвой; 4) контрнаступление Красной Армии под Сталинградом. 4. По решению Крымской конференции 1945 г. СССР аннексировал у Японии территории: 1) Ляодунский полуостров и Порт-Артур; 2) Южный Сахалин и Курильские острова; 3) Приморье и Уссурийский край; 4) Алеутские острова. 5. Во время Ялтинской конференции Красная Армия провела успешную военную операцию: 1) на Курской дуге; 2) Висло-Одерскую; 3) по освобождению Белоруссии; 4) по освобождению Чехословакии. Семинар № 14. Мир во второй половине XX в. СССР в 1945–1985 гг.
1. Мир во второй половине XX в.: а) формирование постиндустриальной цивилизации; б) раскол мира на блоки и «холодная война»; в) страны Востока: Япония, Китай, Израиль, «азиатские тигры». 2. Советский Союз в 1945–1985 гг.: а) восстановление народного хозяйства; б) экономика в 50-х – середине 80-х гг.; в) власть и общество в 1945–1985 гг. 3. Внешняя политика СССР: а) от сотрудничества к «холодной войне»; б) внешняя политика в 50-х – середине 80-х гг. Защита творческой (научной) работы, в том числе в форме презентации. Задание на СРС: Разработка исследовательско-информационного проекта «Вузы Уфы: становление, развитие, перспективы» Литература к семинару
1. Глава 7. СССР (Россия) и мир во второй половине XX в. // Фортунатов, В. В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров / В. В. Фортунатов. – СПб.: Питер, 2012. – С. 359–408. 2. Глава 10. СССР в послевоенные десятилетия (1945–1991 гг.). 1. Мир во второй половине XX в. // История России с древних времен до наших дней: учеб. Для студентов неисторических специальностей / В. А. Веременко, Н. Д. Козлов, Е. В. Никуленкова [и др.]: под ред. Н. Д. Козлова. – М.: Проспект, 2010. – С. 578–583. 3. Глава 26. Мир во второй половине XX – первом десятилетии XXI вв. Глава 27. Страны и Азии и Африки в современном мире. Глава 28. Советский Союз в 50–80-е гг. XX в.: попытки реформ и нарастание кризиса // История для бакалавров: учебник / П. С. Самыгин [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – С. 436–487. 4. Глава 38. Послевоенное восстановление и развитие СССР (1945–1952). Глава 39. Развитие СССР в 1953–1964 гг. Глава 40. Внутренняя и внешняя политика СССР в 1965–1984 гг. // История России: учебник / А. С. Орлов [и др.]; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Исторический факультет. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Проспект, 2013. – С. 555–594.
Методические советы по подготовке к семинару В первом вопросе следует осознать, что решающую роль в переходе от индустриальной к постиндустриальной цивилизации в последней четверти XX в. сыграла научно-техническая революция (НТР). Радикальные перемены произошли в формах организации производства. НТР привела к существенным изменениям в социальной структуре общества. Одной из характерных черт постиндустриальной цивилизации является интернационализация экономики. Следует разобраться в причинах раскола мира на две системы, находившаяся долгое время в состоянии «холодной войны». Хотя биполярный мир не раз стоял перед угрозой превращения холодной войны в вооруженный конфликт крупнейших держав, но действовали своеобразные механизмы «сдержек и противовесов». В рассматриваемый период возрастает роль ведущих стран Востока, прежде всего Японии и Китая. Используя современную литературу можно найти ответ на вопрос – как эти страны совершили гигантский скачок в индустриальном развитии? Во втором вопросе семинара главное внимание следует обратить на назревающие перемены в общественно-политической жизни страны после трудной войны. Но они не произошли при жизни Сталина, а если и были перемены в период правления Н. С. Хрущева и Л. И. Брежнева, то они имели противоречивый характер. Рассматривая послевоенные социально-экономические задачи, в первую очередь необходимо уяснить сложность восстановления страны в годы четвертой пятилетки. Довольно высокие темпы развития экономики, прежде всего тяжелой промышленности, сохранялись несколько пятилеток. Однако в 70–80-х гг. темпы развития нашей страны снижались в силу определенных причин, и, прежде всего, из-за незавершенности реформ и их ограниченности. При подготовке к третьему вопросу следует разобраться в проблемах послевоенного мирового развития и месту и роли СССР в решении мировых проблем. Необходимо найти ответ на вопрос – почему произошел очередной раскол мира, где одна из основных ролей выпала на нашу страну?
|