![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Приложение №5
Самостоятельная работа студента (внеаудиторная) Самостоятельная работа студента – это образовательная деятельность, которая протекает как при непосредственном руководстве преподавателя, так и без такого руководства. Направляющая и корректирующая роль преподавателя является предпосылкой для дальнейшего перехода студентов в режим полного самоуправления. Выделяют два вида самостоятельной работы студентов: самостоятельная работа студентов, сопряженная с руководством преподавателя, и внеаудиторная самостоятельная работа студентов, основанная на полном самоуправлении (СРС, ВСРС). Изучение вузовских курсов непосредственно в аудиториях обусловливает такие содержательные элементы самостоятельной работы, как умение слушать и записывать лекции; критически оценивать выступления товарищей на семинаре, групповых занятиях, конференциях; продуманно и творчески строить свое выступление, доклад, рецензию. Внеаудиторная самостоятельная работа предполагает наличие таких умений, ка: - конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; - доработка и оформление записей по лекционному материалу; - проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источникам информации; - выполнение рефератов; подготовка к семинарам, конференциям, «круглым столам»; участие в проведении различных исследований и обработке их данных; - анализ проблемных ситуаций по учебной или исследовательской теме; подготовка к деловым играм; выполнение курсовых, дипломных работ, подготовка к зачетам и экзаменам. Организация такой работы позволяют решать несколько важнейших задач: 1. Студенты получают возможность черпать информацию не только из уст преподавателя, но и из других источников. 2. Студенты приобретают навыки самостоятельного планирования и организации собственного учебного процесса, что обеспечивает безболезненный переход к непрерывному послевузовскому образованию (прежде всего к самообразованию) по завершении обучения в вузе. 3. Самостоятельная работа позволяет снизить негативный эффект некоторых индивидуальных особенностей студентов (например, инертность, неспособность распределять внимание, неспособность действовать в ситуации лимита времени и др.) и максимально использовать сильные стороны индивидуальности благодаря самостоятельному выбору времени и способов работы. 4. Самостоятельная работа студентов за пределами аудиторных занятий осуществляется без непосредственного руководства преподавателем и представляет собой логическое продолжение аудиторных занятий. Затраты времени на выполнение самостоятельной внеаудиторной работы студентов регламентируется рабочим учебным планом. Дидактические цели самостоятельной внеаудиторной работы: 1. Закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий, самостоятельное овладение новым учебным материалом. 2. Формирование общеучебных и профессиональных умений. 3. Формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда. 4. Мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению педагогической профессии. 5. Развитие самостоятельности мышления. 6. Формирование убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации. Качество выполнения самостоятельной работы зависит от умения студентов ее планировать и организовать. В целях оказания помощи студентам в деле организации эффективной самостоятельной работы ниже приведены рекомендации по выполнению подобного рода деятельности. Самостоятельная работа №1 Реформаторская деятельность Петра I и Александра II. Задание: сравнить реформаторскую деятельность Петра I и Александра II по следующим пунктам: причины; цели; основные направления; способы проведения; итоги; значение. Форма отчетности: письменно. Самостоятельная работа №2 Социально-политические движения Вопросы и задания: Вопрос 1: Ереси как особая форма социального протеста. Задание: Дать развернутый ответ на вопрос: можно ли считать русские ереси конца XIV – середины XVI вв. частью общеевропейского движения реформации? Справочные материалы: РЕФОРМАЦИЯ – это общественное движение в Западной и Центральной Европе, направленное против католической церкви. Идеологи Р. выдвинули тезисы, которыми фактически отрицалась необходимость католической церкви с ее иерархией и духовенства вообще, отвергалось католическое Священное Предание, отрицались права церкви на земельные богатства. СТРИГОЛЬНИКИ (новгородско-псковская ересь) – движение в Новгороде и Пскове во второй половине XIV – начале XV вв. Была направлена против социального неравенства, церковного гнета, монастырского землевладения, покупки церковных должностей и духовного сана духовенством; отвергала таинства, церковную иерархию. ЖИДОВСТВУЮЩИЕ (новгородско-московская ересь) – движение конца XV – начала XVI вв. в Новгороде и Москве. Отрицала авторитет церкви и церковные обряды, отвергала многие догматы православия (не признавали догмата о троичности Бога), отрицали священность икон, выступали против церковной организации, отрицали монашество и монастырское землевладение. Провозгласили самого человека храмом Божьим («Душа самовластна, заграда ей вера», Бог сотворил человека свободным и дал ему разум, поэтому человек самовластен). Сторонники ереси использовались Иваном III в борьбе с боярством и церковью; с укреплением самодержавной власти подверглись гонениям. В 1490 г. на церковном соборе Ж. были осуждены и прокляты. НЕСТЯЖАТЕЛИ (заволжские старцы) – религиозно-политическое течение в конце XV – начале XVI вв. Проповедовали аскетизм, уход от мира; требовали отказа церкви от земельной собственности. Идеологи: Нил Сорский, Вассиан Косой и другие. Н. Придерживались мнения, что с еретиками следует полемизировать, а не расправляться. Против Н. Выступили иосифляне. Осуждены на церковных соборах 1503 г., 1531г. КРУЖОК ИВАНА И ФЕДОРА КУРИЦЫНЫХ – кружок московской аристократии при дворе Ивана III. Выступали за усиление великокняжеской власти и ограничение церковного землевладения, настаивали на том, что для общения с Богом человеку не нужно посредничества церкви. Участники кружка занимались философией, астрономией, математикой, юриспруденцией, были хорошо знакомы с произведениями античных философов. Федор Курицын в «Лаодикийском послании» высказал идею о свободе воли («самовластии души»), непосредственно связав ее с образованностью человека ИОСИФЛЯНЕ (осифляне) – церковно-политическое течение в конце XV – середине XIV вв. Отстаивали незыблемость церковных догм, защищали монастырское землевладение. Идеолог Иосиф Волоцкий. Сначала И. провозгласили «священство выше царства», но затем отказались от этой идеи и поддержали великого князя в его борьбе с сепаратизмом удельных князей, выдвинув теорию о божественном происхождении великокняжеской власти и об ее ответственности перед Богом. Отсюда следовало. Что Церковь должна иметь привилегированное положение как институт, освящающий светскую власть, а та, в свою очередь, должна заботиться о благополучии Церкви. И. получили поддержку власти в борьбе с еретиками. Иосифлянская доктрина стала официальным направлением в русской общественной мысли, тесно связанным с государственной властью. Вопрос 2: Крестьянские движения. Задание: Проанализировать крупнейшие крестьянские движения в истории России: восстания под предводительством И.И. Болотникова, С.Т. Разина, К. Булавина, Е.И. Пугачева, бунты в селах Кандеевка и Бездна, движение Н. Махно, антоновщина. План анализа: название движения; хронологические рамки; лидеры, участники; территория; причины; требования; особенности; выделить черты, общие для всех крестьянских выступлений. Вопрос 3: Гражданская война. Задания по вариантам (вариант определяется по последней цифре номера зачетной книжки или студенческого билета). Вариант 1 1.Обозначьте территорию европейской части России, на которой была установлена Советская власть в период «Триумфального шествия» (конец октября 1917 г. – середина марта 1918 г.) – карта 1. 2. Обозначьте район действий войск Колчака. – карта 4. Вариант 2. 1. Обозначьте территорию азиатской части России, на которой была установлена Советская власть в период «Триумфального шествия» (конец октября 1917 г. – середина марта 1918 г.) – карта 2. 2.Обозначьте район действий войск Юденича. – карта 4 . Вариант 3. 1. Обозначьте города, в которых Советская власть была установлена вооруженным путем (конец октября 1917 г. – середина марта 1918 г.) – карта 1 и 2. 2. Обозначьте район действий войск Деникина. – карта 4. Вариант 4. 1. Обозначьте города, в которых Советская власть была установлена без вооруженной борьбы (конец октября 1917 г. – середина марта 1918 г.) – карта 1 и 2. 2. Обозначьте основные направления действий Красной Армии в марте 1919 – марте 1920 гг. – карта 4. Вариант 5. 1. Отметьте основные направления вторжений германских, австрийских и турецких войск на территории России в феврале 1918 г. – карта 3. 2. Обозначьте территорию, занятую Красной армией к концу марта 1920 г. – карта 4. Вариант 6. 1. Обозначьте основные направления действий войск и флота интервентов Антанты и белогвардейцев весной и летом 1918 г. – карта 3. 2. Обозначьте район действий войск Врангеля. – карта 5. Вариант 7. 1. Обозначьте территорию Советской республики в кольце фронтов в августе 1918 г. – карта 3. 2. Обозначьте территорию, занятую Красной армией к ноябрю 1920 г. – карта 5. Вариант 8. 1. Обозначьте основные направления действий Красной Армии в феврале 1919 – марте 1919 гг. – карта 3. 2. Обозначьте основные направления действий войск и флота интервентов и белогвардейцев в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – карта 6. Вариант 9. 1. Обозначьте территорию, занятую Красной армией к концу марта 1919 г. – карта 3. 2. Отметьте основные направления действий Красной Армии и Народно-революционной армии ДВР и места важнейших сражений. – карта 6. Вариант 10. 1. Обозначьте линии фронтов к началу марта 1919 г. – карта 4. 2. Обозначьте территорию, занятую Красной Армией в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке от апреля 1920 г. до мая 1925 г. – карта 6. Форма отчетности: письменно. Самостоятельная работа №3 Развитие картографических навыков при изучении курса Как работать с контурной картой. Внешний вид контурной карты должен быть чистым. Карта должна быть красиво оформлена. Надписи делайте пастой разборчивым почерком. Не ошибайтесь при списывании с карты учебника; нанося названия на контурную карту, сверяйте с настольной картой. Названия городов располагайте в непосредственной близости от условного знака - кружка. Название реки не должно закрывать течение реки или пересекать его. Все географические названия пишите с заглавной буквы. Работайте аккуратно цветными карандашами. Составьте таблицу объяснения знаков против текста каждого задания. Не перерисовывайте всю карту учебника, а выполняйте только требуемое к контурной карте задание. Задания по контурной карте находятся на самой контурной карте в левом, правом углу или по центру.
|