Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Неврология являяется одной из фундаментальных наук в системе медицинского образования






Неврология являяется одной из фундаментальных наук в системе медицинского образования. Приобретение знаний по проблемам неврологии является крайне необходимым при подготовке бакалавра. Без понимания роли этой дисциплины в природе заболеваний нельзя эффективно проводить диагностику широкого круга заболеваний с наследственной предрасположенностью, таких как инсульт, эпилепсия, а также болезни нервно-мышечного синапса и мышц, наследственные атаксии и др. В этой связи необходимо учитывать, что объектом наблюдения врача любой специальности встает не только больной, но и его семья.

Знания по неврологии дают основу для клинического мышления студента-медика и помогают сохранить надежные вехи на пути логического обоснования неврологического диагноза.

Доступные в неврологической клинике лабораторно-инструментальные исследования способствуют правильной оценке топического диагноза. Современный врач общей медицины должен уметь на основании методов клинических и дополнительных методов обследования больного и его родственников выявить группы повышенного риска, которые в первую очередь становятся объектом соответствующих профилактических мероприятий на уровне первичной медико-санитарной помощи

Основные знания студентов о строении и функции нервной системы дают основание для изложения симптомов и синдромов поражения неврологических расстройств, способствующее правильному методологическому подходу в обучении врачей «будущего».

2.2. Цель дисциплины:

Основной целью дисциплины «Неврология» является формирование обучение бакалавра теоретическим основам неврологии, приемам обследования неврологических больных, методологии постановки неврологического диагноза и выработки тактики лечения. Преподавание строится с учетом сравнительно-возрастного принципа неврологии.

2.3. Задачи обучения:

· Сформировать у обучающихся современные знания об основных проявлениях неврологической патологии.

· Обучающимся дать основы неврологического обследования.

· Сформировать у бакалавра понятие о постановке топического диагноза наиболее часто встречающихся неврологических заболеваний, составления плана лечения и обследования.

· Сформировать практические навыки оказания первой медицинской помощи при неотложных неврологических состояниях

· Формировать основные принципы проведения профилактических мероприятии заболеваний нервной системы.

2.4. Конечные результаты обучения:

- проводить исследование неврологического статуса;

- устанавливать топический диагноз;

- устанавливать предварительный клинический диагноз;

- оказать первую помощь больным с острым нарушением мозгового кровообращения, эпилептическим статусом, миастеническим кризом;

- интерпретировать анализы спинномозговой жидкости, данные рентгенографии черепа, позвоночника.

2.5. Пререквизиты дисциплины: основы психологии, анатомия-2, коммуникативные навыки-2, патологическая анатомия, фармакология, введение в клинику-2, основы доказательной медицины, внутренние болезни, детские болезни.

2.6. Постреквезиты дисциплины: интернатура по всем специальностям.

Краткое содержание дисциплины

В 1 части (пропедевтика нервных болезней) проводится обучение методам обследования нервной системы, выявлению симптомов и синдромов поражения нервной системы, постановке топического диагноза, а также получение знаний о патогенетической и симптоматической терапии неврологических больных.

Во 2 части (частная неврология) предусматривается получение бакалавром знаний об этиологии, патогенезе, клинике, диагностике, лечении, профилактике основных заболеваний нервной системы, формирование у бакалавра основ клинического неврологического мышления, умения поставить топический диагноз основных неврологических заболеваний, провести их неотложную терапию, организовать комплексный подход к неврологическим больным и осуществить профилактику болезней нервной системы.

Одним из требований нового государственного общеобязательного стандарта специальностей высшего медицинского профессионального образования является необходимость научно-обоснованной организации аудиторной и внеаудиторной работы студентов с использованием творческого подхода в приобретении знаний, умений, навыков специалиста.

В течение всего курса по дисциплине «Неврология» аудиторная работа должна включать использование основных учебно-методических приемов обучения: лекции, практические занятия, самостоятельный осмотр студентом неврологических больных, подготовка и защита клинической истории болезни, самостоятельная работа студентов с литературой, тестовый контроль знаний студентов.

На лекциях и практических занятиях должное внимание уделяется освоению бакалавром навыков обследования, постановке топического и клинического диагноза и назначению лечения больных с различной патологией нервной системы.

Важно выработать у бакалавра представление о значении нервной системы в развитии неврологических заболеваний, а также научить умению вскрывать патогенетические механизмы их возникновения, обосновывать течение и методы профилактики поражения нервной системы.

При клинических разборах больных необходимо уделять внимание вопросам временной и стойкой утраты трудоспособности, а также трудоустройства больных с заболеваниями нервной системы.

Внеаудиторная самостоятельная работа - это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которых требует от бакалавра активной мыслительной деятельности, самостоятельного решения различных познавательных задач, применения ранее усвоенных знаний, поиска новых методов и видов деятельности. Такой процесс внеаудиторной работы приобщает бакалавра к будущей специальности, развивает творческие способности, вырабатывает у них профессиональные навыки, а также навыки работы с научной литературой.

Контроль внеаудиторной самостоятельной работой бакалавра должен быть ориентирован на достижение целей конкретного задания преподавателя. Формы его проведения могут быть разными: собеседование, анализ представленных материалов с использованием тестов, аттестация практических навыков студента, рубежный контроль, эссе, реферат, дискуссия, кейс-стади и др.

Основные знания бакалавра о строении и функции нервной системы дают основание для изложения симптомов и синдромов во 2 части. Такое решение побудило к правильному методологическому подходу в обучении врачей будущего.

2 часть также посвящена клинике неврологических заболеваний, распределенных по классификации МКБ-10, которые должны послужить руководством при изучении предмета.

В этой части изложены методы исследования, способствующие прохождению практических занятий по неврологии. Используемые новые методы исследований дают возможность точно оценить знания студентов и коммуникативные навыки общения будущего врача и пациента.

Эти части уточнены и дополнены, благодаря существенным достижениям науки за последние годы и новому подходу в обучении в соответствии с действующими программами.

Реализуя учебную программу и осуществляя контроль качества обучающихся по дисциплине «Неврология», кафедрой подготовлены контрольно-измерительные средства, отвечающие новым требованиям ГОСО, а также внедрены активные методы преподавания, нашедшие отражение в методических рекомендациях.

Тематический план

2.8.1. Тематический план лекций – 12 часов

Темы лекций Форма проведения Час
  История развития клинической неврологии. Основы топической диагностики нервной системы. Обзорная лекция  
  Цереброваскулярные болезни. Классификация, патогенез, клиника острого нарушения мозгового кровообращения. Обзорная лекция  
  Вирусные и бактериальные инфекции ЦНС. Клещевой вирусный энцефалит. Комариный вирусный энцефалит. Вирусный энцефалит. Вирусный менингит. Обзорная лекция  
  Поражения отдельных нервов, нервных корешков и сплетений. Полиневропатии и другие поражения периферической нервной системы. Дорсопатии. Обзорная лекция  
  Системные атрофии, поражающие преимущественно ЦНС. Болезнь Гентингтона. Наследственная атаксия. Спинальная мышечная атрофия и родственные синдромы. Экстрапирамидные и другие двигательные нарушения функций движения. Обзорная лекция  
  Болезни нервно-мышечного синапса и мышц. Детский церебральный паралич. Демиелинизирующие болезни центральной нервной системы. Обзорная лекция  
  Всего часов:    

 

2.8.2. Тематический план практических занятий – 45 часов

Темы практических занятий Форма проведения Час
  1 часть (пропедевтика нервных болезней)    
  Чувствительность и ее расстройства. Исследования поверхностей и глубокой чувствительности. Симптомы и синдромы нарушения чувствительности. - Тест-контроль; - осмотр больного; - методика исследования; - обсуждение осмотренных больных; - клинический разбор тематического больного (работа в группе, в парах); - решение ситуационных задач  
  Произвольные движения и их расстройства. Методики исследования. Виды параличей - Тест-контроль; - осмотр больного; - методика исследования; - освоение практических навыков; - обсуждение осмотренных больных; - клинический разбор тематического больного (работа в группе, в парах); - решение ситуационных задач  
  Экстрапирамидная система. Методы исследования и синдромы ее расстройств. Мозжечок. Исследования координации движений и синдромы их расстройств - Тест-контроль; - осмотр больного; - методика исследования; - освоение практических навыков; - обсуждение осмотренных больных; - клинический разбор тематического больного (работа в группе, в парах); - решение ситуационных задач  
  Черепно-мозговые нервы: функции и исследование 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 пары. Симптомы их поражения. Понятие об альтернирующих синдромах. Бульбарный и псевдобульбарный синдром. - Тест-контроль; - осмотр больного; - методика исследования; - освоение практических навыков; - обсуждение осмотренных больных; - клинический разбор тематического больного (работа в группе, в парах); - решение ситуационных задач  
  Высшие мозговые функции. Методы исследования и симптомы поражения. Вегетативная нервная система. Исследование вегетативной нервной системы и синдромы ее расстройств. - Тест-контроль; - осмотр больного; - методика исследования; - освоение практических навыков; - обсуждение осмотренных больных; - клинический разбор тематического больного (работа в группе, в парах); - решение ситуационных задач.  
  Рубежный контроль. Практические навыки - тестирование - критерии  
  2 часть (частная неврология)  
  Цереброваскулярные болезни. Преходящие транзиторные церебральные ишемические приступы и родственные синдромы. Инфаркт мозга. Геморрагический инсульт. - Тест-контроль; - освоение практических навыков; - обсуждение осмотренных больных; - клинический разбор тематического больного (работа в группе, в парах); - решение ситуационных задач.  
  Поражения отдельных нервов, нервных корешков и сплетений. Полинейропатии. Дорсопатии - Тест-контроль; - освоение практических навыков; - обсуждение осмотренных больных; - клинический разбор тематического больного (работа в группе, в парах); - решение ситуационных задач.  
  Воспалительные болезни ЦНС. Вирусные и бактериальные инфекции ЦНС. Клещевой вирусный энцефалит. Герпетический энцефалит. Вирусный энцефалит. Вирусный менингит. - Тест-контроль; - освоение практических навыков; - клинический разбор тематического больного; - составление ситуационных задач (кейс-стади).  
  Эпилепсия. Эпилептический статус. Мигрень Демилинизирующие заболевания (рассеянный склероз, острый рассеянный энцефаломиелит). Дегенеративные заболевания (БАС, сирингомиелия) - параклинические методы диагностики; - обсуждение анализов СМЖ, серологических исследований, КТ и МРТ - сканов. - обсуждение больного по предоставленной истории болезни; - клинический разбор тематического больного (работа в группе) - решение ситуационных задач.  
  Рубежный контроль Практические навыки - тестирование - критерии  
  Всего часов    

 

2.8.3. Тематический план практических занятий к СРСП – 45 часов

Темы практических занятий к СРСП Форма проведения Час
  1 часть (пропедевтика нервных болезней)  
  Чувствительность и ее расстройства. Симптомы и синдромы нарушения чувствительности. - освоение практических навыков (работа с преподавателем); - обсуждение осмотренных больных; - клинический разбор тематического больного (работа в группе, в парах); - решение ситуационных задач  
  Произвольные движения и их расстройства. - осмотр больного; - освоение практических навыков (работа с преподавателем); - обсуждение осмотренных больных; - клинический разбор тематического больного (работа в группе, в парах); - решение ситуационных задач  
  Экстрапирамидная система. Мозжечок. Исследования координации движений и синдромы их расстройств. - осмотр больного; - освоение практических навыков (работа с преподавателем); - обсуждение осмотренных больных; - клинический разбор тематического больного (работа в группе, в парах); - решение ситуационных задач  
  Черепно-мозговые нервы: исследование 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 пары. Функции черепно-мозговых нервов и симптомы их поражения. Понятие об альтернирующих синдромах. Бульбарный и псевдобульбарный синдром. - осмотр больного; - освоение практических навыков (работа с преподавателем); - обсуждение осмотренных больных; - клинический разбор тематического больного (работа в группе, в парах); - решение ситуационных задач  
  Высшие мозговые функции. Методы исследования и симптомы поражения. Вегетативная нервная система. Исследование вегетативной нервной системы и синдромы ее расстройств. - осмотр больного; - освоение практических навыков (работа с преподавателем); - обсуждение осмотренных больных; - клинический разбор тематического больного (работа в группе, в парах); - решение ситуационных задач  
  Разбор схемы истории болезни неврологических больных. Дополнительные методы обследования. - осмотр больного; - освоение практических навыков (работа с преподавателем); - обсуждение осмотренных больных; - клинический разбор тематического больного (работа в группе, в парах); - решение ситуационных задач  
  Цереброваскулярные болезни.Субарахноидальное кровоизлияние. Внутримозговое кровоизлияние. Нетравматическое внутричерепное кровоизлияние. Последствия цереброваскулярных болезней. Хроническая ишемия мозга. Венозная энцефалопатия. - обсуждение результатов дополнительных методов обследования - составление и заполнение стационарной карты больного; - составление алгоритма обследования больного  
  Перинатальная патология нервной системы. Детский церебральный паралич. - освоение практических навыков (работа с преподавателем); - обсуждение осмотренных больных; - клинический разбор тематического больного (работа в группе, в парах); - решение ситуационных задач  
  Вторичные нейроинфекции: нейробруцеллёз, нейросифилис, ВИЧ, ревмоваскулит.   - Тест-контроль; - освоение практических навыков (работа с преподавателем); - клинический разбор «тематического» больного; - составление ситуационных задач (кейс-стади)  
  Системные атрофии, поражающие преимущественно ЦНС. Болезнь Гентингтона, Вильсона-Коновалова, Паркинсона, Штрюмпеля, Фридрейха. - параклинические методы диагностики - обсуждение анализов СМЖ, серологических исследований, КТ и МРТ – сканов; - обсуждение больного по предоставленной истории болезни; - клинический разбор тематического больного (работа в группе); - решение ситуационных задач  
  Наследственные заболевания нервной системы. Нервно-мышечные заболевания. Спинальная мышечная атрофия и родственные синдромы. Болезни нервно-мышечного синапса и мышц. - осмотр больного; - обсуждение результатов ЭМГ, ЭНМГ - обсуждение осмотренных больных; - клинический разбор тематического больного по истории болезни - решение ситуационных задач  
  Всего часов    

 

2.8.4. Темы для самостоятельной работы студентов (СРС) – 50 часов

Темы для самостоятельной работы студентов Форма проведения Час
1. Ноцецептивные системы в центральной нервной системе. Болевые синдромы в неврологии. - Алгоритмы обследования; - кейс-стади - презентация - алгоритм лечения  
2. Нейрофизиологические процессы в центральной нервной системе обеспечивающие произвольные движения - Алгоритмы обследования; - кейс-стади видеоролик  
3. Нейромедиаторный обмен в подкорковых узлах, обеспечивающий двигательный процесс. - Реферат; - кейс-стади - презентация - Алгоритм обследования  
4. Патогенез комы и других неотложных состояний. Смерть мозга. Критерии. - Реферат; - кейс-стади - презентация - составить алгоритм обследования - составить алгоритм диагностики  
5. Нейровизуализационные методы диагностики заболеваний нервной системы. - реферат; - видеоролик - презентация  
  Основы реабилитации неврологических больных. - Реферат; - Презентация  
  Эпилептические синдромы раннего возраста. Неэпилептические пароксизмальные расстройства сознания. - Реферат - алгоритм обследования - алгоритм лечения - презентация  
  Вторичные нейроинфекции. - Реферат; - эссе; - презентация  
  Дорсопатии. - Реферат; - эссе; - презентация; - дискуссия  
  Сосудистые заболевания спинного мозга. - Реферат; - эссе; - презентация; - дискуссия; - кейс-стади  
  Всего часов:    

 

2.10. Литература:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал