![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Постсоветская Россия (1991-2007).
Кроме того, История России является частью всемирной истории. Главным ее содержанием являются: - история русского народа, - исторического бытия, характера, традиций, менталитета русских людей.
Восточные славяне в древности. Предпосылки к образованию древнейшего государства восточных славян - Киевской Руси (IX - XII вв.) Славяне - исторически крупнейшая этническая общность Европы, объединяющая в настоящее время многочисленные народы славянской группы индо-европейской семьи народов. Первые сведения о них приводятся в трудах историков поздней Античности и раннего Средневековья. Еще Римские (I—II вв.) и византийские (VI—VII вв.) авторы упоминали славян под разными именами: венеды, анты, склавины. В дальнейшем указанные ими этнические общности станут базисом для формирования трех ветвей: восточного (анты), южного (венеды) и западного (склавины) славянства. К тому времени, когда славяне присоединились к Великому переселению наро-дов (VI в.), страны мира прошли большой путь развития: возникали и разрушались государства, шли активные миграционные процессы. В IV в. распалась огромная Римская империя, ставшая конгломератом раннесредневековых германских королевств На территории Балкан и Малой Азии возникло мощное государство — Восточная Римская Империя с центром в Константинополе, позже получившее название Византийской империи (просуществовало до 1453 г.). В VI в. славяне включились в мировой миграционный процесс. Расселение славян происходило в VI—VIII вв. по трем основным направлениям: на юг — на Балканский полуостров (южные славяне, предки сербов); на запад — в Среднее течение Дуная и междуречье Одера и Эльбы (западные славяне, предки поляков); на восток и север — по Восточно-Европейской равнине (восточные славяне, предки русских, украинцев и белорусов). Для восстановления истории восточных славян историки используют информацию разных типов источников: — вещественные, материальные остатки — предметы быта, оружие, одежда, украшения и антропологические данные (останки людей); — устные свидетельства — лингвистические данные — сохранившиеся слова; — топонимические данные — названия рек и местностей; — письменные сочинения иностранных (византийских, арабских) и отечественных авторов (летописец Нестор — Повесть временных лет). Анализ и обобщение информации источников позволяют судить о расселении восточнославянских племен, их хозяйстве, социальном устройстве, отношениях с соседями, уровне духовной жизни, верованиях и культуре. Суровые климатические условия и, главное, необходимость защиты от внешних врагов заставляли славянские племена, состоявшие из большого количества родов, создавать крупные объединения — племенные союзы. Повесть временных лет содержит географо-этнологические сведения о племенных союзах славян, в названиях которых отразились особенности местности или имена легендарных основателей первоначальных родов. Эта информация подтверждается результатами археологических раскопок — у разных племен были разной формы и узора женские височные кольца и погребальные обряды. Территория каждого союза простиралась, как правило, между реками, которые образовывали естественные границы: — ильменские словене — в районе озера Ильмень и от Ладоги до Чудского озера, по реке Волхов до верховий Волги; — кривичи — от Западной Двины до верховий Днепра и Волги; — полочане (часть кривичей) — по реке Полота (район современного г. Полоцк) в верховьях Западной Двины; — дреговичи (от слова «дрягва» — болото) — в болотистой местности Полесья, между реками Припять и Березина и на востоке до верховий Днепра; — радимичи, названные по имени древнего предводителя Рад-ко, — междуречье Днепра и Десны; — вятичи, названные по имени древнего предводителя Вятко, брата Радко, — в верховьях Оки и по течению Москвы-реки; — древляне — в глухих лесах между Припятью, Днепром и верховьями Южного Буга; — северяне — между левым берегом Днепра и верховьями Оки, по течению рек Десна, Сула и Северский Донец; — поляне — в среднем течении Днепра, вокруг Киева; — уличи — от правого берега в нижнем течении Днепра до Южного Буга; — тиверцы — между Южным Бугом и Днестром; — белые хорваты — у подножия и по склонам Карпатских гор; — бужане, или дулебы (с X в. волыняне) — между Бугом и верховьями Вислы.
Основными хозяйственными занятиями древних славян, расселившихся на Восточно-Европейской равнине были: 1) земледелие (подсечно-огневое) - под пашни расчищался участок леса, пни и кустарники выкорчевывались, деревья сжигались; 2) скотоводство - славяне разводили множество домашних животных с целью получения ценных продуктов питания, шерсти и т.д. 3) охота, рыболовство, собирательство ягод, грибов, бортничество (добывание меда из ульев диких пчел). 4) ремесленное производство - гончарное, ткацкое, кузнечное (изготовление орудий труда и оружия)
Выгодное географическое положение занятых славянами территорий, торговые пути по рекам (важнейший - «Из варяг в греки»), изобилие ресурсов и товаров для обмена (меха пушных зверей, мед, пенька, глиняная посуда, воск и т.д.) - все это также располагало к активной торговле с соседями. Из центров, в которых население обменивало сельскохозяйственные продукты на ремесленные изделия, возникали первые города — Киев, Новгород, Чернигов, Суздаль, Муром, Смоленск — не менее 24, по подсчетам историков.
Соседи восточных славян: — на юге и юго-западе (Причерноморье и Балканы) — Дунайская Болгария и Византийская империя; — на юго-востоке (Нижняя Волга, степи между Каспийским и Азовскими морями) — Хазарский каганат; — в нижнем течении Днепра — мадьяры (венгры); их после переселения на запад (к озеру Балатон) сменили в конце IX в. кочевники печенеги; — на востоке от Прикамья до Средней Волги — Волжско-Камская Булгария (Болгария) с мусульманским населением — тюрки; — на северо-востоке — меря, мурома, мещера, мордва и марийцы; — на севере и северо-западе — лето-литовские и финно-угорские племена. Кроме того с северо-запада славянам постоянно угрожали норманны-викинги (древнее население Скандинавии). Все вышеуказанные народы представляли собой серьезную опасность для славян, не имевших своей государственности. Кочевники-хазары и викинги совершали частые набеги, жгли и грабили славянские поселения, угоняли в рабство их жителей. Поэтому, внешняя опасность стала важнейшим фактором, предопределившим объективный процесс складывания славянских племенных союзов в единое централизованное государство.
До принятия христианства на Руси (988 г.) религией восточных славян было язычество — они обожествляли силы природы. Окружающий мир, по их мнению, был населен злыми и добрыми духами — водяными, русалками, лешими, домовыми и т. п. В поклонении предкам славяне искали защиту, поэтому так распространен был культ Рода и Рожаницы — бога и богини плодородия. Кроме того, в пантеоне богов славянского политеизма присутствовали также следующие персонажи, каждый из которых заведовал собственными силами природы: - бог неба — Сварог; - бог солнца и животворящих сил природы — Даждьбог (у других племен — Ярило, Хорос); - бог ветра — Стрибог; - бог грозы (грома, молнии) и войны (оружия) — Перун; - покровитель скота — Велес; - покровительница женщин и домашнего очага — Макоша. Язычество — религия многобожия — полностью соответствовало демократическому состоянию славянского общества. Основу социального устройства восточных славян составляла родовая община — объединение кровных родственников, совместно владеющих занимаемой территорией (земля под пашню, луга, лесные и речные угодья) и совместно (на равных) решающих важнейшие вопросы на общих сходах — вече. Успехи в развитии хозяйства: постепенная смена подсечно-огневой и переложной систем земледелия на пашенную, появление усовершенствованных орудий труда, отделение ремесла от сельского хозяйства — все это привело к изменениям в социальной структуре славянского общества. Новые черты в социальном устройстве: — формирование соседской (территориальной) общины — мир или вервь — в результате захвата отдельными семьями участков общинной земли и появление специальных межевых знаков — знамен, обозначавших принадлежность данного участка земли определенной семье; — возникновение частной (семейной) собственности на пахотную землю вместо общинной (луговые, лесные и речные угодья оставались в общественной собственности — остаток родоплеменного строя); — постепенное складывание имущественного и социального неравенства — изменение социальной структуры: из обогатившейся (захват земли, военные походы) родоплеменной знати формировалось боярство — новый социальный слой, выделившийся из общины и владевший вотчинами (отчинами) — наследственными земельными владениями; для защиты от внешних врагов свободные общинники выбирали военных предводителей — князей, но постепенно их власть из выборной превращалась в наследственную и постоянную; отправляя суд и возглавляя религиозные культы, князья опирались на дружину — постоянную, профессиональную военную силу.
В то же время на раннегосударственной стадии истории восточного славянства (7 - 8-й вв.) продолжали сохранять свою силу и старые черты социальной организации - остатки родоплеменного строя: 1) личная свобода всех общинников; 2) народное ополчение - средства борьбы с внешней опасностью; 3) вечевой порядок решения важнейших социальных вопросов.
Сосуществование новых и старых черт общественного устройства создавало переходную стадию от первобытно-общинного, родоплеменного строя к классовому — период военной демократии. У восточнославянских племен он совпал с VI—VIII вв. В это время складывались предпосылки для формирования государственности: — успехи хозяйственного развития; — социальные изменения; — политические условия — межплеменные столкновения из-за стремления князей и знати к обогащению; — желание установить контроль над торговым путем «из варяг в греки»; — опасность набегов со стороны соседей с севера, востока и юга.
Благодаря действию всех вышеуказанных факторов в 9-ом веке на обширных просторах Восточно-европейской равнине возникнет мощнейшее государство Средневековья - Киевская Русь.
Киевская Русь (9 - 11 вв.). Первую версию истории образования государства Русь изложил Нестор в летописи Повесть временных лет (начало XII в.): в 862 г. в Новгороде на княжение были призваны варяги - выходец из Скандинавии Рюрик (862 - 879 гг.) с родом своим и дружиной. После смерти Рюрика, его родственник Олег (879 - 912 гг.) в 882 г. спустился из Новгорода по Днепру на ладьях, захватил власть в Киеве и объединил два крупнейших древнерусских города-государства (Новгород и Киев) под своим началом. Именно это событие традиционно считается началом первого древнерусского государства - Руси Киевской со столицей в Киеве. В создававшемся государстве формировались все его атрибуты как нового социально-политического устройства — единая территория, аппарат управления, налоговая система и законодательство. Территория Древнерусского государства продолжала складываться в результате завоевательных походов следующих поколений киевских князей. Она простиралась: от Финского залива, Онежского и Ладожского озер на севере до устья Днепра и Дуная на юге; от впадения Оки в Волгу на востоке до Немана и почти до Вислы на западе и Карпат на юго-западе. Равной территории не было ни у одного государства в Западной Европе. От киевских князей зависели (платили дань) ясы (осетины) и касоги (черкесы), финно-угорские и балтийские племена: водь, весь, чудь заволочская, эсты, латгалы, земгалы, жемайты и курши. В основе сельского хозяйства лежало пашенное земледелие, хотя в ряде районов широко применялась переложная система, а на севере еще долгое время сохранялась подсечная система. Пахали и сеяли с помощью тягловой силы — лошадей и волов. Разводили и других домашних животных — коров, овец, свиней. Большим подспорьем оставались рыболовство, охота, бортничество и собирание лесных ягод и грибов. Охота обеспечивала крестьянские семьи мясом и позволяла пушниной выплатить дань (оброк) землевладельцу. Сельское хозяйство сохраняло натуральный характер. Ремесло достигло высокого уровня. Русские стальные клинки, мечи, кольчуги, висячие замки, эмалевые и золотые ювелирные изделия славились на Западе и Востоке. Однако ремесло еще не имело товарного характера — это было производство на заказ с целью обмена результата труда на продукты сельского хозяйства. Из ремесленных поселений вокруг укрепленных замков («градов») возникали города — административные и хозяйственные центры, средоточие богатства и запасов всей округи. Историки насчитывают до 224 городов в Древнерусском государстве. Наиболее древние и крупные: Киев, Новгород, Смоленск, Чернигов и Переяславль. Внешняя торговля сосредотачивалась в руках крупных купцов (часто из варягов) и племенной знати, которая концентрировала богатства, полученные в форме дани или натурального оброка. Русь торговала с Волжско-Камской Болгарией, с Западной Европой, Прибалтикой и Северным Кавказом. Торговлю с Византией регулировал договор Руси с греками 911 г. По нему русские купцы получили право беспошлинной торговли на рынках империи. Социальное устройство Древнерусского государства представляло собой раннефеодальную монархию — единоличную форму правления, сложившуюся в период зарождения феодализма. Ее особенность — сохранение некоторых традиций эпохи «военной демократии» — веча и народного ополчения. Во главе государства стоял старший из рода Рюриковичей — великий киевский князь — собиратель и защитник территории, основной законодатель, верховный судья, главный получатель и распределитель дани. Великий князь был владетелем своего домена — княжеских сел, хозяйство которых имело промысловый (добыча пушнины и других даров леса) и коневодческий характер (для обеспечения военной потребности). Могущество великого князя опиралось на материальные (денежные) успехи экспортных операций (продажа пушнины, полученной в своем домене и в качестве дани), а также на социально-политическую поддержку боярства и дружины. Боярство образовалось из племенной знати, захватившей лучшие общинные земли и превратившей их в вотчины, в которых трудились зависимые земледельцы и ремесленники. Обогащению боярства также способствовало участие в военных походах, дававшее возможность получения определенной доли военной добычи. Боярами назывались и наиболее авторитетные «старшие» дружинники, входившие в постоянный совет князя — думу. Дружина — постоянная вооруженная организация — существовала за счет сбора дани с покоренных племен и военной добычи. В мирное время она сопровождала торговые караваны и помогала князю подавлять народные волнения. Дружина делилась на «старшую» и «молодшую». Из «старшей» формировался высший аппарат управления — члены Боярской думы; посадники и наместники, осуществлявшие власть на местах; послы и военачальники. «Младшая» дружина — детские, отроки — состояла из рядовых воинов. Основная часть земледельческого и ремесленного населения оставалась свободной. Юридически свободные люди входили в соседскую общину — еще один остаток эпохи «военной демократии». Община распределяла землю между семьями, поддерживала общественный порядок, за провинности своих членов выплачивала штрафы {вира), а также платила дань великому князю за защиту от кочевников и предоставление права пользования землей, так как он в представлениях народа являлся верховным собственником всей земли. По разным причинам часть населения попадала в зависимость. Наиболее зависимая группа — холопы, челядь. Холопами (рабами) становились военнопленные, а также продавшие себя в рабство обнищавшие общинники. Холопы использовали и для полевых работ и в качестве управляющих хозяйством (ключники). Раб был полностью бесправен, хозяин мог его даже убить. За это он должен был лишь заплатить штраф в 5 гривен и понести нестрогое церковное наказание. В такую же сумму оценивалась жизнь убитого смерда, работавшего в княжеских или боярских вотчинах. Во временную зависимость от феодалов попадали рядовичи — свободные люди, заключившие ряд (договор) на выполнение каких-либо работ. Закупы — свободные общинники, взявшие купу (ссуду зерном, скотом, деньгами), — тоже попадали в кабалу. Отрабатывая долг на земле господина, закуп сохранял свое хозяйство. Ссуду он был обязан вернуть в двойном размере, что делало выход на свободу почти нереальным. Сосуществование свободных общинников и нескольких категорий зависимого населения свидетельствовало о том, что в социальной структуре Киевской Руси оставались остатки эпохи «военной демократии» и в то же время черты феодального общественного строя.
Важнейшие князья киевские и их деяния: 1) Святослав Игоревич (964 - 972). - активно оборонял границы Руси от внешней опасности, разгромил такого опасного восточного соседа Киевской Руси, как Хазарский каганат, располагавшийся на Волге. 2) Владимир Святославович (прозванный в былинах «Красное Солнышко»), сын Святослава, княживший в 980 - 1015 гг. Его важнейшее достижение - принятие христианства на Руси в 988 г. (крещение Руси) в качестве официальной государственной религии. Принятие монотеистической христианской религии укрепляло государственную власть и территориальное единство Руси.Приняв христианство, Русь встала в один ряд с другими христианскими странами Европы, приобщилась к традициям и наследию византийской и античной культуры. После крещения в Киевской Руси стала активно распространяться письменность и уже с 11-го вв. начинает свою историю русское летописание (составление первых летописей). Кроме того, религиозная реформа имела не только внутреннее идеологическое значение, но и международное, способствовавшее укреплению престижа Древнерусского государства. Именно после принятия христианства по восточному (греческому образцу) своего расцвета Киевская Русь достигла при преемнике Владимира Святославовича - великом киевском князе Ярославе Мудром (1018 - 1054 гг.). Основные достижения Ярослава: 1) разгромил грабивших Русь кочевников-печенегов, устранив на время степную опасность для русских земель; 2) расширил и укрепил влияние Киева в Прибалтике, обложив данью местные племена; 3) расширил дипломатические связи Киевской Руси с Западной Европой посредством династических браков; 4) укрепил самостоятельность Русской Православной Церкви — поставил Киевским митрополитом Иллариона, русского по происхождению государственного деятеля 5) провел важнейшую общегосударственную реформу — начал составление свода законов — «Русской Правды» — государственного и юридического документа, отразившего многие нюансы социального устройства Киевской Руси. «Русская Правда» опиралась на так называемое обычное право — неписаные правила, неоднократно и традиционно применявшиеся при вынесении судебного решения, основанием которого служил прецедент (случившееся ранее похожее событие) или ссылка на древность. «Правда Ярослава» ограничила существовавший обычай кровной мести. Теперь на нее имел право не весь род убитого, а только ближайшие родственники. Ограничение этого права показывало, что государство достаточно окрепло, чтобы вмешиваться в дела родов и впоследствии окончательно искоренить влияние родоплеменных обычаев.
Феодальная раздробленность на Руси (12 - 13 вв.)
Территориально-политическаяраздробленность — новая, по сравнению с Древнерусским государством, форма государственно-политической организации, опирающаяся на переход владения какой-либо территорией по наследству от отца к сыну. Юридическое обоснование нового принципа наследования закрепил съезд князей в г. Любеч в 1097 г. Обособление отдельных княжеств на время успокоило княжеские распри, позволило сосредоточить все ресурсы региона на развитии материальных и духовных ценностей.
Объективные причины раздробленности: — рост наследственного (вотчинного) землевладения, имел следствием стремление многих князей и бояр к большей самостоятельности. — развитие ремесла и торговли приводило к увеличению числа городов и усилению их роли как местных хозяйственных, административных и культурных центров; — натуральный характер сельского хозяйства обусловливал замкнутость сельскохозяйственных округ и их отгороженность друг от друга;
Субъективные причины раздробленности: — возникновение и укрепление династий местных князей, рассматривавших подвластную территорию как свою вотчину; — консолидация местных бояр вокруг местного князя, способного защитить их корпоративные интересы в случае народных волнений; — административные трудности управления огромной территорией Древнерусского государства; — ослабление авторитета Киева как единого центра из-за междоусобиц великих киевских князей. Во второй трети XII в. Древнерусское государство распалось на полтора десятка княжеств и земель. Наиболее крупные и влиятельные:
|