Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Механизмы реализации прав ребенка в России
Сегодня уже недостаточно просто изменить мир в интересах детей, сегодня уже идет речь о том, чтобы изменить мир вместе с детьми. Для этого надо слушать, что говорят молодые люди, надо дать им возможность высказывать свое мнение и участвовать в принятии решений, затрагивающих их жизнь. Пришло, время перейти от благотворительности в отношении детей к признанию того, что ребенок, как и каждый человек, имеет свои права. В октябре 2006 года Центр " Социальный мониторинг", при поддержке Представительства ЮНИСЕФ в России, провел социологический опрос детей в возрасте от 9 до 17 лет и их родителей. Опрос проводился в 106 населенных пунктах России. Ответы дали 5221 родителей. Опрос показал, что дети, которые не слышали о тех или иных своих правах, гарантированных Конвенцией ООН составляют 9-28%. Меньше дети знали о своих правах на защиту от вмешательства в личную жизнь, от вредной информации, сексуальной эксплуатации и опасного труда. Почти каждый восьмой ребенок сообщил о нарушении его прав, а каждая четвертая была свидетелем того, как нарушались права других детей [15, с.3]. В девяностые годы - в 1990, 1995, 2000 годах сотрудником Института молодежи (Москва) С.Н.Щегловою проводилось анкетирование подростков России, связано с выяснением того, что считают дети и подростки своими гражданскими правами и какими из них, по их ощущениям, они могут воспользоваться. Приятно удивляет, что в 2006 году из всех опрошенных не было ни одного ребенка, который бы отказался отвечать на эти вопросы, или не знала ответа. В среднем каждый назвал по 9 основных прав и свобод граждан. При этом анкетировании выяснилось, что более четверти респондентов не знали ответа на вопрос о названии документа, где записаны их основные права и свободы. Опрос показал, что большинство детей Украины чувствуют бесправными в мире взрослых, что в них ограничены возможности высказывать и отстаивать свои мысли, что часто они даже не знают, к кому обратиться в случае нарушения их прав. Треть экспертов (из 99 опрошенных) считают, что никто из взрослых не воспринимает детей как полноправных членов общества. Большинство пришли к выводу, что попытки ребенка восстановить справедливость в той или иной учреждении или учреждении без помощи взрослых обречены на неудачу. По мнению международных экспертов, в России нужно создать систему учреждений, куда бы могла обратиться ребенок за разъяснением гарантированных их прав [16, с.4-5]. Нами было проведено анкетирование учащихся старших школьников МАОУ СОШ школы № 15 по знанию прав детей. Мною было опрошено 46 учащихся. Опрос показал, что в основном ученики мало знают о своих правах. Большинство учеников указало, что знают о своем праве на получение образования (69%), право на свободу слова (48%), право на отдых (26%), право на жизнь и право на собственное мнение (по 22%), право на здравоохранение, на гражданство, на жилье (соответственно по 13%). Только по 39 процентов опрошенных знают о документах, которые защищают интересы детей Конвенцию ООН и Конституцию России. В случае нарушения прав ребенка 35% обращаются к родителям, 26% просто огорчаются, 22% обращаются к классных руководителей, и 17% не реагируют на нарушения. Хотя у большинства детей (66%) права нарушались (в школе 22%, в больнице 13%, на улице 30%). 34% опрошенных считают, что их права не нарушались. 52% были в ситуациях когда нарушались права их друзей. В случае нарушения прав ребенка ученики знают, что можно обратиться в ООН (7%), Верховный суд Украины (17%), правоохранительные органы (30%), телефон доверия (7%) - 35 процентов опрошенных не знают, куда нужно обращаться. Большинство населения России понятия не имеет о личных правах детей, Конвенцию ООН о правах ребенка, другие международные документы этой специализации, поэтому очень легко нарушить права детей, потому исторически сложилось, что эти права всегда нарушались, к детям не относились как самостоятельной личности. К сожалению, очень многие взрослые не считают нужным и сейчас признавать эти права, потому что боятся большой ответственности, а также привыкли к старым канонам воспитания. Возможно, так взрослые поймут всю полноту своей ответственности, пересмотрев свое отношение к детям, а дети смогут отстаивать свои права и достоинству оценят поступки своих родителей. В нашем законодательстве говорится, что государство защищает права ребенка, соблюдает Конвенцию и контролирует ее соблюдение. Но это в идеале. Не существует еще в России такой организации, которая бы действительно постоянно, системно защищала права ребенка, отстаивала их, контролировала соблюдение Конвенции ООН о правах ребенка. Так, существуют, конечно, службы по делам несовершеннолетних, различные организации, органы и фонды. Многие сейчас в средствах массовой информации печатают телефонов доверия, адрес различных организаций, но постоянной, государственной, управляемой высшими органами организации, которая прежде защищала права ребенка, не имеет. Зачем же тогда было принимать и ратифицировать Конвенцию ООН о правах ребенка, если дети не знают своих прав, их не придерживаются и взрослые? Возможно, верно сделали США, когда не приняли Конвенцию, поскольку честно признались что не могут гарантировать соблюдение и выполнение всех прав и обязанностей перед детьми. Но надежда есть. Сейчас создан проект об образовании такой нужной всем нам организации, но это только проект, сколько его будут согласовывать, и обсуждать никто не знает, но все же это часть обязанностей по этой будущей организации выполняют другие органы. Это службы по делам несовершеннолетних - специальные органы, которые существуют кроме органов опеки и попечительства, прокуратуры и суда, для защиты прав несовершеннолетних в каждом городе или районе. Согласно законодательству России такие Службы по делам несовершеннолетних создаются при местных советах народных депутатов. Сотрудники этих служб ведет учет так называемых " неблагополучных семей" и следят за развитием несовершеннолетних в этих семьях. Информацию о детях из этих семей, службы могут получить от школ, поликлиник, и также самих несовершеннолетних, обращающихся к ним непосредственно или используют телефоны доверия. Перед поступлением сигнала о нарушении родителями (или лицами, которые их заменяют) прав ребенка Служба по делам несовершеннолетних создает комиссию в составе работника Службы, специалиста по делам детства, психолога, а иногда и работника милиции, и посещает помещение, где проживает несовершеннолетний с семьи семьей. Члены комиссии проводят беседу с родителями, родственниками, соседями, а также, с разрешения родителей, с самыми несовершеннолетними. В случае, если конфликт не удается ликвидировать с помощью бесед и других мер воздействия, служба по делам несовершеннолетних вправе обратиться в прокуратуру или суд для возбуждения дела о лишении родительских прав. В исключительных случаях, когда существует реальная угроза жизни или здоровью ребенка, служба по делам несовершеннолетних может немедленно изъять ребенка из семьи к решению судом дела о лишении родительских прав [20, с.1-4]. Сейчас в России наблюдается много случаев дискриминации прав ребенка. Но не все знают, куда обратиться за помощью. Поэтому полезным могут стать адреса некоторых международных и других организаций, созданных или аккредитованных в России, которые занимаются изучением и защитой прав человека или способствующих этому. Права ребенка можно реализовывать через средства массовой информации. Журналисты - это голос и уши общественности. Как защитники прав человека они направляют внимание к нарушениям в этой области и поощряют правительства и другие организации к изменениям, улучшили бы жизнь людей, иногда делая это с большим риском для собственной жизни. Журналисты, фоторепортеры и авторы программ нередко показывают тяжелое положение детей, попавших в ситуации, поддающихся контролю с их стороны, или которых развращают или эксплуатируют взрослые. Однако, для работников СМИ не менее важно учитывать " детскую перспективу" в более традиционных выпусках новостей. Хороший критерий для оценки изменений в законодательстве или финансовой политике - посмотреть, на сколько выигрывают или проигрывают дети в результате этих изменений. Прежде всего, детей следует уважать, как личности, хотя они могут быть зависимыми, доверчивыми, подвергаться эксплуатации или злоупотребления. Но следует помнить, что согласно ст.17 Конвенции ООН о правах ребенка " Ребенок имеет право на доступ к информации из различных источников". Следует поощрять средства массовой информации уделять особое внимание защите ребенка от вредных для нее материалов, предоставляя детям возможности говорить за себя - о своих надеждах и страхах, о своих достижениях и о влиянии поведения взрослых на их жизнь. Работники СМИ сделают больше для напоминания общественности о правах детей, чем изображая их только как молчаливых «жертв» или очаровательных " ангелочков". В конце концов, таким образом, они нарушают закон, а именно Конвенцию ООН о правах ребенка, так как согласно ст.12 " Ребенок имеет право на выражение своих взглядов и на то, что ее взгляды будут учитываться". Ст.13 также касается этого аспекта - " Ребенок имеет право искать, получать и передавать информацию в различных формах" [12, с.5-6]. Ведь средства массовой информации должны поддерживать детей, предоставлять им возможность самим говорить о своих правах и обязанности вязки.
То, как СМИ изображают, или не замечают детей, может повлиять на решения, принимают ради них, и на то, как смотрит на них общество. Благодаря своему положению в обществе работники средств массовой информации имеют хорошие возможности анализа усилий всех заинтересованных организаций и граждан и воздействия на тех, кто не соблюдает Конвенцию. Все журналисты и работники СМИ обязаны соблюдать как можно выше этических и профессиональных норм и должны способствовать в своей области как можно более широкому распространению информации о Международной Конвенции о правах ребенка и ее последствия для проведения независимой журналистской работы. Организации СМИ должны рассматривать нарушения прав детей и вопросы, связанные с безопасностью детей, их право на личную жизнь, защищенностью, образованием, здоровьем и социальным благополучием, а также всеми формами эксплуатации, как важные проблемы для изучения и общественного обсуждения. Дети имеют полное право на личную жизнь, за исключением тех моментов, которые четко указаны в еще одном важном документе. Это Проект Основных положений и принципов Международной федерации журналистов по поступлению проблем, касающихся детей, принятый 2 мая 1998 в м.Ресифе, в Бразилии. Одним из важнейших принципов Международной федерации журналистов является принцип, согласно которому журналистская деятельность, затрагивающая жизни и благополучия детей, всегда должно осуществляться с учетом уязвимого положения детей. Журналисты и организации СМИ должны стремиться к соблюдению высоких форм этического поведения при освещены проблем, связанных с детьми. СМИ не должны рассматривать и освещать положение детей лишь в виде отдельных событий, они должны постоянно освещать процессы, которые могут привести или ведут к этим событиям [18, с.5]. По моему мнению, детям нужно предоставлять больше возможностей для выступлений в СМИ, где сегодня много рекламы и преобладают коммерческие интересы. У детей есть много нерешенных вопросов, проблем с которыми они встречаются в повседневной жизни. 2.2 Механизмы реализации прав ребенка в деятельности социального педагога. 2.3. Рекомендации для социального педагога ВЫВОДЫ 1. Анализируя теоретические аспекты прав детей, в России можем сказать, что особенностью прав ребенка является необходимость специальной защиты этих прав, которые были обеспечены возможности и благоприятные условия для свободного и полноценного развития детей. Главным приоритетом в защите прав ребенка является наилучшее обеспечение интересов и потребностей ребенка. 3. Нами было проанализировано нормативно-правовое обеспечение прав детей в России. Законодательство России гарантирует ребенку определенные права и свободы, что подтверждается рядом таких документов, как конвенция ООН о правах ребенка. Долгосрочная программа улучшения положения женщин, семьи, охраны материнства и детства (1993). Концепция государственной семейной политики (1999г.). Закон России " О предупреждении насилия в семье" (2001), Анализ полученных результатов, проведенного мной анкетирования, помог определить показатели осознания детьми своих прав. Из этого всего я увидел, что дети имеют незначительное представление о своих правах. В основном знают о праве на образование и право на свободу слова. Мало знают о праве на жилье, гражданство и здравоохранение, вообще не знают о праве на жизнь, право на заботу со стороны родителей. Затрагивающего интересы ребенка, право на свободу совести и религии, право на личную защиту от похищений и продажи, от физических форм эксплуатации, физического и психического насилия, участия в военных действиях и других. Дети не знают сущности своих прав и имеют сложности в реализации. Большинство детей были в ситуациях, когда нарушались их права, однако третья часть детей не знают, куда обращаться в случае нарушения своих прав. Основными документами, которые защищают права ребенка, они считают Конституцию России и Конвенцию о правах ребенка. Большинство детей не знают, какие организации занимаются защитой прав ребенка. Поэтому, по нашему мнению, с целью улучшения у учащихся знаний о своих правах школа должна осуществлять разъяснение правовых материалов просветительского плана, введения миникурсу " Права ребенка" с учетом возрастов. 4. Нами было изучено деятельность социального педагога по реализации прав детей. Я пришли к выводу, что социальные педагоги во взаимодействии с различными микроструктурами и лицами могут осуществлять полноценную право-защитную политику в отношении детей. Это позволит постепенно создать Совет школ крупных городов, Совет исключительных детей, Институт " семья-школа", Ассоциацию родителей и учителей, которые станут в дальнейшем наиболее активными помощниками и социального педагога и социального работника.
|