Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
По восприятию текста
3) чтение (вид речевой деятельности, основанный на восприятии и осмыслении письменного текста) 4) слушание (вид речевой деятельности, в основе которого лежит восприятие и осмысление звучащих текстов) Виды общения: - по форме (устное, письменное); - по виду текста (монологическое, диалогическое); - по количеству общающихся (межличностное (один-один), массовое (один-много); - по обстановке (официальное, неофициальное); - по наличию – отсутствию посредника (опосредованное, т.е. через бумагу, непосредственное); - по расстоянию (контактное, дистантное). Речевое поведение – это свойства и особенности, которыми отличаются речь и речевые реакции одного из участников общения. Речевая ситуация – это совокупность внешних условий общения и внутренних реакций общающихся, необходимая для возникновения речи 1) внешние условия: (автор, адресат), место, время, тема (если она обусловлена местом и временем). 2) внутренние условия: причины, цели, тема (если она обусловлена внутренними причинами). Коммуникативная ситуация имеет определённую структуру: 1) говорящий (адресат), 2) слушающий (адресант), 3) отношения между говорящими, 4) тональность общения (официальная, нейтральная, дружелюбная), 5) цель, 6) средство общения (литературный язык или подсистема: жаргон, диалект, просторечие), 7) способ общения (устное, письменное, дистантное, контактное), 8) место общения. Речевой акт – конкретные речевые действия говорящего в рамках той или иной коммуникативной ситуации. В речевом акте создаётся текст. Лингвисты обозначают этим термином не только записанный, зафиксированный так или иначе текст, но и любое кем-то созданное (всё равно — описанное или только произнесённое) «речевое произведение» любой протяжённости — от однословной реплики до целого рассказа, поэмы или книги. Во внутренней речи создастся «внутренний текст», то есть речевое произведение, сложившееся «в уме», но не воплотившееся устно или письменно. Коммуникативная компетенция – владение носителем языка «ситуативной грамматикой», которая предписывает использовать язык не только в соответствии со смыслом лексических единиц и правилами их сочетания в предложении, но и в зависимости от характера отношений между говорящими, от целей общения и других факторов. Речевой паспорт – определённые характеристики, автоматически передаваемые через речь человека: - национальность, географическое «происхождение», - уровень образования, воспитания, культуры, - пол, - возраст, - принадлежность к профессии, - эмоциональное состояние, настроение (болен, устал, весел, печален и др.), - некоторые черты характера (замкнутость, общительность и т.д.), - действие, сопровождающее речь (идёт, бежит, засыпает и др.). Языковая личность – 1. (по мнению Ю.Н. Караулова) совокупность способностей и характеристик человека, обуславливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), различающихся степенью сложности, глубиной и точностью отражения действительности, целенаправленностью. 2. Носитель языка, который охарактеризован на основе анализа сделанных им текстов с точки зрения применения в этих текстах системных средств этого языка, чтобы представить его видение окружающей действительности и возможно для достижения каких-то его целей. Любая личность проявляет себя и свою субъектность не только через предметную деятельность, но и через общение, которое немыслимо без языка и речи. Речь человека с неизбежностью отражает его внутренний мир, служит источником знания о его личности.
3. Тема: Функциональные стили речи Основные понятия: функциональный стиль, стилистические средства, научный стиль. Официально-деловой стиль, публицистический стиль, художественный стиль, (язык художественной литературы), стиль автора, разговорный стиль, виды документов, особенности публичных выступлений. Понятие стиля существует не только в филологии. В общем виде стиль понимается как характерная отличительная особенность деятельности и ее результата. Стиль присутствует во всех видах искусства: стиль архитектуры, стиль исполнения музыкального произведения, стиль руководства и стиль плавания. Однако понятие стиля ограничено именно областью деятельности человека, у животных нет стиля. Известен афоризм Бюффона при избрании его в члены французской академии: «Стиль – это человек». Однако происхождение слова «стиль» было связано с языком, точнее с написанием. В Греции и Риме стиль – это палочка для письма, у которой один конец был острым, им писали по восковой дощечке, другой – тупым, им затирали написанное неправильно. Изречение Горация «часто поворачивай стиль», т.е. часто исправляй написанное, стало крылатым. Название орудия письма было перенесено на написанное (хороший стиль, плохой стиль) и стало означать манеру словесного выражения. (Л.Я. Лачимова) Функциональный стиль – это исторически сложившаяся разновидность литературного языка, обслуживающая определённую сферу человеческой деятельности (адинистративно-правовую, научную, общественно-политическую, художественную, бытовую), выполняющая в этой сфере определённую функцию информативную, коммуникативную, волюнтативную) и имеющая соответствующие специфические черты.
Благодаря наличию в языке функциональных стилей мы можем по-разному выражать свои мысли, описывать какие-либо события, характеризовать предметы и явления. Например, о таком явлении, как водопад, можно говорить следующими способами:
• Водопа́ д — падение воды в реке с уступа, пересекающего речное русло. Водопадом считают место, где падает вода выше, чем с метра. Ниже- пороги и уступы. Самый высокий водопад в мире — Анхель (Angel) высотой 979 м. (научный стиль) • Удивительно, но исследователь совсем не был счастлив тем, что открыл такой великолепный водопад, как Виктория, хоть позднее и писал, что тот дарил «виды столь прекрасные, что они должны были радовать ангелов в полете». Для Дэвида Ливингстона водопад, представляющий собой, в прямом смысле, стену воды длиной около 1675 м. и высотой 107 м., был, собственно говоря, препятствием на пути христианских миссионеров, стремящихся добраться до туземцев в глубине материка. • Довожу до Вашего сведения, что водопад – это свободное падение потока воды с крутого обрыва. Многие водопады состоят из серии мелких водопадов, или каскадов, когда вода падает с одного уступа на другой. • Водопад – это обалденное падение воды! Это нереальный грохот и брызги! Это адреналин и восторг! У меня мурашки бегут по коже. Прикольно!
• Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре – Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре! (перевод А. Шмульяна)
Схема 1. Функциональные стили русской речи
|