Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Повтор (звуков, слов, значений слов). ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Пора, пора! Рога трубят (А.С. Пушкин) Карету мне, карету! (А.С. Грибоедов) Инверсия – необычный порядок слов. Свободен тот, в ком сила есть от всех желаний отказаться, чтобы в одно себя вложить (М. Горький) Антитеза – резкое противопоставлений понятий, образов. Нет ничего глупея желания всегда быть умнее других.(Ларушфуко) Умолчание – подчеркнутый обрыв высказывания. Я волком бы выгрыз бюрократизм. К мандатам почтения нету. К любым чертям с матерями катись любая бумажка. Но эту…(В.В. Маяковский) Градация – синтаксическая конструкция, в которой каждое последующее слово или группа слов усиливает или ослабляет смысловое и эмоциональное значение предыдущих. Восходящая градация: Не жалею, не зову, не плачу. (С.А. Есенин) Нисходящая градация: Ему обещает полмира, А Францию только себе (М.Ю. Лермонтов) Риторический вопрос – вопрос, не предполагающий в ответе новой информации; утверждение в форме вопроса. Быть или не быть? Вот в чем вопрос? (У. Шекспир) Риторическое восклицание – одно или несколько восклицательных предложений, предназначенных для эмоционального воздействия. Как беден наш язык! (Ф.И. Тютчев) Риторическое обращение – обращение, которое носит условный характер и придает речи нужную авторскую интонацию. Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слёзы лью. (А.С. Пушкин) О, вопль женщин всех времен: Мой милый, что тебе я сделала?! (М. Цветаева) Интонационные средства выразительности: Интонация – основное выразительное средство звучания речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету речи. Ритм – периодическое повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки. Мелодика – повышение или понижение голоса. Тембр – окраска голоса. Тон – передача эмоций. Логическое ударение – выделение голосом ключевого слова.
Богатство речи – неповторяемость в речи одних и тех же знаков и цепочек знаков. Виды богатства: 1.Лексическое 2.Синтаксическое 3.Словообразовательное 4.Интанационное 5.Организации и динамики речи 6.Информационное Лексическое богатство: 1. Многозначность – способность одного слова иметь несколько значений. 2. Синонимия – наличие в языке слов, близких или тождественных по значению: Закручинился Иван Царевич, запечалился. 3. Антонимия – наличие в языке слов одной части речи с противоположным лексическим значением. Ты румян, как маков цвет, Я, как смерть, и тощ, и бледен (А.С. Пушкин) 4. Омонимия – наличие в языке слов с одинаковым звучанием, написанием, но разным значением: Когда я стаю, Станет речка голубей. Потечет, качая стаю Отраженных голубей. 5.Паронимия – наличие в языке однокоренных слов, схожих по звучанию и написанию и различающихся лексическим значением: Нет, не вспоминал, он помнил о ней. Синтаксическое богатство речи – многообразие синтаксических конструкций (простые, сложные, полные, неполные предложения, обособления, риторические фигуры) Словообразовательное богатство – это использование аффиксов для передачи оттенков значений: Она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке…(И.С. Тургенев) Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов в данном случае подчеркивает незаметность героини Фенечки. Посмотришь, вечерком он чувствует себя здесь маленьким князьком (М.Ю. Лермонтов) Уменьшительно ласкательные суффиксы в данном случае выражают саркастическое отношение автора к герою. Интонационное богатство – передача с помощью тона голоса различных чувств, эмоций (восхищение, удивление, угроза, равнодушие, обещание, звательная интонация, надежда, радость, печаль, грусть и др.) Богатство организации речи – связь языковых элементов в речи, их следование, размещение. Богатство динамики речи – развертывание речи в соответствии с движением сознания автора. Богатство информационной насыщенности – содержательность текста, его насыщенность фактической, эмоциональной и другой информацией. Уместность речи – организация языковых средств, наиболее подходящая для ситуации высказывания, отвечающая целям и задачам общения и способствующая установлению контакта между коммуникантами. Виды уместности: 1) стилевая; 2) ситуативная; 3) лично-психологическая. Чистота речи – отсутствие в речи излишних, засоряющих элементов. Речь могут засорять: 1) иностранные слова Идентичное решение было принято учащимися параллельного класса 2) диалектные слова Все вечера сидят ребята у огончиков и пекут опалихи 3) профессионализмы Редис осеннего сбора закладывают на хранение способом пескования 4)индивидуальные неологизмы Книгоединица, недоотдых 5) канцеляризмы и штампы Охватить всех сотрудников кружками и семинарами 6) слова-паразиты Э-э-э, так сказать, короче, вот… 6. Тема: Речевой этикет Основные понятия: этикет, речевой этикет, этикетные ситуации. Вежливость, вежливость-искренность, вежливость-маска, формулы вежливости, речевое поведение, социальные роли, тактичность (деликатность, выдержка), пунктуальность, обязательность, скромность, достоинство, эмоции. Речевой этикет – это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях. Основная функция: осуществление бесконфликтного общения. Этикет по происхождению французское слово (etiguette). Первоначально оно обозначало товарную бирку, ярлык (ср. этикетка), а затем так стали называть придворный церемониал. Именно в этом значении, особенно после принятия французского церемониала при венском дворе, слово этикет получило распространение в немецком, польском, русском и других языках. Наряду с этим словом для обозначения совокупности принятых правил, определяющих порядок какой-либо деятельности, используется слово регламентация и словосочетание дипломатический протокол. Все большее распространение в деловых кругах, особенно в последнее время, получает деловой этикет, отражающий опыт, нравственные представления и вкусы определенных социальных групп. По тому, как человек знает этикет, соблюдает его, судят о нем самом, его воспитании, общей культуре, деловых качествах. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих. Неукоснительное следование правилам речевого этикета членами коллектива того или иного учебного заведения, предприятия, производства, офиса оставляет у клиентов, соучредителей, партнеров благоприятное впечатление, поддерживает положительную репутацию всей организации. Факторы, определяющие формирование речевого этикета и его использование: - Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, вступающих в деловые отношения, ведущих деловой разговор: социального статуса субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера. - Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Это может быть юбилей университета, выпускной вечер, посвящение в профессию, презентация, научная конференция, совещание, прием на работу и увольнение, деловые переговоры и др. В речевом этикете передается социальная информация о говорящем и его адресате, о том, знакомы они или нет, об отношениях равенства/неравенства по возрасту, служебному положению, об их личных отношениях (если они знакомы), о том, в какой обстановке (официальной или неофициальной) происходит общение, и т.д. Вежливость – проявление уважения к адресу речи. Правила слушающего: Выслушивайте терпеливо, внимательно и доброжелательно; Не прерывайте без необходимости, не делайте колких и обидных замечаний; Подчёркивайте интерес к произносимому; Не превращайте слушание в собственное говорение; Обеспечивайте этический и эмоциональный контакт с собеседником невербальными средствами общения, междометиями и др.; Регулируйте речь, адресованную вам, а не другим собеседникам.
|