![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 12. Философская теория развития
1. Диалектика – это... а) учение о всеобщей связи, взаимообусловленности и развитии; б) учение о бытии; в) учение о самоорганизации сложных систем; г) учение о ценностях. 2. Необратимые качественные, направленные изменения системы – это... а) движение; б) развитие; в) скачок; г) эволюция. 3. Необратимость развития означает... а) возникновение качественно новых возможностей, не существующих ранее; б) любые изменения возникают как результат определенных взаимодействий и порождают новые изменения; в) развитие характерно для всех форм бытия; г) все выше перечисленное. 4. Направленность изменений в развитии проявляется в том, что... а) возникают качественно новые возможности, не существующие ранее; б) любые изменения возникают как результат определенных взаимодействий и порождают новые изменения; в) развитие характерно для всех форм бытия; г) справедливо все выше перечисленное. 5. Отрицание скачков-«взрывов», каковыми в живой природе являются мутации, а в социальной действительности – революции, характерно для... модели развития. а) плоскоэволюционистской; б) эмерджентистской; в) логико-гносеологической; г) диалектико-материалистической. 6. Абсолютизация скачков-«взрывов» является характерной чертой... модели развития. а) плоскоэволюционистской; б) эмерджентистской; в) логико-гносеологической; г) диалектико-материалистической. 7. Представителями эмерджентистской концепции развития являются... а) О. Конт и Г. Спенсер; б) Г. Спенсер и Ч. Дарвин; в) Л. Морган и А. Бергсон; г) К. Маркс и Ф. Энгельс. 8. В основании «творческой эволюции», согласно А. Бергсону, лежит... а) «жизненный порыв»; б) «воля к власти»; в) «абсолютная идея»; г) божественная воля. 9. Сходство между плоскоэволюционистской и эмерджентистской концепциями заключается в... а) абсолютизации значения равновесного состояния развивающихся систем; б) абсолютизации скачков-«взрывов»; в) отрицании скачков-«взрывов»; г) отказе от имманентных материальных противоречий как источника развития. 10.... основана на абсолютизации частнонаучного понимания эволюции, которое затем распространяется на объяснение мира в целом. а) логико-гносеологическая модель развития; б) натуралистическая модель развития; в) антропологическая модель; г) диалектико-материалистическая модель. 11.... основана на резкой критике науки и научных методов познания в деле постижения духовной сущности человека. а) логико-гносеологическая модель развития; б) натуралистическая модель развития; в) антропологическая модель развития; г) диалектико-материалистическая модель. 12. Антропологическая модель развития представлена концепциями... а) экзистенциализма и персонализма; б) позитивизма и неопозитивизма; в) сциентизма; г) всеми выше перечисленными. 13.... абсолютизирует значение равновесного состояния систем и рассматривает равновесные состояния как лишенные противоречий. а) логико-гносеологическая модель развития; б) натуралистическая модель развития; в) антропологическая модель развития; г) равновесно-интеграционная модель развития. 14.... провозглашает принцип материального единства мира и отличается ярко выраженной практической направленностью. а) логико-гносеологическая концепция развития; б) натуралистическая концепция развития; в) антропологическая концепция развития; г) диалектико-материалистическая концепция развития. 15.... характеризуется как политизированная модель диалектики. а) диалектико-материалистическая концепция; б) натуралистическая концепция; в) антропологическая концепция; г) равновесно-интеграционная концепция. 16. Прогресс и регресс соотносятся в развитии следующим образом: а) развитие несовместимо с регрессом; б) развитие – это прогрессивные изменения; в) развитие включает и прогрессивные, и регрессивные изменения; г) верно все выше сказанное. 17. В неорганической природе основным критерием прогресса является... критерий. а) системно-структурный; б) функциональный; в) гуманитарный; г) экологический. 18. По отношению к органическому миру важнейшим критерием прогресса выступает... критерий. а) системно-структурный; б) функциональный; в) гуманитарный; г) формально-логический. 19. В социальной действительности основным критерием прогресса является... критерий. а) системно-структурный; б) функциональный; в) гуманитарный; г) экологический. 20. Всеобщий, универсальный критерий прогресса – это... а) системно-структурный критерий; б) функциональный; в) энергетический; г) экологический. 21. Процессы самоорганизации материальных систем изучает... а) термодинамика; б) кибернетика; в) синергетика; г) квантовая механика. 22. Основоположниками синергетики являются... а) Г. Хакен и И. Стенгерс; б) Г. Хакен и И. Пригожин; в) Н. Винер и И. Пригожин; г) В. Томсон и Р. Клаузис. 23. Авторы работы «Порядок из хаоса»:... а) И. Пригожин и И. Стенгерс; б) Г. Хакен и И. Пригожин; в) Н. Винер и И. Пригожин; г) В. Томсон и Р. Клаузис. 24. Законами развития являются... а) закон диалектического синтеза (закон отрицания отрицания); б) закон перехода количества в качество (закон взаимного перехода количественных и качественных изменений); в) закон диалектической противоречивости (закон единства и борьбы противоположностей); г) все выше перечисленные. 25. Направленность развития характеризует... а) закон диалектического синтеза; б) закон перехода количества в качество; в) закон диалектической противоречивости; г) все выше перечисленные. 26. Источник, причину развития раскрывает... а) закон диалектического синтеза; б) закон перехода количества в качество; в) закон диалектической противоречивости; г) все выше перечисленные. 27. Механизм развития раскрывает... а) закон диалектического синтеза; б) закон перехода количества в качество; в) закон диалектической противоречивости; г) все выше перечисленные. 28. Целостность, тождественная внутренней определенности объекта – это... а) качество; б) скачок; в) мера; г) количество. 29. Степень развития данного качества – это... а) качество; б) скачок; в) мера; г) количество. 30. Переход от одного качества к другому называется... а) качеством; б) скачком; в) мерой; г) количеством. 31.... – это единство определенного качества и определенного количества, тот количественный интервал, в котором объект сохраняет свою внутреннюю определенность. а) качество; б) скачок; в) мера; г) количество. 32. Всегда ли количественные изменения переходят в качественные изменения? а) не всегда; б) в пределах меры количественные изменения не переходят в качественные изменения; в) нарушая границы меры, количественные изменения переходят в качественные изменения; г) верно все выше сказанное. 33.... скачки изменяют всю систему сразу. а) взрывоподобные, быстрые, разовые; б) постепенные, медленные, стадиобразные; в) одинарные; г) комплексные. 34. При... скачке система изменяется через поочередное преобразование отдельных ее подсистем и частей. а) взрывоподобном, быстром, разовом; б) постепенном, медленном, стадиобразном; в) одинарном; г) комплексном. 35. Источником развития системы являются... а) противоречия; б) воздействия внешней среды; в) субъективный фактор; г) внутренние противоречия. 36. Диалектические противоречия – это... а) взаимодействия противоположностей; б) противоположные точки зрения; в) противоположные оценки; г) классовая борьба. 37. Противоположности – это стороны, тенденции предметов и явлений, которые... а) взаимно предполагают друг друга; б) взаимно отрицают друг друга; в) взаимно предполагают и взаимно отрицают друг друга; г) верно все вышесказанное. 38.... считал, что противоречие проходит в своем развитии стадии тождества, различия, противоположности и противоречия. а) Гераклит; б) Г. Гегель; в) И. Кант; г) И. Фихте. 39. Развитие есть там, где есть противоречия и их... а) разрешение: б) всеобщность; в) отрицание; г) синтез. 40. Формой разрешения противоречия является... а) эволюция; б) скачок; в) конфликт; г) дилемма. 41. Диалектическое «отрицание» включает в себя процесс... а) деструкции; б) кумуляции; в) конструкции; г) взаимодействия всего выше перечисленного. 42. Разрушение, преодоление пройденного, отжившего, мешающего дальнейшему развитию, его отбрасывание – это процесс... а) деструкции; б) кумуляции; в) конструкции; г) детерминация. 43. Процесс... – это частичное сохранение прежнего, его позитивного содержания, преемственность. а) деструкции; б) кумуляции; в) конструкции; г) детерминации. 44. Формирование нового – это процесс... а) деструкции; б) кумуляции; в) конструкции; г) индетерминации 45. Абсолютизация процесса деструкции, отрицание преемственности с предыдущим этапом развития характерны для... метода мышления. а) диалектического; б) рационалистического; в) эклектического; г) метафизичесого. 46. Графически направленность развития можно изобразить в виде... а) круга; б) прямой; в) спирали; г) синусоиды. 47. «Спиралевидные» процессы включают в себя... а) цикличность; б) поступательность; в) относительную повторяемость; г) все выше перечисленное. 48. Принцип триады: тезис – антитезис – синтез ввел в философию... а) И. Кант; б) Г. Гегель; в) К. Маркс; г) Ф. Энгельс. 49. О каком типе отрицания идет речь в следующем отрывке из сочинения И. С. Тургенева «Отцы и дети»: «- В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем. - Все? - Все. - Как? Не только искусство, поэзию... но и... страшно вымолвить... - Все, – с невыразимым спокойствием повторил Базаров. - Однако, позвольте, – заговорил Николай Петрович. – Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете... Да ведь надобно же и строить. - Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить». а) диалектическом; б) абсолютном (деструктивном); в) конструктивном; г) относительном. 50. Какой закон диалектики Ф. Энгельс образно выразил в словах: «Жить, значит, умирать»? а) закон диалектического синтеза (закон отрицания отрицания); б) закон перехода количества в качество (закон взаимного перехода количественных и качественных изменений); в) закон диалектической противоречивости (закон единства и борьбы противоположностей); г) закон всемирного тяготения.
|