![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 14. Философия познания
1. Гносеология – это... а) теория познания; б) учение о бытии; в) учение о ценностях; г) теория научного познания. 2. Эпистемологией в современной философии называют... а) теорию познания; б) учение о бытии; в) учение о ценностях; г) теорию научного познания. 3. Каково соотношение понятий «гносеология» и «эпистемология»? а) они тождественны; б) гносеология включает эпистемологию; в) эпистемология включают гносеологию; г) они противоположны. 4. Шотландский философ Дж. Феррер в 1854 году ввел в философию термин... а) «аксиология»; б) «теория нравственности»; в) «теория познания»; г) «эстетика». 5. Учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества, называется... а) скептицизмом; б) агностицизмом; в) нигилизмом; г) гносеологическим оптимизмом. 6. Позиция, согласно которой объективный мир познаваем, нет предела познанию – это... а) скептицизм; б) агностицизм; в) нигилизм; г) гносеологический оптимизм. 7. Для отношений агностицизма с идеализмом и материализмом не характерно следующее:... а) идеализм тождественен агностицизму; б) не все идеалисты, в частности Гегель, являются агностиками; в) сенсуалистические школы субъективного идеализма являются агностическими; г) ряд естественнонаучных материалистов, в частности Гексли, являются агностиками. 8. Классическая концепция истины основывается на принципе... а) соответствия (корреспонденции); б) относительности; в) детерминированности; г) абсолютности. 9. «Истина – это соответствие знаний действительности», – считали представители... а) теории корреспонденции; б) эмпирической концепции истины; в) конвенционалистской концепции истины; г) прагматической концепции истины. 10. Для представителей... истина есть то, что подтверждено опытом. а) теории корреспонденции; б) эмпирической концепции истин; в) конвенционалистской концепции истины; г) прагматической концепции истины. 11. «Знание истинно, если оно полезно, эффективно с точки зрения его использования на практике», – утверждали представители... а) теории корреспонденции; б) эмпирической концепции истины; в) конвенционалистской концепции истины; г) прагматической концепции истины. 12. Представители... считали, что истина – это свойство самосогласованности знаний. а) теории корреспонденции; б) когерентной концепции истины; в) конвенционалистской концепции истины; г) прагматической. 13. «Истина – результат соглашения между людьми», заявляли сторонники... а) теории корреспонденции; б) когерентной концепции истины; в) конвенционалистской концепции истины; г) прагматической. 14. На принципе соответствия строится... а) диалектико-материалистическая концепция истины; б) эмпирической концепции истины; в) конвенционалистской концепции истины; г) прагматической концепции истины. 15. Диалектический материализм не развивал учение об... истине. а) объективной; б) абсолютной; в) относительной; г) трансцендентальной. 16. Природа истины... а) объективна; б) субъективна; в) объективно-субъективна; г) трансцендентальная. 17. Содержание сознания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества – это... а) объективная истина; б) абсолютная истина; в) относительная истина; г) операциональная истина. 18.... – это, с одной стороны, полное исчерпывающее знание об объекте, с другой стороны, знание, которое не может быть опровергнуто в будущем. а) объективная истина; б) абсолютная истина; в) относительная истина; г) операциональная истина. 19. Неполное знание о предмете – это... а) объективная истина; б) абсолютная истина; в) относительная истина; г) операциональная истина. 20. Как соотносятся абсолютная и относительная истины? а) абсолютная и относительная истины не взаимосвязаны; б) абсолютная и относительная истины отрицают друг друга; в) относительная истина включает в себя абсолютную истину; г) абсолютная истина складывается из суммы относительных истин. 21. Преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину называется... а) заблуждением; б) относительной истиной; в) дезинформацией; г) ложью. 22. Передача ложного знания как истинного или истинного как ложного – это... а) заблуждение; б) относительная истина; в) дезинформация; г) ложь. 23. Непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту называется... а) заблуждением; б) относительной истиной; в) дезинформацией; г) ложью. 24. Рационалисты в качестве критерия истинности знания не рассматривали... а) всеобщность и необходимость знания; б) практику; в) очевидность знания; г) логическую непротиворечивость знания. 25. Сенсуалисты в качестве критерия истинности знания признают... а) ощущения; б) практику; в) опыт; г) логическую непротиворечивость знания. 26. Эмпирическая традиция роль критерия истинности знания отводит... а) ощущениям; б) практике; в) опыту; г) очевидности знания. 27. Диалектический материализм считает, что критерием истинности знания является... а) очевидность знания; б) опыт; в) ощущения; г) практика. 28. Характерной чертой практики не является... а) созерцательность; б) целенаправленность; в) предметно – чувственный характер; г) преобразовательный характер. 29. Главный критерий истины – это... а) доказательство истины; б) практика, взятая в процессе своего развития; в) общезначимость (интерсубъекивность); г) соотнесение с всеобщей философской методологией. 30. Традиционно выделяют два способа познания:... а) чувственный и рациональный; б) эмпирический и теоретический; в) этический и теоретический; г) эстетический и теоретический. 31. Формами чувственного познания являются... а) понятия, суждения, умозаключения; б) ощущения, восприятия, представления; в) проблема, гипотеза, теория; г) наблюдение, эксперимент, описание. 32. Формами рационального познания являются... а) понятия, суждения, умозаключения; б) ощущения, восприятия, умозаключения; в) проблема, гипотеза, теория; г) наблюдение, эксперимент, описание. 33. Форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений получают новое суждение, – это... а) суждение; б) представление; в) умозаключение; г) понятие. 34. Мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах и явлениях действительности, называется а) суждением; б) представлением; в) умозаключением; г) понятием. 35. Опосредованно-чувственный, целостный образ предмета – это... а) ощущение; б) представление; в) восприятие; г) понятие. 36. Свойство нервной системы, связанное со способностью хранения и воспроизведения информации о прошлом, называется... а) восприятием; б) воображением; в) представлением; г) памятью. 37. Способность к созданию образов, ранее не воспринимаемых – это... а) восприятие; б) воображение; в) представление; г) память. 38.... – целостный образ предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств. а) ощущение; б) представление; в) восприятие; г) понятие. 39. Чувственный образ непосредственно воздействующего на органы чувств предмета, отражающий его отдельные свойства, – это... а) ощущение; б) представление; в) восприятие; г) понятие. 40. Мысль, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи предметов и явлений, называется... а) ощущением; б) представлением; в) восприятием; г) понятием. 41. Сенсуализм... а) абсолютизирует роль чувственного познания; б) абсолютизирует роль рационального познания; в) рассматривает чувственное и рациональное познание в диалектической взаимосвязи; г) абсолютизирует роль интуиции. 42. Рационализм... а) абсолютизирует роль чувственного познания; б) абсолютизирует роль рационального познания; в) рассматривает чувственное и рациональное познание в диалектической взаимосвязи; г) абсолютизирует роль интуиции. 43. С точки зрения современных представлений чувственное и рациональное рассматриваются как... а) познавательные способности человека; б) два способа познания; в) самостоятельные способы познания; г) взаимоисключающие способы познания. 44. Способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства – это... а) интуиция; б) теория; в) гипотеза; г) предположение. 45. Интуитивной способности человека не свойственна:... а) непосредственность постижения истины на сущностном уроне объектов; б) неожиданность решения задачи; в) логическая обоснованность знаний; г) неосознанность путей и средств решения задачи. 46. К общим условиям формирования и проявления интуиции не относится:... а) глубокое знание проблемы, профессиональная подготовка исследователя; б) поисковая ситуация, состояние проблемности; в) действие у субъекта поисковой доминанты; г) спланированный научный поиск. 47. Процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности – это... а) материальное производство; б) духовное производство; в) творчество; г) отражение. 48. Данная от природы способность к творческой деятельности – это а) талант; б) гениальность; в) воображение: г) интуиция. 49. Критериями научного знания являются... а) доказательность, логическая непротиворечивость; б) эмпирическая подтверждаемость; в) системность, воспроизводимость; г) все выше перечисленное. 50. Выделяют... уровни научного познания. а) чувственный и рациональный; б) эмпирический и теоретический; в) этический и теоретический; г) эстетический и теоретический. 51. К формам научного познания относятся:... а) научный факт, проблема, гипотеза, теория; б) наблюдение, эксперимент, измерение, описание; в) анализ, синтез, дедукция, аналогия, абстрагирование, идеализация; г) формализация, математизация, восхождение от конкретного к абстрактному. 52. Система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания – это... а) диалектика; б) парадигма; в) метод; г) научный подход. 53. Вопрос, который не может быть решен в рамках данной парадигмы, называется... а) проблемой; б) гипотезой; в) дилеммой; г) теорией. 54. Научно обоснованное предположение об объекте и закономерностях его развития – это... а) проблема; б) гипотеза; в) дилемма; г) теория. 55. Совокупность логически связанных между собой знаний, дающая целостное представление об основных закономерностях исследуемых явлений действительности называется... а) проблемой; б) гипотезой; в) дилеммой; г) теорией. 56. Движение мысли от общего положения к частному – это... а) аналогия; б) индукция; в) анализ; г) дедукция. 57.... – мысленное разделение изучаемого объекта на его составные части. а) синтез; б) абстрагирование; в) анализ; г) дедукция. 58. Перенос информации с одного предмета на другой предмет, сходный в каких-либо признаках с первым – это... а) аналогия; б) абстрагирование; в) анализ; г) дедукция. 59.... заключается в том, что в изучаемом объекте выделяются существенные для данного исследования признаки, а все остальные отбрасываются. а) идеализация; б) абстрагирование; в) анализ; г) дедукция. 60. Метод... сводится к мысленному построению понятия об объекте, аналогичном исследуемому предмету, но принципиально невозможным в действительности. а) аналогии; б) абстрагирования; в) анализа; г) идеализации.
|