![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
II. САБЫЙА-БООТУР
№ 127
Предком Джобулгинского наслега считается Сабыйа, а Бёртюнского наслега — Хадаар. Последний как-то прикочевал в местность Тый-Кюрюётэ, которая считалась принадлежащей Сабыйа. Последний стал гнать Хадаара, дело дошло до схватки. После единоборства Хадаар говорит: «Когда Сабыйа в бою отступает задом, то быстроту и проворность его заднего хода можно уподобить бегу самки собаки». А Сабыйа в свою очередь хвалил своего противника: «Когда Хадаар бьется врукопашную, то звон его меча по частоте удара напоминает свист воздуха, когда он рассекается крыльями стаи гусей-гуменников». [Так они хвалили друг друга, чтобы в глазах других повысить свою собственную доблесть.] Наконец Сабыйа стал рубить лошадей Хадаара. Только тогда последний решил укочевать обратно.
Рыкунов Осип Николаевич, 74 лет, 1-го Мальжегарского наслега. Январь 1925 г., остров Тойон-Арыы.
№ 128. Шаман Ахтаан — отец Сабыйа-Боотура
По преданиям, в древности жил шаман по имени Ахтаан. Он имел единственного сына Сабыйа и дочь. Дочь поехала в Олёкминский край и поселилась там в Мальжегарцах. У этого шамана был белый бык, которого назвали «буга». Рассказывают, что древние люди вместо слова «огус» [бык] говорили «буга». Этого быка какие-то люди украли и съели. Шаман, рассерженный этим обстоятельством, бросив своего сына, переехал на жительство к дочери в Олёкминский край. От его дочери и произошли олекминские якуты.
Алексеев Гавриил Тихонович, 54 лет, 1-го Мальжегарского наслега. Лето 1921 г.
№ 129. Детство Сабыйа-Боотура
Сабыйа, оставшись сиротой, каким-то образом попал на Вилюй и вырос там. Он творил всякие пакости: насиловал женщин, убивал у людей скот. Тамошние люди за такой нрав возненавидели его и говорили: «От этого бродяги нам нет житья!» Нашли трех молодцов и поручили им расправиться с Сабыйа. Эти молодцы, поймав Сабыйа, поломали ему кости одной голени и одной руки, а затем бросили его в болото. Он пролежал там три дня, только по блеску единственного глаза можно было догадаться, что он еще жив. Враги, покараулив три дня, решили, что он уже умер, и ушли. Искалеченный Сабыйа едва-едва выполз из болота и пришел к жилищу одной старухи, которая жила одиноко. Здесь он подлечился и к началу осени, в пору созревания плодов земли, уже был здоров. Но одна нога осталась короче другой, поэтому-то он получил прозвище Кэлтээки [хромой, приседающий на одну ногу]. В ту же осень он прибыл на родину. Здесь, возмужав, он одержал верх над всеми, ни один человек не мог соперничать с ним. Он обладал силой чарования и колдовства, был необычайно быстроног. Рассказывают, что он, подбежав к просителю, вонзал острие своей пальмы в его ступню и, опершись на рукоятку, вел с ним беседу. При этом хвалил тех, кто молча переносил боль. Затем, плюнув на рану, произносил заговор, и рана тут же заживала. Свое боевое оружие он не носил ниже поясницы, так как, по его мнению, нижняя часть человека нечиста. Если нарушать это правило, то оружие будто бы проникалось духом неистовства и кровожадности. Клинок оружия он завертывал чистой берестой в девять слоев.
Паспортные данные те же, что и у текста № 128.
№ 130. Борьба Сабыйа с вилюйскими якутами
Впоследствии, собрав людей, Сабыйа-Боотур выехал на Вилюй свести старые счеты. Рассказывают, что оттуда он привел 50 человек в возмещение полученного им увечья: в уплату за глаз особо, в уплату за кисти особо и т. д. До сих пор у нас в роде Бэчиэкэн и в родне Бетюгэт имеются семьи, о которых рассказывают, что предки их пришли когда-то в качестве такого возмещения. Кроме того, он привел еще сто голов скота. Сабыйа жил на плоскогорье [на левом берегу Лены] в местности Кёрдюгэн, в 3 верстах от теперешнего селения Тойон-Аринское. Его коновязь, до сих пор стоит там. Опасаясь прихода врагов, он каждое лето проводил в Кёрдюгэне, карауля принадлежащий ему большой остров Тойон-Арыы. Он побаивался особенно праотца 5-го Мальжегарского наслега, младшего сына старика Мальжегара. С северной же стороны опасался сына Тыгына Чаллаайы.
Паспортные данные те же, что и у текста № 128.
№ 131. Борьба Сабыйа с сыном Тыгына Чаллаайы
Однажды летом в пору ысыахов Чаллаайы прислал вестового по имени Дэгийэ-Бэргэн. Последний, отличаясь необыкновенной быстротой в беге, все расстояние от Ойуу-Хатынг, где жил Чаллаайы, досюда, т. е. до Тойон-Арыы [120 верст], проходил в промежуток времени между двумя удоями. Чаллаайы оповещал, что он через девять дней в составе девяти богатырей пожалует к нему, и требовал, чтобы к тому времени он приготовил к сдаче лучшую часть своих земель. Сабыйа попросил передать ему, что он уже готов. Затем, готовясь к отпору, он обратился с просьбой о помощи к предку бертюнцев [местное название 2-го Мальжегарского наслега] Кыччыт-Хадаару и к предку Сатинского наслега Соххор-Дуураю. Последний ответил: «Зачем затеваешь войну? Разве возможно успешно бороться и устоять против сына Тыгына?» И поспешил укочевать на Вилюй. А Хадаар среди жгучего лета, избегая беды, перебрался к верховьям речки Кэтэмэ. Сабыйа, оставшись один, однако, не устрашился и приготовился к обороне. От пади Суруктаах-Аана [Писаные Ворота] до острова Тарагай, расчистив лес, проложил просеку; срубленные деревья по обеим сторонам дороги расставил в виде конических шалашей. Это были знаки, указывающие дорогу. Ровно через девять дней прибыл Чаллаайы с людьми на девяти голубо-пегих конях, покрытых по самую щиколотку броней. Въезжая на остров Тарагай, он крикнул: «Хромой Сабыйа, где ты?» Сабыйа ответил: «Я здесь!» «Где же твое войско?» «Мои люди находятся у подножия каждого дерева и каждой травки!» Древние богатыри имели остроконечный железный шлем с тремя перехватами; от верхушки шлема до плеч прикреплялось особое железо для защиты от стрел, которое называлось «буулага». Сабыйа выстрелил и стрелой разбил буулага Чаллаайы. Последний сказал: «Я со многими сражался на луках, но ни разу не встречал человека с такой силой большого пальца. Убери своих людей и выходи один на один состязаться на мечах!» Сабыйа очень обрадовался такому предложению и крикнул якобы своим воинам: «Эй, мои люди, уходите прочь!» Стали биться. Бились около часа [«кюёс быстынга» — время вскипания котла]. Чаллаайы силой превосходил противника и через некоторое время, избив тыльной стороной меча, повалил его на землю. Рассказывают, что древние воины имели при себе развилчатую веревку. Двумя ответвлениями этой веревки привязывали захваченного в плен воина, а третий конец пристегивали к переднему крючку седла и гнали его перед собой. Чаллаайы так и сделал. Он повел его на горку, чтобы оттуда он указал уступаемые земли. Когда дошли до Суруктаах-Аана, Сабыйа, хлопнув в ладоши, вдруг захохотал раскатисто. Чаллаайы оглянулся назад. В это время Сабыйа, схватив булыжник величиной с желудок теленка, ударил им в самый лоб Чаллаайы. Последний потерял сознание и упал. Основательно избив, Сабыйа привязал противника к его же собственному седлу. А затем, прикрепив к хвосту коня бересту, погнал его домой. [«К хвосту коня привязал бересту» — поговорка, которая означает решительную и бесповоротную победу над врагом.] Конь с привязанным хозяином прибежал домой в Ойуу-Хатынг. Люди Чаллаайы, увидев проделку Сабыйа, выразились про него так: «Ни один из имеющих острое оружие не может направить его на Сабыйа-Боотура, ни один из имеющих лезвие не укротил его. Не берет его ни меткое слово, ни острое зрение!» В то же лето через семь дней после указанного события Чаллаайы снова отправил Дэгийэ-Бэргэна с предложением к Сабыйа прибыть лично и помириться. В противном случае он грозил новым походом, но на этот раз с бесспорным превосходством сил. Сабыйа подумал: «Если придет, говоря по правде, мне несдобровать. Лучший исход, полагаясь на великодушие именитого человека, самому лечь под его ноги». Не нашел он людей, которые решились бы даже сопровождать его. Поехал, взяв одного старшего сына Сабаана. Чаллаайы в честь него устроил ысыах, веселились и играли в течение семи дней. Земли свои разделили пополам, установив границу своих владений от Покровского мыса. Раньше, как рассказывают, Чаллаайы гнал Сабыйа, чтобы поселить на его землях людей из народа Хара.
Паспортные данные те же, что и у текста № 128.
№ 132 Борьба Сабыйа с бёртюнским Хадааром
У Хадаара были два знаменитых коня; один из них перескакивал будто бы речку Сиинэ у самого устья. Сабыйа попросил подарить ему одного из этих коней. Хадаар ответил: «Я скорее соглашусь уступить половину своего богатства, чем расстаться с этим конем. Он для меня так же дорог, как глаза, которыми вижу, и зубы, которые не позволю рвать». Однажды в ту весну, когда Сабыйа просил коня, Хадаар прикочевал в местность Багаджа, на конец острова Тойон-Арыы, для пастьбы своего скота. Здесь он проживал во временной маленькой урасе [«далла»]. Сабыйа пришел и изрубил у Хадаара 200 лошадей. Той же осенью в пору созревания плодов земных Хадаар пас свои стада в местности Огус-Охтубут. Сабыйа тоже прикочевал в это место и, раскинув урасу, стал гнать Хадаара. Сразились на мечах. Во время битвы Хадаар сказал: «Разве Хромой Сабыйа позволит попасть в себя? Когда он отступает задом, его проворство не уступит бегу суки!» Противник возразил: «Разве можно попасть и в Хадаара? Свист его меча подобен шуму крыльев целой стаи казарок!» Хадаар ударом снес четвертую часть черепа Сабыйа. Не успел осколок черепа долететь до земли, как Сабыйа поймал его и сунул в свой карман. Напуганный этим обстоятельством, Хадаар подумал: «С таким чертом ни одна живая душа не может состязаться!» Затем, страшась преследования противника, он оставил неразобранной одну половину урасы и укочевал к верховьям речки Кэтэмэ.
Паспортные данные те же, что и у текста № 128.
№ 133. Борьба Сабыйа с Акдаакы
Летом следующего года Сабыйа, приготовив запасы оружия в семи падях Лены, пошел к Акдаакы [5-й Мальжегарский наслег]. Там против него выступили семь человек и обратили его в бегство. В шести пунктах [где Сабыйа приготовил оружие] преследователи не допустили его до оружия. Наконец в седьмой пади на вершине горки у Писаных Ворот ему удалось захватить запас оружия. Стоя здесь с протянутыми вверх ладонями, он воззвал: «Если я — человек, судьба которого предопределена небом и землей, сбросьте мне в виде знамения запекшуюся кровь!» Обе ладони наполнились сгустками крови, упавшими сверху. Противники, увидев это, были напуганы и с восклицанием «Ни один из имеющих человеческий образ не может противиться такому чудовищу!» поспешили удалиться. Сабыйа, спустившись к подножию горы, тем сгустком крови, который упал с неба, начертал на скале знаки, говоря при этом: «Пусть грядущее поколение по ним узнает обо мне!» Поэтому-то эта падь стала известна под названием Писаные Ворота. Сабыйа считается предком всего Джобулгинского наслега. [Официально — 1-й Мальжегарский.] Его старший брат Киис-Сангыйах-Мондурах был предком рода Бётюгэт. В нашем наслеге всего три рода: Джобулга, Бётюгэт и Бэчиэкэн.
Паспортные данные те же, что и у текста № 128.
№ 134. Могила Сабыйа-Боотура
«Арангас» [могила] Сабыйа находится в местности Сабыйа- Куталаах. Девяносто лет тому назад этот арангас сгнил и свалился. Тогда, заколов одного жирного коня для «садага», его труп похоронили в земле. Внутри амбарушки, где лежал в гробу труп Сабыйа, были лук, пальма, батас, чайник... Сам он был в дохе из рыси, шапке из росомахи в виде женской остроконечной шапки, на ногах — обувь из выделанной лосины, окрашенной в красный цвет. Его оружие поделили между собой хоронившие. Рассказывал это 70-летний старик, умерший 30 лет тому назад, который был при похоронах 10-летним мальчиком.
Паспортные данные те же, что и у текста № 128.
№ 135. Древний обычай воспитания воинов
Рассказывают, что у древних якутов практиковалось обучение воинскому искусству. Учение мальчика начиналось с трехлетнего возраста. Сначала бросали в него горящие угли, чтобы приучить его увертываться. После того переходили к обучению оружием, били пальмой, напоследок учили увертываться от стрел. Юноша к 18 годам обязан был закончить воинское обучение. В заключение обученного юношу подвергали особому испытанию: когда он сидел дома, неожиданно входил со двора искусный воин и с оружием в руках гнался за ним, рубя по чему попало. После этого юношу раздевали и проверяли, не коснулось ли оружие его тела. Если на теле оказывались раны, то обучение признавалось незаконченным. Выдержавшему испытание бросали сверху через трубу кусок мяса, который он должен был поймать на кончик своего ножа. Затем на его лицо поперек накладывали шов. Эта «поперечная мета» значила, что он лучший человек, прошедший воинское обучение. На дочери человека, получившего воинское обучение, мог жениться только воин, прошедший такое же учение. Эта женитьба, как говорит предание, происходила так. Приехавший свататься входил в юрту. Тотчас же старуха хозяйка подавала ему в посуде кумыс утолить жажду. В то время когда он наклонялся к посуде, старик неожиданно вскакивал и колол пальмой, целясь в самую печень. Жених должен был отскочить в сторону, не пролив при этом кумыса. Затем старик замахивался, целясь в голову, с намерением раскроить ему череп, и тот тоже должен был ловко увернуться от удара. Только после этих предварительных испытаний начинались переговоры о женитьбе. Старик давал согласие и предлагал жениху самому овладеть невестой. Последняя выскакивала на двор и пускалась в бегство. Жених преследовал ее. Он становился мужем, если догонит и сможет осилить ее. Необученного жениха старик имел право зарубить тут же, не подвергаясь за это никакому наказанию. Рассказывают, что это обучение воинскому искусству оставлено было после прибытия русских.
Семенов Платон Саввич, 41 года, 2-го Мальжегарского наслега. Январь 1925 г.
|