![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Легенды о Быйаа, сыне небожителей
№ 117
В древности в Мытахском наслеге нашего улуса [горный Мытаах расположен по притокам речки Сини на Вилюе-Ленском плоскогорье] жили старик и старуха; до 50-летнего возраста они не имели детей. Однажды старик куда-то отлучился, старуха ночевала одна. Ночью вдруг она проснулась и заметила у себя на постели человека, лежащего вместе с ней; глаза и тело у него были белые, как соль, бедра и голени были подобны только что очищенным от коры обрубкам бревна, ощущение его тела было приятное. Затем поднялся с постели и, сидя, стал обуваться. При этом он будто бы сказал: «Я — сын Юрюнг-Айыы. Ты родишь от меня ребенка мужского пола с белыми, как соль, глазами и телом; он будет человеком, не знающим неудачи и случайной гибели, счастливым и богатым. Назовите его Быйангнаах-Быйаа [изобильно одаренный Быйаа]». После этих слов он исчез. Старуха рассказала о ночном госте своему мужу. Старик сказал: «Значит, от тебя родится ребенок, предопределенный волей свыше, от Юрюнг-Айыы. Теперь наша жизнь повернется к лучшему, молчи и громко не говори». [У якутов существует поверье громко не говорить о какой-либо особой удаче, счастье, чтобы они не изменили.] На будущий год в урочное время действительно родился ребенок с указанными признаками. Через три дня после родов отпраздновали проводы Айыысыт. При этом старик отец по завету отца-небожителя дал сыну имя Быйангнаах-Быйаа. Ребенок благополучно вырос, возмужал, стал во всех отношениях превосходным человеком и обладал замечательным умом. Позже он стал шаманом и одновременно был князцом [главой своего наслега]. Имел он будто бы семь жен. Однажды он наткнулся на гнездо орла и там нашел «орлиное счастье» в виде светло-желтого прозрачного камня, похожего на утиное яйцо. Когда Быйаа подошел к дереву, сам орел выпустил этот камень из своих когтей. Благодаря этому «орлиному счастью» род Быйаа был богат и счастлив в течение семи поколений. В продолжение четырех поколений потомки Быйаа были наследственными князцами и шаманами. Сын Быйаа — Догой-Кинээс, сын последнего — Борчугунаан-Кинээс, от него происходит Ньукуус-Кинээс. Известный мытахский шаман Боруочаан, кажется сын Догоя, тоже был из того же рода. Этот рассказ я слышал от ныне живого мытахского шамана Кёллюёнэ.
Амосов Константин, 35 лет, 1-го Малтанского наслега.
№118
Быйаа — человек нашего наслега, предок рода Стручковых, знаменитый богач. Отца его звали Мааджагар, а деда — Князец- Шаман. По рассказам, Князец-Шаман ездил в Россию на прием к царю. На обратном пути он заболел и умер. В роду Стручковых в течение девяти последовательных поколений было девять шаманов; последним из них был Боруочаан. О рождении Быйаа рассказывают следующее. Однажды мать его поехала за сеном. Когда она накладывала сено из стога, приехал человек верхом на белой лошади и вступил с ней в любовную связь. При этом он будто бы сказал: «Не думайте, что я человек из средней земли. От тебя родится ребенок мужского пола, он будет счастливо и изобильно одаренный человек, дайте ему имя Быйангнаах-Быйаа. Что я — человек не из среднего мира, узнаешь, когда я буду отъезжать». После этих слов он неожиданно исчез, как дым. Со слов той женщины наши старики толкуют, что она имела связь с сыном верхних злых духов. Из рода Быйаа известны шаманы Балгый-Ойун, Догой-Ойун, Боруочаан-Ойун. Как нам известно, богатство в его роду держалось в продолжение семи поколений. Стручковы были последними богачами. По нашим якутским рассказам, родовое богатство сохраняется только в течение девяти последовательных поколений.
Парфенов Евсей, 70 лет, Мытахского наслега. Февраль 1925 г., озеро Аллаах.
№ 119
Быйаа был очень богат и был князцом нашего наслега. Лошадей у него насчитывалось до 300 голов. [О его рождении рассказчик повторяет версию предыдущего. См. Парфенов Евсей.] Лицо его сплошь было покрыто волосами, он имел семь жен. Часто устраивал праздник кропления кумыса — ысыах. Напившись допьяна кумыса, он бывал необычайно похотлив, поэтому его привязывали к дереву... Будучи князцом, Быйаа растратил собранные подати. Приехал Депутат [Софрон Сыранов] и в уплату казенных денег угнал всех его 300 лошадей. После его ухода Быйаа, лежа навзничь в урочище Тэлэджээк, прокричал будто бы три раза, накликая на его голову несчастье. От угнанного скота каким-то образом вернулись одна кобылица с двухтравым жеребенком и одна четырехтравая кобылица. Эти две кобылицы быстро расплодились.
Лукин Александр, 66 лет, Мытахского наслега. Февраль 1925 г.
|