Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретические разделы курса
(развернутая аннотация лекций и заданий к ним для студентов)
Тема 1. Миропредставление человека XVII–XVIII вв. Проблема периодизации русской литературы XVIII в. Рационалистическое мировоззрение (основные категории: разум, идеал, иерархичность). Своеобразие национальной литературной традиции. Взаимосвязи с древнерусской словесностью и смена эстетических ориентаций. Влияние западноевропейской литературы и философской мысли на формирование русского художественного сознания XVIII в. Секуляризация общества. Прагматизм. Идеология и мораль как ведущие факторы литературного процесса XVIII в.
Задание для студентов: чтение текстов по курсу, подготовка к терминологическому диктанту.
Основная литература: 7. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2003. 8. Панченко А.М. Русская культура в канун Петровских реформ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx? PageContentID=191& tabid=2349. 9. Погосян Е. Петр I накануне петровских реформ // Лотмановский сборник. Вып. 3. – М., 2004. – С. 13–40.
Дополнительная литература: 10. Абрамзон Т.Е. Поэтические мифологии XVIII века. Ломоносов. Сумароков. Херасков. Державин. – Магнитогорск, 2006. 11. Михайлов А.В. Методы и стили литературы // Теория литературы: в 4 т. Т. 1. – М., 2005. 12. Стенник Ю.В. Идея «древней» и «новой» России в литературе и общественно-исторической мысли XVIII - начала XIX века. – СПб., 2004.
Тема 2. Литература первой трети XVIII века. Эпоха государственных преобразований первой трети XVIII в. и новый герой безавторских гисторий. " Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Иракли Флоренской земли" – типичный образец жанра бытовой повести Петровских времен. Влияние фольклорной сказки и любовно-авантюрного романа на формирование фабульно-сюжетной основы повести. Своеобразие героя гистории (эпичность, авантюризм, куртуазность, проблема жизнестроительства). Влияние риторических жанров на становление русской литературной традиции XVIII в. Светское ораторское " Слово" Ф. Прокоповича и секуляризация церковной проповеди. Соотношение утилитарных и художественных моментов в жанре Слова. Основные принципы и приемы похвального Слова (речь на случай, задача убеждения и эмоционального давления на слушателя, формулировка общественно-политического или морального тезиса, разворачивание системы его аргументации, устойчивые риторические формулы, интонационно-стилевые приемы). " Слово похвальное о флоте российском", " Слово на похвалу... Петра Великого" Ф. Прокоповича как представители жанра светского панегирика. Проблема " русского" барокко.
Задание для студентов: чтение текстов по курсу, подготовка к терминологическому диктанту.
Основная литература: 8. Киселева Л. К формированию концепта национального героя в русской культуре первой трети XVIII в. // Лотмановский сборник. Вып. 3. – М., 2004. – С. 69–92. 9. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2003. 10. Прокопович Елисей (Елеазар) // Словарь русских писателей XVIII в. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx? tabid=851. 11. Прокопович Ф. Собрание сочинений [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://az.lib.ru/p/prokopowich_f/.
Дополнительная литература: 12. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. – М., 1999. См.: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Article/Aver_Ritor.php 13. Вдовина Л.Н. Феофан (Прокопович) // Общественная мысль России XVII – начала ХХ века: Энциклопедия. – М., 2005. – С. 577–579. 14. Кочеткова Н.Д. Ораторская проза Феофана Прокоповича и пути формирования литературы классицизма // XVIII век. Сборник 9. – М., 1974. – С. 50–80. См.: https://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx? tabid=6961.
Тема 3. Классицизм как художественный метод. Нормативные акты русского классицизма. Реформа русского стихосложения. Общественно-исторические и философские основы возникновения классицизма. Нормативная эстетика классицизма как отражение рационалистического миропредставления. Типология героев произведений классицизма (общественное - личное, добродетельное - порочное). Формирование русского литературного языка и системы изобразительно-выразительных приемов. Этапы реформы русского стихосложения: " Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий" (1735) В.К. Тредиаковского, " Письмо о правилах российского стихотворства" (1739) М.В. Ломоносова, " Две эпистолы" (1748) А.П. Сумарокова, " Предисловие о пользе книг церковных в русском языке" (1758).
Задание для студентов: чтение текстов по курсу, подготовка к терминологическому диктанту, анализ ритмометра и строфики стихотворений русских классицистов.
Основная литература: 7. Буало Н. Поэтическое искусство. – М., 1937. См.: https://libelli.ru/works/boilau_n.htm. 8. Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. – М., 1962–1978. 9. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2003. 10. Ломоносов М. В. Письмо о правилах российского стихотворства. О пользе книг церковных в российском языке (предисловие) // Ломоносов М. В. Избранные произведения. - М. -Л., 1965. См.: https://az.lib.ru/l/lomonosow_m_w/text_0250.shtml. 11. Сумароков А. П. Две эпистолы // Сумароков А. П. Избранные произведения. - М. -Л., 1957. См.: https://www.rvb.ru/18vek/sumarokov/01text/01versus/06epistles/041.htm. 12. Тредиаковский В. К. Новый и краткий способ к сложению стихов российских // Тредиаковский В. К. Избранные произведения. - М. -Л., 1963. См.: https://www.rvb.ru/18vek/trediakovsky/01text/02theory/140.htm. 13. Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение: Учебное пособие. – М.-СПб., 2004.
Дополнительная литература: 14. Абрамзон Т.Е. Поэтические мифологии XVIII века. Ломоносов. Сумароков. Херасков. Державин. – Магнитогорск, 2006. 15. Михайлов А.В. Методы и стили литературы // Теория литературы: в 4 т. Т. 1. – М., 2005. 16. Модзалевский Л.Б. Литературная полемика Ломоносова и Тредиаковского в «Ежемесячных сочинениях» 1755 года // XVIII век. Сборник 4. – М., 1959. – С. 45–65. См.: https://www.lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx? tabid=6280. 17. Сквозников В.Д. К понятию творческого метода // Теория литературы: в 4 т. Т. 1. – М., 2005. 18. Томашевский Б.В. Русское стихосложение. Метрика. – Пг., 1923. 19. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М., 1996. См.: https://philologos.narod.ru/tomash/poetika.htm.
Тема 4. Сатиры А. Кантемира. Жанр сатиры в европейской литературной традиции (Гораций, Марциал, Ювенал, Буало). Роль риторических жанров в формировании сатиры. Своеобразие поэтики сборника сатир А.Д. Кантемира (бытовой мирообраз, два типа героев: герой быта и герой идеи, назидательная позиция автора). Роль сатиры Кантемира в русской литературной традиции.
Задание для студентов: чтение текстов по курсу, подготовка к терминологическому диктанту, анализ риторических фигур и художественных приемов сатиры XVIII в.
Основная литература: 11. Бахтин М.М. Собр.соч.: в 6 тт. Т. 5. – М., 1996. 12. Кантемир А. Собрание стихотворений. – Л., 1956. См.: https://www.rvb.ru/18vek/kantemir/toc.htm. 13. Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. – М., 1962–1978. 14. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2003. 15. Римская сатира. – М., 1989. См.: Гораций. Сатиры [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.russianplanet.ru/filolog/horatius/sermones.htm. 16. Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII в. – Л., 1985.
Дополнительная лиетратура: 17. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. – М., 1999. См.: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Article/Aver_Ritor.php. 18. Западов А.В. Поэты XVIII в. – М., 1984. 19. Купреянова Е.Н. К вопросу о классицизме Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx? tabid=6279. 20. Прийма Ф.А. А.Д. Кантемир [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rvb.ru/18vek/kantemir/03article/article.htm.
Тема 5. Ода и анакреонтика в творчестве М.В. Ломоносова. Литературная позиция Ломоносова, ее отражение в " Письме о пользе стекла" (1752) и в " Разговоре с Анакреоном" (1771). Торжественная ода как ораторский жанр. Одический канон. Своеобразие одического мирообраза и поэтика оды. Влияние религиозных текстов на формирование поэтики духовной оды. Анакреонтика (основные темы и проблемы, ключевые метафоры, автобиографизм как основа поэтического изображения). Значение поэзии Ломоносова в развитии русского литературного процесса.
Задание для студентов: чтение текстов по курсу, подготовка к терминологическому диктанту, анализ риторических фигур и художественных приемов оды XVIII в.
Основная литература: 18. Абрамзон Т.Е. «Письмо о пользе Стекла» М.В. Ломоносова. Опыт комментария просветительской энциклопедии. – М., 2010. 19. Александрова И.Б. Поэтическая речь XVIII века: Учебное пособие. – М., 2005. 20. Западов А.В. В глубине строки. – М., 1975. 21. Западов А.В. Поэты XVIII в. – М., 1984. 22. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2003. 23. Ломоносов М.В. Избранные произведения. – М.-Л., 1965. См. также: Ломоносов М.В. Тексты // Библиотека Комарова [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ilibrary.ru/author/lomonosov/index.html. 24. Серман И.З. Наука на службе поэзии // Серман И.З. Литературное дело Карамзина. – М., 2005. – С. 50–83. 25. Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977. – С. 227–252. См.: https://philologos.narod.ru/tynyanov/pilk/poet2.htm.
Дополнительная литература: 26. Алексеева Н.Ю. Русская ода. Развитие одической формы в XVII – XVIII веках. – СПб., 2005. 27. Аннушкин В.И. Первая русская «Риторика» XVII века. Текст. Перевод. Исследование. – М., 2006. 28. Аннушкин В.И. М.В. Ломоносов и задачи изучения его «Краткого руководства к красноречию» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.centr-zlatoust.ru/index.php? name=encyclopediya& id=1. 29. Берков П.Н. Проблема литературного направления Ломоносова // XVIII век. Сборник 5. – М., 1962. – С. 5–32. См.: https://www.lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx? tabid=6333. 30. Западов А.В. Ломоносов и журналистика. – М., 2011. 31. Карпеев Э.П.Русская культура и Ломоносов. – СПб, 2005. 32. Михаил Васильевич Ломоносов. Электронная научная библиотека. См.: https://iling.spb.ru/lomonosov/Publications.htm. 33. Поэтический строй русской лирики. – Л.. 1973. 34. Серман И.З. Поэтический стиль Ломоносова. – М.-Л., 1966.
Тема 6. Творчество В.К. Тредиаковского. " Стихи на разные случаи" (1730) В.К. Тредиаковского: проблема циклизации лирических текстов, формирование категории лирического героя, универсализм авторского мышления, проблема создания метафорического языка поэзии, принципы словоупотребления, особенности формы. Переводы западноевропейского романа в творчестве Тредиаковского: " Езда в остров Любви" (1730) - прообраз романа воспитания чувств. " Тилемахида" (1766) - социально-политический роман. Своеобразие поэтического языка романа, создание русского гекзаметра. Перспективы, намеченные Тредиаковским в русской литературе XVIII в.
Задание для студентов: чтение текстов по курсу, подготовка к терминологическому диктанту, анализ риторических фигур и художественных приемов стихотворений XVIII в.
Основная литература: 12. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2003. 13. Пумпянский Л.В. Тредиаковский // История русской литературы: В 10 т. – М.; Л., 1941–1956. – Т. III: Литература XVIII века. Ч. 1. – 1941. – С. 215–263. См.: https://feb-web.ru/feb/irl/il0/il3/il322152.htm. 14. Серман И.З. Поэзия на службе науке: «Феоптия» // Серман И.З. Литературное дело Карамзина. – М., 2005. – С. 84–108. 15. Тредиаковский В.К. Избранные произведения. – М.-Л., 1953. См.: https://www.rvb.ru/18vek/trediakovsky/toc.htm. 16. Тредиаковский В.К. Сочинения, написанные как стихами, так и прозою. – М., 2010. 17. Лотман Ю.М. «Езда в остров Любви» Тредиаковского и функция переводной литературы в русской культуре первой половины XVIII века (1985) // Лотман Ю.М. О русской литературе. Статьи и исследования (1958–1993). – СПб., 1997. – С. 168–175.
Дополнительная литература: 18. Гречаная Е.П. Первый поэтический сборник Тредиаковского и французская галантная поэзия конца XVII – начала XVIII в. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/articles-fra/grechanaya-trediakovskij-i-francuzskaya-poeziya.htm. 19. Русская литература XVIII в. Классицизм. – М., 2009. 20. Топоров В.Н. «Езда в остров Любви» Тредиаковского и «Le voyage de l’Isle d’Amour» Талемана // Из истории русской культуры. Т. IV: XVIII – начало XIX века. – М., 2000. 21. Тредиаковский В.К. Собрание сочинений // Libru [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://az.lib.ru/t/trediakowskij_w_k/. 22. Тредиаковский В.К. Тексты [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.knigafund.ru/authors/2231.
Тема 7. Творчество А.П. Сумарокова. Жанровое своеобразие трагедий А.П. Сумарокова (смешение трагического и комического в сюжетно-композиционном целом пьес драматурга, конфликт как отражение национального своеобразия жанра, риторические приемы изображения: самохарактеристика, раздвоение системы персонажей; организующая роль идеи общезначимого в структуре трагедий). Комедия А.П. Сумарокова: основная проблематика, разработка комических приемов изображения персонажей (каламбур, зооморфизация, овеществление), финал комедии как отражение жанрового синкретизма. Влияние традиций жанров оды и сатиры на формирование драматургии Сумарокова. Поэзия Сумарокова. Драматическое изображение внутреннего переживания в песнях; риторические (дидактические) и художественные элементы в баснях, разработка вольного ямба в качестве басенного размера. Специфика пародии Сумарокова.
Задание для студентов: чтение текстов по курсу, подготовка к терминологическому диктанту, анализ риторических фигур и художественных приемов драмы XVIII в.
Основная литература: 12. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2003. 13. Серман И.З. Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира. - Л., 1973. См.: https://rutracker.org/forum/viewtopic.php? t=3465102. 14. Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе. - Л., 1982. 15. Стенник Ю.В. Идея «древней» и «новой» России в литературе и общественно-исторической мысли XVIII - начала XIX века. – СПб., 2004. 16. Сумароков А.П. Димитрий Самозванец // Сумароков А.П. Избранные произведения. – М., 1957. См.: https://www.rvb.ru/18vek/sumarokov/01text/02tragedies/262.htm.
Дополнительная литература: 17. Берков П.Н. История русской комедии XVIII в. – Л., 1977. См. также: https://www.theatre-library.ru/files/b/berkov_pn/berkov_pn_1.txt. 18. История русской драматургии. XVII - первая половина XIX в. - Л., 1982. 19. Гуковский Г.А. О сумароковской трагедии // Поэтика. - Л., 1926. 20. Стенник Ю.В. О художественной структуре трагедии А.П. Сумарокова // XVIII век: Сб. 5. - М.-Л., 1962. См.: https://www.lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx? tabid=6344. 21. Теория драмы: Словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://teatre.com.ua/upload/all/lib/teoriyadrama.pdf. 22. Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII – XIX вв. – М., 1999.
Тема 8. Комедия В.И. Лукина. " Елагинский кружок". Теоретические размышления о жанре комедии в предисловиях Лукина. Своеобразие " прелагательного" направления в русской драматургии XVIII в. " Мот, любовью исправленный" как комедия нравов. Синтез жанровых тенденций комедии и трагедии. Мотив нравственной метаморфозы как отражение дидактической позиции автора. Национальное своеобразие комедии в одноактной пьесе " Щепетильник": отсутствие интриги, сатирическая направленность, тип " драмы для чтения".
Задание для студентов: чтение текстов по курсу, подготовка к терминологическому диктанту, анализ риторических фигур и художественных приемов драмы XVIII в.
Основная литература: 6. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2003. 7. Лукин В.И. Собрание сочинений [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://az.lib.ru/l/lukin_w_i/. 8. Берков П.Н. История русской комедии XVIII в. – Л., 1977. См. также: https://www.theatre-library.ru/files/b/berkov_pn/berkov_pn_1.txt. Дополнительная литература: 9. История русской драматургии. XVII - первая половина XIX в. - Л., 1982. 10. Теория драмы: Словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://teatre.com.ua/upload/all/lib/teoriyadrama.pdf.
Тема 9. Сатирическая публицистика 1769 – 1774 гг. Общественно-политическая ситуация 1760-70-х гг. Своеобразие взаимоотношений государственной власти и частного человека, монархии и литературы в русской культуре XVIII в. Фигура Н.И. Новикова и формирование общественно-политического сознания второй половины XVIII в. Полемика журналов Новикова со " Всякой всячиной" (спор о функциях сатиры, крестьянский вопрос). Традиции " старших" жанров и их пародирование в публицистических изданиях Новикова. Роль журналов Новикова в развитии русской литературы в целом и формировании русской прозы.
Задание для студентов: чтение текстов по курсу, подготовка к терминологическому диктанту.
Основная литература: 7. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2003. 8. Николаев С.И. Образ писателя и эстетика творчества в представлениях русских писателей XVIII в. // XVIII век. Сборник 24. – М., 2006. – С. 82–95. 9. Клейн Й. «Немедленное искоренение всех пороков»: о моралистических журналах Екатерины II и Н.И. Новикова // XVIII век. Сборник 24. – М., 2006. – С. 153–165. 10. Новиков Н.И. Избранные сочинения [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rvb.ru/18vek/novikov/01text/02criticism/09.htm. Дополнительная литература: 11. Степанов В.П. Новиков Николай Иванович // Словарь русских писателей XVIII в. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx? tabid=962. 12. Рак В.Д. Русские литературные сборники и периодические издания второй половины XVIII в. – СПб., 1998.
Тема 10. Повествовательная проза (Ф.А. Эмин, М.Д. Чулков). Традиции прозаических жанров в русской литературе XVIII в. Демократизация героя и романная форма. Эпистолярный роман " Письма Ернеста и Доравры" (1766, опубл. в 1769г.) Ф.А. Эмина. Полемика русских прозаиков с концепцией " естественного человека" Ж.-Ж. Руссо. Роман-путешествие М.Д. Чулкова " Пригожая повариха, или похождения развратной женщины" (1770). Своеобразие сюжетно-композиционного построения, проблема нравственного преображения героев, авантюризм и рефлексия героини, структура рассказывания, " открытый" финал и реалистические тенденции. Роль новаторских открытий Эмина и Чулкова в формировании русской художественной прозы.
Задание для студентов: чтение текстов по курсу, подготовка к терминологическому диктанту, анализ риторических фигур и художественных приемов прозы XVIII в.
Основная литература: 7. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2003. 8. Николаев С.И. Оригинальность, подражание и плагиат в представлениях русских писателей XVIII в. // XVIII век. Сборник 23. – М., 2006. – С. 3–19. 9. Николаев С.И. Образ писателя и эстетика творчества в представлениях русских писателей XVIII в. // XVIII век. Сборник 24. – М., 2006. – С. 82–95. Дополнительная литература: 10. Приказчикова Е.Е. Культурные мифы в русской литературе второй половины XVIII – начала XIX века. — Екатеринбург, 2009. 11. Русская литература XVIII в.: хрестоматия мемуаров, эпистолярных материалов и литературно-критических статей / под ред. проф. О.М. Буранка. – М., 2007. 12. Серман И.З. Литературное дело Н.М. Карамзина. – М., 2005.
Тема 11. Жанр лиро-эпической поэмы в русской литературе XVIII в. Жанр поэмы в русской литературе XVIII в. Понятие ирои-комической поэмы, травести, бурлеска. Европейская традиция бурлеска. Распад жанровой системы классицизма. Поэма В.И. Майкова " Елисей, или раздраженный Вакх" (1771). Сатирическая направленность сюжета, мифо-героический и бытовой планы поэмы. Своеобразие формы (александрийский стих и просторечная лексика). Поэма И.Ф. Богдановича " Душенька" (1775): синтез античных, западноевропейских и русских фольклорных традиций, ирония и игра со стихом. Проблема нравственного выбора героев и скрытый дидактизм автора. Значение ирои-комической поэмы для формирования русского художественного сознания. Традиции бурлеска в раннем творчестве А.С. Пушкина (" Монах", " Гавриилиада", " Руслан и Людмила").
Задание для студентов: чтение текстов по курсу, подготовка к терминологическому диктанту, анализ риторических фигур и художественных приемов поэмы XVIII в.
Основная литература: 6. Западов А. Творчество В.И. Майкова [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://az.lib.ru/m/majkow_w_i/text_0050.shtml. 7. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2003. 8. Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий / Гл. научн. ред. Н.Д. Тамарченко. – М., 2008. Дополнительная литература: 9. Кочеткова Н.Д. И.Ф. Богданович // Словарь русских писателей XVIII в. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx? tabid=573. 10. Стенник Ю.В. В.И. Майков // Словарь русских писателей XVIII в. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx? tabid=1004.
Тема 12. Комедия Д.И. Фонвизина. Комедия " Бригадир" (1769). Своеобразие сюжета (Бытописательная, идеологическая, метафизическая линии) и многоуровневая структура конфликта. Проблема статичной " драмы разговоров". Синтез комического и трагического в драме. Образ Страшного Суда. Поэтика названия. Комедия " Недоросль": одические и сатирические традиции (герой идеи и герой быта). Трагический финал для сатирических персонажей и комическое разрешение конфликта для добродетельных героев. Поэтика названия. Проблема " трех единств".
Задание для студентов: чтение текстов по курсу, подготовка к терминологическому диктанту, анализ риторических фигур и художественных приемов комедии XVIII в.
Основная литература: 11. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2003. 12. Серман И.З. Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира. - Л., 1973. См.: https://rutracker.org/forum/viewtopic.php? t=3465102. 13. Стенник Ю.В. Идея «древней» и «новой» России в литературе и общественно-исторической мысли XVIII - начала XIX века. – СПб., 2004. 14. Степанов В.П. Полемика вокруг Д.И. Фонвизина в период создания " Недоросля" // XVIII век. - 1986. - Сб. 15. - С. 204-229. См.: https://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx? tabid=7262. 15. Фонвизин Д.И. Недоросль // Фонвизин Д.И. Собрание сочинений: в 2 т. Т. 1. – М., 1959. См.: https://ilibrary.ru/text/1098/p.1/index.html.
Дополнительная литература: 16. Всеволожский - Гернгросс В.Н. Фонвизин-драматург. - М., 1960. 17. Рассадин С.Б. Сатиры смелый властелин: Книга о Д.И. Фонвизине. - М., 1985. См.: https://az.lib.ru/f/fonwizin_d_i/text_0120.shtml. 18. Бухаркин П.Е. О философской проблематике " Недоросля" Д.И. Фонвизина // Вестник Ленинградского ун-та. Серия 2. История, языкознание, литературоведение. - 1986. - Вып. 3. - С. 32-38. 19. Назаренко М.И. Типы и прототипы в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://az.lib.ru/f/fonwizin_d_i/text_0100.shtml. 20. Стенник Ю.В. Проблема народности в литературе XVIII века и Фонвизин // Русская литература. - 1987. - № 3. - С. 57-71. 8. Щеблыкин И.П. " Недоросль" Д.И. Фонвизина в историческом объяснении В.О. Ключевского // Русская словесность. - 1997. - № 3. - С. 17-18.
Тема 13. Стихотворная высокая комедия в творчестве В.В. Капниста. " Ябеда" В.В. Капниста. Многоуровневая структура конфликта. Роль библейских аллюзий и реминисценций. Символика каламбура в пьесе (взятка - даяние, обед - обедня и др.). Поэтика названия. Своеобразие развязки. Задание для студентов: чтение текстов по курсу, подготовка к терминологическому диктанту, анализ риторических фигур и художественных приемов комедии XVIII в.
Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 14. Лирика Г.Р. Державина. Феномен преромантизма в поэзии Державина. Основные тематические группы лирики Державина: трансформированная торжественная ода, духовная ода, гражданская поэзия, тема поэта и поэзии, " легкая" поэзия. Традиции оды и сатиры в поэзии Державина. Автобиографизм как особая форма проявления автора. Античные и фольклорные образы. Роль поэзии Державина в русской литературе.
Задание для студентов: чтение текстов по курсу, подготовка к терминологическому диктанту, анализ риторических фигур и художественных приемов лирики XVIII в.
Основная литература: 15. Державин Г.Р. Стихотворения. – М., 1957. См.: https://www.rvb.ru/18vek/derzhavin/toc.htm. 16. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2003. 17. Западов А.В. Державин. - М., 1958. Или: Западов А.В. Поэтический путь Державина [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://az.lib.ru/d/derzhawin_g_r/text_0090.shtml. 18. Западов В.А. Работа Державина над " Рассуждением о лирической поэзии, или об оде" // XVIII век. - 1986. - Сб. 15. - С. 229 - 282. См.: https://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx? tabid=7264. 19. Державин и Карамзин в литературном движении XVIII - начала XIX вв. - Л., 1969. – (XVIII век. Сборник 8). См.: https://xviii.pushkinskijdom.ru/Default.aspx? tabid=5023.
Дополнительная литература: 20. Абрамзон Т.Е. Поэтические мифологии XVIII века. Ломоносов. Сумароков. Херасков. Державин. – Магнитогорск, 2006. 21. Афанасьева К.А. Г.Р. Державин и преромантизм // Филологические науки. - 1994. - № 3. 22. Жирмунская Т. Библия и Державин: Беседа 1-3 // Юность. - 1994. - №№ 1-3. 23. Ионин Г.Н. Г.Р. Державин // Литература в школе. - 1997. - № 6. - С. 127-138. 24. Луцевич Л. Ф. Псалтырь в русской поэзии. - СПб., 2002. 25. Машевский А. " Подай, Фелица, наставленье..." // Вопросы литературы. - 2000. - № 2. - С. 198-215. 26. Приказчикова Е.Е. Культурные мифы в русской литературе второй половины XVIII – начала XIX века. — Екатеринбург, 2009. 27. Пэн Д. Рождение лирического " я" в русской поэзии // Дон. - 1998. - № 2. - С. 208-227. 28. Серман И. Державин в новом веке // Новое литературное обозрение. - 1997. - № 27. - С. 54-66.
Тема 15. Пародия в творчестве И.А. Крылова. Журнал " Почта духов" (сюжетно-композиционные особенности, проблематика и сатирические приемы). Ложный панегирик " Похвальная речь в память моему дедушке" (1792). Восточная повесть " Каиб" (1792): своеобразие сюжета и композиции, пародия на образ идеального монарха, использование символики восточной сказки в целях пародии, литературная полемика с классицизмом (пародия на жанры оды, панегирика, сказки, идиллии). Шутотрагедия " Подщипа" (1800) как политический памфлет и литературная пародия.
Задание для студентов: чтение текстов по курсу, подготовка к терминологическому диктанту, анализ риторических фигур и художественных приемов, характерных для журналов XVIII в.
Основная литература: 7. Берков П.Н. История русской комедии XVIII в. – М., 2005. 8. Коровин В. Поэт и мудрец. – М., 1996. 9. Крылов И.А. Сочинения: В 2 т. – М., 2006. См.: Крылов И.А. Собрание сочинений [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://az.lib.ru/k/krylow_i_a/. 10. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2003. Дополнительная литература: 11. Гордин М., Гордин Я. Театр Ивана Крылова. – М., 2003. 12. Степанов Н. Л. Крылов: Жизнь и творчество. – М., 2003.
Тема 16. Сентиментальная проза А.Н. Радищева. Историко-философские предпосылки европейского сентиментализма. Эстетика и поэтика сентиментализма, его своеобразие по сравнению с классицизмом. Особенности русского сентиментализма. " Письмо к другу, жительствующему в Тобольске" А.Н. Радищева (1782): формирование повествовательной структуры (временное - вечное, общезначимое - личное, рациональное - эмоциональное). Трансформация жанра жития в " Житии Ф.В. Ушакова" (1788): своеобразие композиции, автобиографизм и структура повествовательной речи, мотив испытания. " Путешествие из Петербурга в Москву" (1790): проблематика, своеобразие композиции, формирование системы рассказчиков и повествователей, эмоциональный и аналитический пласты сюжета, символика образов. " Дневник одной недели": попытка психологического исследования человеческой личности, полемика с Руссо. Национальное своеобразие прозы Радищева и ее значение для русской художественной повествовательной традиции.
Задание для студентов: чтение текстов по курсу, подготовка к терминологическому диктанту, анализ риторических фигур и художественных приемов сентиментальной прозы XVIII в.
Основная литература: 17. Кантор В. Откуда и куда ехал путешественник?.. («Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева) // Вопросы литературы. – 2006. – Июль-август. – С. 83–138. 18. Коптева Э.И. «Видения» и «разговоры в царстве мертвых» в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 6 (25). – С. 27–30. 19. Кулакова Л.И., Западов В.А. А.Н. Радищев " Путешествие из Петербурга в Москву". Комментарий. - Л., 1974. 20. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2003. 21. Лотман Ю.М. А.Н. Радищев[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sobolev.russianeurope.ru/index.php? option=com_content& view=article& id=78: 2011-03-03-20-51-17& catid=30: xviii-& Itemid=6. 22. Макогоненко Г.П. Радищев и его время. - М., 1956. 23. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. – М., 1975. См.: https://az.lib.ru/r/radishew_a_n/text_0010.shtml. 24. Серман И.З. А.С. Шишков и А.Н. Радищев: стилистический симбиоз // Серман И.З. Литературное дело Н.М. Карамзина. – М., 2005. – С. 109–131.
Дополнительная литература: 25. Артемьева Т.В. От славного прошлого к светлому будущему. Философия истории и утопия в России эпохи Просвещения. – СПб.: Алетейя, 2005. 26. Западов В.А. Александр Радищев - человек и писатель // Радищев А.Н. Сочинения. – М., 1988. 27. Кочеткова Н.Д. Радищев // История русской литературы: В 4 тт. – Л., 1980. – Т.1. 28. Лотман Ю.М. О русской литературе. История русской прозы. – СПб., 1997. 29. Местергази Е.Г. Литература нон-фикшн/non-fiction: Экспериментальная энциклопедия. Русская версия. – М., 2007. 30. Приказчикова Е.Е. Культурные мифы в русской литературе второй половины XVIII – начала XIX века. — Екатеринбург, 2009. 31. Радищев: исследования и комментарии. – Тверь, 2001. 32. Радищев: русское и европейское Просвещение. – СПб., 2003.
Тема 17. Проза Н.М. Карамзина. " Письма русского путешественника" (1791-1792): структура повествования, автор и герой-повествователь, проблема жизнестроительства. Эстетика и поэтика сентиментализма в повести " Бедная Лиза" (1792). Жанр исторической повести: " Наталья, боярская дочь" (1792) и " Марфа-посадница" (1802). Предромантические тенденции и традиция готического романа в повести " Остров Борнгольм" (1794). Своеобразие романного повествования в " Рыцаре нашего времени" (1803). " История государства Российского" как синтез исторических и художественных начал. Значение творчества Карамзина для русской литературной традиции XIX в.
Задание для студентов: чтение текстов по курсу, подготовка к терминологическому диктанту, анализ риторических фигур и художественных приемов сентиментальной и предромантической прозы XVIII в.
Основная литература: 12. Карамзин Н.М. Бедная Лиза // Карамзин Н.М. Сочинения: в 2 т. Т. 1. – Л., 1984. См.: https://ilibrary.ru/author/karamzin/index.html. 13. Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма. - Л., 1994. 14. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2003. 15. Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. - М., 1987. См.: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/lotm_karam/01.php. 16. Топоров В.Н. " Бедная Лиза" Карамзина: опыт прочтения. - М., 2006. 17. Розова З.Г. «Новая Элоиза» Руссо и «Бедная Лиза» Карамзина // XVIII век: Сб. 8. Державин и Карамзин в литературном движении XVIII - начала XIX века. - Л., 1969. – С. 259–268. См.: https://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx? tabid=6922. 18. Бухаркин П.Е. О " Бедной Лизе" Н.М. Карамзина (Эраст и проблемы типологии литературного героя) // XVIII век: Сб. 21. - СПб., 1999. - С. 318-326. См.: https://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx? tabid=7661.
Дополнительная литература: 19. Алпатова Т. Карамзин-филолог на страницах «Писем русского путешественника»: О механизме взаимодействия «своего» и «чужого» // Вопросы литературы. – 2006. – Июль-август. – С. 159–175. 20. Кочеткова Н.Д. Сентиментализм. Карамзин // Фундаментальная электронная библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://feb-web.ru/feb/irl/rl0/rl1/rl1-7262.htm. 21. Макогоненко Г.П. Николай Карамзин и его «Письма русского путешественника» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://az.lib.ru/k/karamzin_n_m/text_0290.shtml. 22. Серман И.З. Литературное дело Н.М. Карамзина. – М., 2005.
Тематика и планы семинарских, практических, лабораторных занятий
|