Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эксперимент. Единство эмпирического и теоретического знания
В структуре научного познания различают эмпирический и теоретический уровень исследований. Эмпирический уровень предполагает непосредственное взаимодействие исследователя с объектом познания. Здесь познание осуществляется на основе чувственного контакта ученого и предмета познания. Основными структурными элементами эмпирического познания является наблюдение и эксперимент. Наблюдение – это исходная форма эмпирического познания, именно с него начинается познавательная деятельность. Различаются научное наблюдение и обыденное наблюдение. 1. Научное наблюдение, в отличие от обыденного наблюдения, носит организованный характер. Исследователь упорядочивает процедуру наблюдения. А обыденное наблюдение носит неорганизованный, случайный характер. 2. Научное наблюдение носит системный характер. Одного или нескольких наблюдений в науке недостаточно. 3. Наблюдение в науке носит целенаправленный характер. Предпринимая исследование в виде наблюдения, ученый обязательно ставит идеальную цель (подтвердить или опровергнуть существующую теорию и т.д.). Ученый не просто регистрирует какие-то факты, он выбирает те факты, которые имеют отношение к поставленной цели. 4. Научные наблюдения связаны с определенной теорией. В науке наблюдения всегда теоретически нагружены. Ученый связывает эмпирические факты с теоретическими представлениями. Поэтому в науке важные открытия крайне редко делаются неспециалистами. Луи Пастер однажды сказал: «Случай может научить чему-то только подготовленный ум». 5. Научное наблюдение отличается от повседневного также тем, что в нем широко используются специальные устройства и средства (микроскопы, телеаппаратура, ЭВМ и т.д.). Эти приборы компенсируют природную ограниченность органов чувств человека. Следует подчеркнуть, что наблюдение осуществляется без какого-либо изменения изучаемых явлений. Оно предполагает невмешательство исследователя в процесс протекания естественных событий. В некоторых случаях наблюдение является единственно возможным методом эмпирического исследования, что особенно очевидно в астрономии. Виды наблюдения: 1. Естественно – научные наблюдения (наблюдения за природными объектами). 2. Наблюдения в области социальных наук (используются в социологии, менеджменте). Специфической разновидностью наблюдения является интроспекция – самонаблюдение, которое может применяться в психологии и педагогике. Эксперимент, в отличие от наблюдения, предполагает сознательное вмешательство ученого в исследуемый объект. Современная наука берет начало с Г. Галилея. Именно он начал широко внедрять эксперимент в науку. Эксперимент в союзе с математикой и дал начало подлинно научному познанию. Выдающиеся успехи науки за последние четыре столетия достигнуты благодаря эксперименту. Специфическая особенность эксперимента как эмпирического метода заключается в активном практическом воздействии исследователя на изучаемые объекты. Исследователь здесь сознательно вмешиваются в естественный ход протекания природных или социальных процессов. Научный эксперимент в большей мере, чем наблюдение, связан с теорией. Идея эксперимента, интерпретация результата эксперимента зависят от теоретических построений. В современной науке эксперименты широко используются не только в точных науках (механика, физика, химия), но также в науках, которые изучают живую природу (генетика, физиология, биология и т.д.). С помощью эксперимента удается связать теорию и практику. Эксперимент иногда называют вопросом, который обращен к природе. Со времен Г. Галилея эксперимент – это важнейшее средство диалога человека и природы. Главная задача эксперимента заключается в опытной проверке гипотез и теорий. В то же время, эксперимент имеет определенные ограничения. В ряде областей эксперимент не используется или малоэффективен, например в космологии. Ограниченные возможности эксперимент имеет также в исторических науках, поскольку в истории изучаются события, которые уже случились. Во многих социальных и гуманитарных науках применение эксперимента ограничено по этическим соображениям.
|