Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философские методы познания
Возрастание роли науки, разработка методов познания привели к формированию учения о методах – методологии, предметом которой является обоснование методов, исследование их эффективности и условий применения в различных областях знания. Метод (греч. methodos – путь к чему-либо) – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная практическая и теоретическая, познавательная деятельность. Методом называют и отдельный познавательный прием (например, наблюдение) и систему приемов (диалектический метод). Понятие «прием» употребляется как равнозначное понятию «метод» (в первом, узком значении слова), однако и то, и другое следует отличать от более широкого по объему понятия «средство», которое включает не только ин- теллектуальные, но и предметные средства: приборы, знаковые системы, знания. Роль метода в познании трудно переоценить. Ф. Бэкон сравнивал средства познания с орудиями производства. «Голая рука и предоставленный самому себе разум не имеют большой силы, – писал он. – Дело совершается орудиями и вспоможениями, которые нужны не меньше разуму, чем руке. И как орудия руки дают или направляют движение, так и умственные орудия дают разуму указания или предостерегают его». Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, и с самой дорогой к знанию: «Даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги». В зависимости от сферы применения выделяется три группы методов: частнонаучные; общенаучные; всеобщие. Формирование и применение частнонаучных (специальных) методов определяется спецификой предмета данной науки или области практической деятельности. Например, спектральный анализ в физике, лингвистический эксперимент, следственный эксперимент и др. Общенаучные методы имеют широкую, но тем не менее ограниченную область применения. Например, наблюдение широко используется в медицине, астрономии, следственной практике, но не находит применения в математике, теоретической физике, исторических науках. Применение математических методов ограничено в гуманитарных науках. Кроме частнонаучных и общенаучных существуют всеобщие (философские) методы: метафизический, диалектический и некоторые другие. Философские методы отличаются всеобщим характером применения. Эти методы используются для анализа природных явлений, социальных процессов, закономерностей сознательной деятельности человека. Традиционно выделяются два философских метода: 1. диалектический метод; 2. метафизический метод Эти методы отличаются друг от друга в понимании проблемы связей в мире, а также в понимании проблемы развития. При понимании проблемы связей метафизика рассматривает вещи, отвлекаясь от их связи с другими вещами. Диалектический метод, напротив, призывает познавать вещи и явления, учитывая их связи с другими вещами и явлениями. При понимании проблемы развития метафизика или игнорирует развитие познаваемого предмета или сводит развитие к простым количественным изменениям предмета. Диалектика же полагает, что понять предмет можно, лишь учитывая тенденции развития этого предмета. Философы-диалектики говорят: «Истина конкретна». Истина в одних условиях может быть ложной в других условиях. Кроме этого, развитие предполагает не только количественные изменения, но и качественные скачки, которые осуществляются при переходе от старого качества к новому качеству. В ходе развития науки метафизика используется на этапе накопления научных фактов, а диалектика используется на этапе теоретического обобщенного практического материала. Разработка и описание частнонаучных методов – задача специальных наук, в данном параграфе рассматриваются общенаучные методы, а также формы научного познания, в которых выражается теоретическое знание. В соответствии с двумя уровнями научного познания – эмпирическим и теоретическим – различают эмпирические и теоретические методы познания.
|