Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Перестройка оснований науки
В процессе развития науки и возникновения нового знания взаимодействуют две тенденции: а) Традиции. Это устоявшиеся знания, которые связаны с предшествующим этапом развития науки, с накопленными научными знаниями. б) Новации. Это новые знания, выступающие в виде гипотез, непривычных идей, новейших теорий. По вопросу о связи традиции и новаций в развитии науки существует две точки зрения: 1. кумулятивизм; 2. революционизм. Кумулятивизм утверждает, что новое знание является простым расширением и продолжением старого знания. Согласно такой точке зрения, развитие науки сводится к количественному накоплению новых истин. Действительно, в периоды спокойной эволюции науки данный процесс может иметь место. Революционизм критикует кумулятивный подход. Сторонником революционизма считается американский философ науки Т. Кун. Он полагает, что новаторские изменения в науке наблюдаются на этапе научных революций. Именно в ходе этих революций обеспечивается подлинный прирост научных знаний. Сравнивая два подхода, можно сделать вывод, что истина находится где-то в середине. Нельзя противопоставлять традиции и новации в развитии науки. Уже на этапе традиций возникают принципиально новые знания. И в то же время. революции происходят в науке, не отменяя полностью старые знания (теория относительности А. Эйнштейна не опровергла механику И. Ньютона). Причины научных революций: 1. Появление новых объектов исследования. Революция в физике в конце XIX в. началась как результат исследования принципиально нового объекта – микромира. 2. Появление новых средств исследования. Изобретение микроскопа вызвало революцию в биологии. 3. Появление новых методов исследования. Революция в естествознании XVII в. обусловлена проникновением в науку нового – экспериментального метода. Наряду с указанными причинами, революции в науке связаны также с перестройкой оснований науки (метатеорий). Основания науки есть самые фундаментальные теоретические конструкции в науке, в частности, это философские основания науки. Важнейшим элементом оснований науки является также научная картина мира, и поэтому научные революции знаменуют собой переход от старой научной картины мира к новой научной картине мира. Примером подобных революций является переход от геоцентризма к гелиоцентризму в XV–XVI вв., а также переход от механической картины мира к новой релятивистской картине мира в начале XX века.
|