Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 8. Особенности современного этапа
РАЗВИТИЯ НАУКИ. ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА Главные характеристики и особенности современной постнеклассической науки Постнеклассическая наука формируется в 70-е годы ХХ в. Этот этап развития науки связан с процессом перехода современного социума в стадию постиндустриального общества и глобализацией социально-экономической жизни. Хронологически формирование данного этапа науки совпало со следующими научными достижениями: а) Революция в хранении и получении знаний (компьютеризация науки); б) Развитие генных технологий, в результате чего конструируются гены, не существующие в природе. Главные характеристики постнеклассической науки: 1. Широкое распространение идей и методов синергетики. Синергетика – современная теория самоорганизации и развития сложных систем. Синергетика претендует на роль универсальной теории, объясняющей самые различные области знания. Основные идеи синергетики заключается в утверждении о возможности возникновения порядка из хаоса и в признании решающей роли случайности в условиях нестабильности и равновесия систем. 2. Изменение характера объекта исследования. Классическая наука исследовала простые объекты, а неклассическая наука исследовала сложные объекты. Что касается постнеклассической науки, то она исследует исторически развивающиеся объекты, составной частью которых является человек. 3. Все более широкое применение философии и философской методологии в современных науках. 4. Усиление роли нерационального знания. Все большее значение в познании отдается таким нерациональным формам познания, как интуиция, фантазия, вдохновение. Роль разума не принижается, но крепнет убеждение, что разум не является единственным и самым эффективным орудием познания. 5. Внедрение идеи времени во все науки. Время проникло не только в историю и биологию, но также в физику и космологию. 6. Усиление математизации научного знания. В результате возрастает значение вычислительной математики и важнейшим инструментом научного познания становится математическое моделирование. 7. Стремление построить новую научную картину мира на основе идей глобального эволюционизма. Идея развития пронизывает в последнее время все отрасли научного знания: естественные, технические, социальные и гуманитарные науки. 8. Понимание мира как нестабильного, неустойчивого, неопределенного.
Саморазвивающиеся синергетические системы и новые
|