Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
СиллабусСтр 1 из 3Следующая ⇒
ГОсударственный медицинский университет г.семей Кафедра биохимии и химических дисциплин
Силлабус Дисциплина: Химия
Код дисциплины: Him 1111
Специальность: 5В130100 Общая медицина Объем учебных часов: 90 часов Курс и семестр изучения: 1 курс, 1, 2 семестр Семей 2014
Силлабус (рабочая программа студента) составлен кафедрой биохимии и химических дисциплин на основании типовой учебной программы по дисциплине «Химия»
Автор: Болысбекова С.М.
Обсужден на заседании кафедры от 29 августа 2014 г. Протокол № 1
Зав.кафедрой, профессор Тапбергенов С.О.
Сведения о преподавателях:
Контактная информация: г. Семей, ул. Абая, 103. Кафедра биохимии и химических дисциплин находится в физико-химическом корпусе ГМУ. Контактный телефон: 52-69-37. Электронный адрес: bioximiya@inbox.ru
Политика дисциплины: Политика дисциплины – это общие требования кафедры, предъявляемые к обучающемуся в процессе изучения данной дисциплины, направленные на наиболее полное освоение обучающимися (студент, интерн, резидент, магистрант, докторант) учебного материала и плодотворное сотрудничество преподавателей и обучающихся. Обучающийся обязан: • В полном объеме овладевать знаниями, умениями, практическими навыками и компетенциями. • С первого курса накапливать «Портфолио» в электронном варианте для достижения компетенций по выбранной образовательной траектории. • Уважительно и корректно относиться к преподавателям, сотрудникам и обучающимся. • Знать и соблюдать Кодекс Корпоративной этики ГМУ г Семей, в том числе пункт «Требования к внешнему виду». • Быть дисциплинированными и опрятными, вести себя достойно в Университете, больницах, соблюдать тишину и порядок на занятиях, в холлах и коридорах. • Вход обучающихся в аудиторию и выход из аудитории после начала занятий (фактического начала занятий преподавателем) допускается только с разрешения преподавателя. • Для полного освоения учебной программы по дисциплине посещение лекций, практических (лабораторных, семинарских) занятий является обязательным. На клинических кафедрах обязательно посещать обходы профессора или доцента, врачебные консилиумы. • Соблюдать требования кафедры к посещению СРОП (самостоятельная работа обучающихся под руководством преподавателя). • Присутствовать на лекциях, практических, лабораторных и семинарских занятиях, экзаменах в медицинской форме • Иметь санитарные книжки на клинических кафедрах с допуском от СЭС. • Бережно относиться к имуществу кафедры, не сорить, не писать на столах, при порче имущества обязаны возместить причиненный ущерб. • Запрещается носить обувь на шпильке. • Соблюдать правила противопожарной безопасности. • Соблюдать правила внутреннего распорядка университета. • Активно участвовать в жизни кафедры (работа в кружке СНО, мероприятиях кафедры и т.д.). • Принимать участие в работе научно-практических, патологоанатомических конференций и ассоциаций по специальности. • Отключать мобильные телефоны во время лекций, занятий. • Запрещается брать на экзамены сотовые телефоны, i–Phone, i-Pad, другие средства информационного сервиса. В случае пользования сотовым телефоном, i–Phone, i-Pad и др. в качестве подсказки обучающийся удаляется с экзамена, составляется Акт удаления с экзамена и ему выставляется оценка F. При использовании шпаргалок на экзамене или дифференцированном зачете обучающемуся автоматически выставляется итоговая оценка «неудовлетворительно». • Отработки на кафедрах должны проводиться во внеурочное время, допускается в будничные дни (при этом на теоретической кафедре дежурный преподаватель должен находиться до 18.00), на клинической кафедре допускается проведение отработок во время ночного дежурства профессорско-преподавательского состава. • В случае пропуска занятий по уважительной и неуважительной причине обучающийся обязан получить допуск из деканата в течение 7 дней со дня выхода на занятия. • Обучающийся обязан отработать пропущенные занятия по уважительной причине в течение одного месяца.. • Пропущенные занятия по неуважительной причине обучающийся в течение 2 недель проходит как дополнительный вид обучения (ДВО) на платной основе с составлением договора на оказание ДВО. • В случае, если обучающиеся нуждаются в дополнительных видах обучения и факультативных занятиях, то также составляется договор на оказание ДВО. Все виды ДВО проводятся на платной основе • В случае пропуска лекций независимо от причины обучающийся должен иметь конспект лекционного материала и показать его лектору, отработать пропущенную лекцию – допуск с деканата для отработки лекции не требуется • При отработке занятия, пропущенного по неуважительной причине, обучающемуся выставляется оценка не выше 2, 33 (70%). • При отработке занятия, пропущенного по уважительной причине, обучающемуся выставляется та оценка, на которую обучающийся ответил. • В случае пропуска занятий обучающимися по уважительной причине (нахождение на стационарном лечении, возникновение событий чрезвычайного характера: стихийные бедствия, аварии и другие), староста группы или куратор обязаны в течение суток информировать кафедру и деканат о происшедшем любым способом (по телефону и прочее) с предоставлением в трехдневный срок документов, подтверждающих это обстоятельство. Оправдательными документами являются: справка со студенческой поликлиники (номер которой совпадает с номером в журнале выдачи справок поликлиники), свидетельство о смерти близких, донорская справка, свидетельство о бракосочетании, свидетельство о рождении ребенка. Интерны, резиденты, магистранты, докторанты обязаны предоставить больничный лист. При отсутствии подтверждающих документов причина считается неуважительной. В случае предоставления фальшивых справок допуск не выдается и по отношению к обучающемуся будут приняты административные меры в соответствии с Правилами внутреннего распорядка. • Кафедре вместе с допуском предоставляется ксерокопия подтверждающего документа. Обучающийся может одномоментно отработать 2 занятия, пропущенных по уважительной причине. • При отработке пропущенного занятия «нб» в бумажном журнале округляется и полученная оценка вносится в бумажный и электронный журнал. Заявки для проставления оценки в электронный журнал осуществляется в течение месяца с момента выдачи допуска деканата. • В случае не отработанных двух и более занятий в установленный срок обучающийся считается неаттестованным. В зависимости от количества пропусков общего объема часов аудиторных занятий дисциплины (лекций, практических) внести следующие административные взыскания: - 5 - 10% - замечание - 11 - 15% - выговор - 16-24% - строгий выговор • Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится по каждой теме учебной дисциплины. • На последнем занятии подсчитывается оценка рейтинга допуска (ОРД) по дисциплине, в ведомости ОРД обучающийся ставит свою подпись об ознакомлении, а также ОРД проставляется в зачетной книжке ведущим преподавателем. • Обучающийся, пропустивший по неуважительной причине 25% от общего объема часов аудиторных занятий дисциплины (лекций, практических) не допускается к промежуточной аттестации (экзамену/диф.зачету) по дисциплине и обязан пройти летний (платный) семестр. Обучающийся обязан отработать по индивидуальному графику пропуски по уважительной причине. • Допуски из деканата хранятся в журналах учебных групп. • Если обучающийся пропустил рубежный контроль по уважительной причине и не отработал в течение месяца, вместо «нб» в журнале выставляется «0» и его рейтинг автоматически снижается. • В случае, если по одному предмету интеграции или смежных дисциплин 4, 5 курсов специальности «Общая медицина» обучающийся получит «F», то во время летнего (платного) семестра обучающийся проходит только ту дисциплину, по которой имеется «F». Итоговая оценка в целом по предмету выставляется после прохождения платного семестра. • Кафедра должна определить метод оценки каждого практического навыка (ОСКЭ, ОСПЭ, мини-клинический экзамен, у постели больного и др.), навыки сдаются обучающимися в течение семестра, выставляются в учебный журнал, суммируются, итоговая оценка за практические навыки оценки выставляются в период сессии в экзаменационную ведомость. • В случае, если экзамен состоит из двух и более этапов, и обучающийся получает «0» по одному из этапов, это не является препятствием для допуска обучающегося к следующему этапу экзамена, оценка за экзамен подсчитывается в соответствии с удельным весом каждого этапа. • Итоговая оценка за предмет подсчитывается только в случае, если обучающийся имеет положительные оценки, как по рейтингу допуска, так и по итоговому контролю (экзамену/дифф. зачету). При этом положительная оценка включает оценки от 50% до 100%, неудовлетворительная оценка - от 0 до 49%. • В случае, если экзамен состоит из трех этапов, то доля тестового экзамена составляет 20%, практических навыков 10%, устного ответа – 10%. В случае, если экзамен состоит только из устного опроса и практического навыка – по 20% соответственно. • Неудовлетворительные оценки, полученные на текущих занятиях и рубежном контроле не отрабатываются. При наличии неудовлетворительных оценок обучающийся получает низкую ОРД, которая в свою очередь влияет на допуск к экзаменам. • Пересдача положительной оценки по промежуточной аттестации с целью ее повышения не разрешается. • В зачетной книжке ОРД проставляется на правой стороне. Оценка дифференцированного зачета влияет на назначение стипендии. • При условии выполнения учебной программы по всем дисциплинам семестра сдачи всех зачетов/получения ОРД, предусмотренных учебным планом данного семестра, обучающиеся допускаются к промежуточной и итоговой аттестации. Допуск к экзаменационной сессии оформляется распоряжением деканата, при этом в зачетной книжке обучающегося ставится штамп «допущен к сессии». • Перевод обучающегося с курса на курс осуществляется на основании среднего балла успеваемости студента (GPA). • Если обучающийся не набирает необходимого количества проходного балла GPA, проходит курс повторно с лишением образовательного гранта или отчисляется по собственному желанию. • Обучающемуся, выполнившему программу курса в полном объеме, но не набравшему переводной балл (GPA), с целью повышения своего среднего балла успеваемости предоставляется возможность в летнем (платном) семестре повторно изучить дисциплину на платной основе (за исключением дисциплины «История Казахстана», по которой сдается государственный экзамен) и повторно сдать экзамен. Повторно полученная положительная оценка не влияет на назначение стипендии. При восстановлении (после академического отпуска) или переводе со специальности на специальность обучающийся, обязан пройти весь курс полностью и сдать экзамены. • В случае получения студентом по государственному экзамену по дисциплине " История Казахстана" оценки " неудовлетворительно", он на платной основе вновь записывается на эту дисциплину, повторно посещает все виды учебных занятий в следующем академическом периоде или летнем семестре, выполняет требования текущего контроля, получает допуск и пересдает государственный экзамен.(п. 85 приказа Министра образования и науки РК от 18 марта 2008 года № 125). • Пересдача положительной оценки государственного экзамена по дисциплине " История Казахстана" с целью ее повышения не разрешается.(п. 85 приказа Министра образования и науки РК от 18 марта 2008 года № 125). • Студент выпускного курса, не выполнивший требования рабочего и индивидуального учебного плана и рабочих учебных программ, остается на повторный курс обучения без прохождения летнего семестра.(п. 85 приказа Министра образования и науки РК от 18 марта 2008 года № 125).
1. Введение: Настоящая программа предназначена для специальности «Общая медицина» медицинских ВУЗов. Подбор тем лекций и практических занятий соответствует профилю подготовки специалистов по данной специальности. Дисциплина «Химия» готовит теоретическую базу для освоения некоторых разделов биохимии, молекулярной биологии, физиологии, фармакологии, гигиены и обеспечивает более широкое привлечение научного подхода и новейших методов исследования, почерпнутых из фундаментальных наук, при изучении медико-биологических, клинических дисциплин. 2. Цель дисциплины: Целью является формирование у студентов целостного физико-химического, естественнонаучного подхода к изучению человеческого организма, а также обоснование химических и физико-химических аспектов важнейших биохимических процессов и различных видов равновесий, происходящих в живом организме. 3. Задачи обучения: - сформировать понимание основ химической термодинамики и связи химической энергии с другими видами энергии применительно к живым системам; - дать представление о взаимосвязи строения и химических свойств основных классов природных органических соединений и биополимеров, необходимое для понимания сущности и механизмов процессов, происходящих в живом организме на молекулярном уровне и изучаемых биохимически, а также для восприятия клинических знаний на современном уровне; - научить применять физико-химические закономерности к описанию биохимических процессов, протекающих в организме; - сформировать понятие о взаимосвязи между химическим составом, строением, свойствами и биологической активностью веществ, в том числе органических компонентов живых организмов и лекарственных препаратов; - научить навыкам работы с литературой и электронными базами данных. Конечные результаты обучения: Студент должен знать: - важнейшие теоретические положения химической термодинамики, 1 и 2 начала термодинамики как теоретические основы биоэнергетики; - основные способы выражения состава раствора; - коллигативные свойства растворов, их роль в организме; - теорию строения атомов и молекул, координационную теорию строения комплексных соединений, понятие хелатотерапии; - химию биогенных элементов; - сущность кислотно-основного равновесия и функцию буферных систем организма; - теорию окислительно-восстановительных процессов; - физико-химические закономерности поверхностных явлений, структуру и свойства биологических мембран и дисперсных систем живого организма; - природу и особенности физико-химических свойств высокомолекулярных соединений (ВМС) и биополимеров; - правила классификации и номенклатуры органических соединений; - типы и механизмы химических реакций; - электронное строение, изомерию основных классов природных органических соединений; - возможные пути преобразования функциональных групп и важнейших классов органических соединений как основы их взаимопревращений в биохимических процессах; - взаимосвязь особенностей строения и химических свойств органических соединений с их биологической активностью; - роль биорегуляторов и биополимеров в процессах жизнедеятельности. Уметь: - применять правила техники безопасности при работе в химических лабораториях, использовать химическую посуду, основные приборы и методы физико-химических измерений, необходимых в медицинской практике; - рассчитывать молярную, моляльную концентрацию, молярную концентрацию эквивалента, массовую долю растворенного вещества, титр раствора и тепловые эффекты химических реакций; - проводить потенциометрическое измерение pH, хроматографический анализ; - определять величину адсорбции, порог коагуляции, степень набухания биополимеров, относительную молекулярную массу низкомолекулярных веществ по криометрическим данным и ВМС по вискозиметрическим данным; - получать коллоидные растворы и исследовать их свойства; - классифицировать органические соединения по строению углеродного скелета и природе функциональных групп; - использовать правила номенклатуры химических соединений; - связывать биологические функции органических молекул с их строением и реакционной способностью; - качественно определять ненасыщенные соединения, аминокислоты, моносахариды, наличие в молекуле пептидной связи, функциональных групп; - прогнозировать химическое поведение органических соединений в определённых условиях окружающей среды на основании знания теоретических основ органической химии; Владеть навыками: - приготовления растворов заданной концентрации, определения плотности и рН растворов; - приготовления буферных растворов с заданным значением рН, определения буферной емкости; - проведения качественных реакций на катионы и анионы биогенных элементов; - классификации органических соединений и проведения качественных реакций на функциональные группы. 4. Пререквизиты: Общетеоретические знания школьной программы по химии, физике, математике, биологии, экологии. 5. Постреквизиты: Биохимия, физиология, экология. 6. Краткое содержание дисциплины: Термодинамика. Термохимия. Химическая кинетика и катализ. Коллигативные свойства растворов. Протолитическая теория кислот и оснований. Буферные системы. Природа химической связи. Комплексные соединения, биогенные элементы. Окислительно-восстановительные реакции в живых организмах. Поверхностные явления. Коллоидные системы. Растворы биополимеров. Углеводороды. Ароматические соединения. Правило Хюккеля. Спирты. Амины. Диазо- и азо-соединения. Альдегиды и кетоны. Карбоновые кислоты. Гетерофункциональные органические соединения. Алифатические галогенозамещенные кислоты. Гидрокислоты. Оксокислоты. Альфа-аминокислоты. Пептиды. Белки. Углеводы. Гетероциклические соединения. Алкалоиды. Нуклеиновые кислоты. Нуклеозиды. Нуклеотиды. РНК и ДНК. Липиды. Терпены. Стероиды. Распределение часов дисциплины:
Тематический план занятий Тематический план лекций
Тематический план лабораторно-практических занятий
|