Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Силлабус






ГОсударственный медицинский университет г.семей

Кафедра биохимии и химических дисциплин

 

Силлабус

Дисциплина: Химия

 

Код дисциплины: Him 1111

 

Специальность: 5В130100 Общая медицина

Объем учебных часов: 90 часов

Курс и семестр изучения: 1 курс, 1, 2 семестр

Семей 2014


 

Силлабус (рабочая программа студента) составлен кафедрой биохимии и химических дисциплин на основании типовой учебной программы по дисциплине «Химия»

 

 

Автор: Болысбекова С.М.

 

Обсужден на заседании кафедры от 29 августа 2014 г.

Протокол № 1

 

 

Зав.кафедрой, профессор Тапбергенов С.О.

 

 

Сведения о преподавателях:

ФИО Должность, ученая степень, ученое звание, Научные интересы и достижения/категория
  Тапбергенов Салават Оразович заведующий кафедрой биохимии и химических дисциплин, доктор медицинских наук профессор, академик РАЕ С 1966 по 1968 год обучался в целевой аспиpантуpе на кафедре биохимии Харьковского медицинского института. В 1985 году при НИИ криобиологии и криомедицины АН УССР защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора медицинских наук. С 1983 по 1997 год был деканом лечебного факультета СГМА. Является автором первого в Казахстане учебника для медицинских вузов " Медицинская биохимия. Молекулярные основы физиологических функций" (2001г.) и учебного руководства для студентов и врачей " Медицинская и клиническая биохимия " (2004 г.). Автор первого на государственном языке учебника для медицинских вузов «Медициналық биохимия» изданного в 2007 году. Под руководством проф. Тапбергенова С.О. подготовлено 3 доктора и 10 кандидатов наук. Академик РАЕ.
  Бекбосынова Раиса Букеевна Доцент, кандидат биологических наук В 1990 защитила кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата биологических наук в Харьковском Государственном университете.
  Олжаева Рауза Романовна и.о.доцента, кандидат биологических наук защитила диссертацию на звание к.б.н. В 2010 году защитила диссертацию на звание к.б.н., 2013-2014 г победитель номинации- «Лучший преподаватель года», «Лучший учёный года». Решением президиума Российской Академии Естествознания (от 19 мая 2014 г.) присвоено -Почётное звание- Заслуженный работник науки и образования. Решением Аттестационной комиссии по наградам и премиям Российской Академии Естествознания (от 10 июня 2014 г.) за достижения в развитии педагогики высшей школы награждена Золотой медалью «За новаторскую работу в области высшего образования».
  Прозор Ирина Ивановна старший преподаватель, к.м.н. В 2010 году защитила диссертацию на звание к.м.н.
  Смаилова Жанаргуль Каиргалиевана Преподаватель, к.м.н. В 2010 году защитила диссертацию по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение». Автор перевода на государственный язык учебников: С.О.Тапбергенов «Медициналык биохимия», А.П.Беляев «Физикалық жә не коллоидты химия». С 2007 по 2014 гг. была начальником Учебно-клинического центра, с сентября 2014 года является начальником Учебно-методического центра.
  Советов Бақ ытбек Советұ лы преподаватель В 2012 году защитил диссертацию на соискание академической степени: «Магистр медицинских наук». В 2014 году поступил в PhD докторантуру по специальности «Медицина». По итогам рейтинга ППС за 2012-2013 награжден грамотой в номинации «Лучший куратор».
  Болысбекова Салтанат Манарбековна Ассоциированный профессор (доцент), к.х.н. В 1997 г. решением специализированного совета при Казахском Государственном Национальном университете имени Аль-Фараби г. Алматы присуждена ученая степень кандидата химических наук. По итогам рейтинга ППС за 2008-2009, 2009-2010, 2010-2011 признана лучшим ст.преподавателем в номинации «Лучший доцент, старший преподаватель». Решением Президиума Российской Академии Естествознания от 20.02.2013 присвоено Почетное звание «Заслуженный работник науки и образования».
Решением комитета по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки РК от 21 мая 2014 г (приказ№884) присуждена ученая степень Ассоциированного профессора (доцента)
  Елемесова Жаннур Габдилмаликовна Преподаватель, магистр. В 2004 году защитила диссертацию на соискание академической степени: «Магистр химии». Автор учебно-методического пособия «Органикалық химия» (2013г.)
  Лекерова Алия Толеухановна преподаватель Эдвайзер по фармацевтическому факультету. По итогам рейтинга ППС за 2010-2011 награждена грамотой в номинации «Лучший преподаватель».
  Нысамбаева Калия Салимовна преподаватель  
  Муртазина Динара Дударовна Преподаватель, магистр. В 2005 году окончила КазНУ им. аль-Фараби и защитила диссертацию на соискание академической степени: «Магистр нефтехимии».  

Контактная информация: г. Семей, ул. Абая, 103. Кафедра биохимии и химических дисциплин находится в физико-химическом корпусе ГМУ. Контактный телефон: 52-69-37. Электронный адрес: bioximiya@inbox.ru

 

Политика дисциплины:

Политика дисциплины – это общие требования кафедры, предъявляемые к обучающемуся в процессе изучения данной дисциплины, направленные на наиболее полное освоение обучающимися (студент, интерн, резидент, магистрант, докторант) учебного материала и плодотворное сотрудничество преподавателей и обучающихся.

Обучающийся обязан:

• В полном объеме овладевать знаниями, умениями, практическими навыками и компетенциями.

• С первого курса накапливать «Портфолио» в электронном варианте для достижения компетенций по выбранной образовательной траектории.

• Уважительно и корректно относиться к преподавателям, сотрудникам и обучающимся.

• Знать и соблюдать Кодекс Корпоративной этики ГМУ г Семей, в том числе пункт «Требования к внешнему виду».

• Быть дисциплинированными и опрятными, вести себя достойно в Университете, больницах, соблюдать тишину и порядок на занятиях, в холлах и коридорах.

• Вход обучающихся в аудиторию и выход из аудитории после начала занятий (фактического начала занятий преподавателем) допускается только с разрешения преподавателя.

• Для полного освоения учебной программы по дисциплине посещение лекций, практических (лабораторных, семинарских) занятий является обязательным. На клинических кафедрах обязательно посещать обходы профессора или доцента, врачебные консилиумы.

• Соблюдать требования кафедры к посещению СРОП (самостоятельная работа обучающихся под руководством преподавателя).

• Присутствовать на лекциях, практических, лабораторных и семинарских занятиях, экзаменах в медицинской форме

• Иметь санитарные книжки на клинических кафедрах с допуском от СЭС.

• Бережно относиться к имуществу кафедры, не сорить, не писать на столах, при порче имущества обязаны возместить причиненный ущерб.

• Запрещается носить обувь на шпильке.

• Соблюдать правила противопожарной безопасности.

• Соблюдать правила внутреннего распорядка университета.

• Активно участвовать в жизни кафедры (работа в кружке СНО, мероприятиях кафедры и т.д.).

• Принимать участие в работе научно-практических, патологоанатомических конференций и ассоциаций по специальности.

• Отключать мобильные телефоны во время лекций, занятий.

• Запрещается брать на экзамены сотовые телефоны, i–Phone, i-Pad, другие средства информационного сервиса. В случае пользования сотовым телефоном, i–Phone, i-Pad и др. в качестве подсказки обучающийся удаляется с экзамена, составляется Акт удаления с экзамена и ему выставляется оценка F. При использовании шпаргалок на экзамене или дифференцированном зачете обучающемуся автоматически выставляется итоговая оценка «неудовлетворительно».

• Отработки на кафедрах должны проводиться во внеурочное время, допускается в будничные дни (при этом на теоретической кафедре дежурный преподаватель должен находиться до 18.00), на клинической кафедре допускается проведение отработок во время ночного дежурства профессорско-преподавательского состава.

• В случае пропуска занятий по уважительной и неуважительной причине обучающийся обязан получить допуск из деканата в течение 7 дней со дня выхода на занятия.

• Обучающийся обязан отработать пропущенные занятия по уважительной причине в течение одного месяца..

• Пропущенные занятия по неуважительной причине обучающийся в течение 2 недель проходит как дополнительный вид обучения (ДВО) на платной основе с составлением договора на оказание ДВО.

В случае, если обучающиеся нуждаются в дополнительных видах обучения и факультативных занятиях, то также составляется договор на оказание ДВО. Все виды ДВО проводятся на платной основе

• В случае пропуска лекций независимо от причины обучающийся должен иметь конспект лекционного материала и показать его лектору, отработать пропущенную лекцию – допуск с деканата для отработки лекции не требуется

• При отработке занятия, пропущенного по неуважительной причине, обучающемуся выставляется оценка не выше 2, 33 (70%).

• При отработке занятия, пропущенного по уважительной причине, обучающемуся выставляется та оценка, на которую обучающийся ответил.

• В случае пропуска занятий обучающимися по уважительной причине (нахождение на стационарном лечении, возникновение событий чрезвычайного характера: стихийные бедствия, аварии и другие), староста группы или куратор обязаны в течение суток информировать кафедру и деканат о происшедшем любым способом (по телефону и прочее) с предоставлением в трехдневный срок документов, подтверждающих это обстоятельство. Оправдательными документами являются: справка со студенческой поликлиники (номер которой совпадает с номером в журнале выдачи справок поликлиники), свидетельство о смерти близких, донорская справка, свидетельство о бракосочетании, свидетельство о рождении ребенка. Интерны, резиденты, магистранты, докторанты обязаны предоставить больничный лист. При отсутствии подтверждающих документов причина считается неуважительной. В случае предоставления фальшивых справок допуск не выдается и по отношению к обучающемуся будут приняты административные меры в соответствии с Правилами внутреннего распорядка.

• Кафедре вместе с допуском предоставляется ксерокопия подтверждающего документа. Обучающийся может одномоментно отработать 2 занятия, пропущенных по уважительной причине.

• При отработке пропущенного занятия «нб» в бумажном журнале округляется и полученная оценка вносится в бумажный и электронный журнал. Заявки для проставления оценки в электронный журнал осуществляется в течение месяца с момента выдачи допуска деканата.

• В случае не отработанных двух и более занятий в установленный срок обучающийся считается неаттестованным. В зависимости от количества пропусков общего объема часов аудиторных занятий дисциплины (лекций, практических) внести следующие административные взыскания:

- 5 - 10% - замечание

- 11 - 15% - выговор

- 16-24% - строгий выговор

• Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится по каждой теме учебной дисциплины.

• На последнем занятии подсчитывается оценка рейтинга допуска (ОРД) по дисциплине, в ведомости ОРД обучающийся ставит свою подпись об ознакомлении, а также ОРД проставляется в зачетной книжке ведущим преподавателем.

• Обучающийся, пропустивший по неуважительной причине 25% от общего объема часов аудиторных занятий дисциплины (лекций, практических) не допускается к промежуточной аттестации (экзамену/диф.зачету) по дисциплине и обязан пройти летний (платный) семестр. Обучающийся обязан отработать по индивидуальному графику пропуски по уважительной причине.

• Допуски из деканата хранятся в журналах учебных групп.

• Если обучающийся пропустил рубежный контроль по уважительной причине и не отработал в течение месяца, вместо «нб» в журнале выставляется «0» и его рейтинг автоматически снижается.

• В случае, если по одному предмету интеграции или смежных дисциплин 4, 5 курсов специальности «Общая медицина» обучающийся получит «F», то во время летнего (платного) семестра обучающийся проходит только ту дисциплину, по которой имеется «F». Итоговая оценка в целом по предмету выставляется после прохождения платного семестра.

• Кафедра должна определить метод оценки каждого практического навыка (ОСКЭ, ОСПЭ, мини-клинический экзамен, у постели больного и др.), навыки сдаются обучающимися в течение семестра, выставляются в учебный журнал, суммируются, итоговая оценка за практические навыки оценки выставляются в период сессии в экзаменационную ведомость.

• В случае, если экзамен состоит из двух и более этапов, и обучающийся получает «0» по одному из этапов, это не является препятствием для допуска обучающегося к следующему этапу экзамена, оценка за экзамен подсчитывается в соответствии с удельным весом каждого этапа.

• Итоговая оценка за предмет подсчитывается только в случае, если обучающийся имеет положительные оценки, как по рейтингу допуска, так и по итоговому контролю (экзамену/дифф. зачету). При этом положительная оценка включает оценки от 50% до 100%, неудовлетворительная оценка - от 0 до 49%.

• В случае, если экзамен состоит из трех этапов, то доля тестового экзамена составляет 20%, практических навыков 10%, устного ответа – 10%. В случае, если экзамен состоит только из устного опроса и практического навыка – по 20% соответственно.

• Неудовлетворительные оценки, полученные на текущих занятиях и рубежном контроле не отрабатываются. При наличии неудовлетворительных оценок обучающийся получает низкую ОРД, которая в свою очередь влияет на допуск к экзаменам.

• Пересдача положительной оценки по промежуточной аттестации с целью ее повышения не разрешается.

• В зачетной книжке ОРД проставляется на правой стороне. Оценка дифференцированного зачета влияет на назначение стипендии.

• При условии выполнения учебной программы по всем дисциплинам семестра сдачи всех зачетов/получения ОРД, предусмотренных учебным планом данного семестра, обучающиеся допускаются к промежуточной и итоговой аттестации. Допуск к экзаменационной сессии оформляется распоряжением деканата, при этом в зачетной книжке обучающегося ставится штамп «допущен к сессии».

• Перевод обучающегося с курса на курс осуществляется на основании среднего балла успеваемости студента (GPA).

• Если обучающийся не набирает необходимого количества проходного балла GPA, проходит курс повторно с лишением образовательного гранта или отчисляется по собственному желанию.

• Обучающемуся, выполнившему программу курса в полном объеме, но не набравшему переводной балл (GPA), с целью повышения своего среднего балла успеваемости предоставляется возможность в летнем (платном) семестре повторно изучить дисциплину на платной основе (за исключением дисциплины «История Казахстана», по которой сдается государственный экзамен) и повторно сдать экзамен. Повторно полученная положительная оценка не влияет на назначение стипендии.

При восстановлении (после академического отпуска) или переводе со специальности на специальность обучающийся, обязан пройти весь курс полностью и сдать экзамены.

• В случае получения студентом по государственному экзамену по дисциплине " История Казахстана" оценки " неудовлетворительно", он на платной основе вновь записывается на эту дисциплину, повторно посещает все виды учебных занятий в следующем академическом периоде или летнем семестре, выполняет требования текущего контроля, получает допуск и пересдает государственный экзамен.(п. 85 приказа Министра образования и науки РК от 18 марта 2008 года № 125).

• Пересдача положительной оценки государственного экзамена по дисциплине " История Казахстана" с целью ее повышения не разрешается.(п. 85 приказа Министра образования и науки РК от 18 марта 2008 года № 125).

• Студент выпускного курса, не выполнивший требования рабочего и индивидуального учебного плана и рабочих учебных программ, остается на повторный курс обучения без прохождения летнего семестра.(п. 85 приказа Министра образования и науки РК от 18 марта 2008 года № 125).

 

1. Введение: Настоящая программа предназначена для специальности «Общая медицина» медицинских ВУЗов. Подбор тем лекций и практических занятий соответствует профилю подготовки специалистов по данной специальности.

Дисциплина «Химия» готовит теоретическую базу для освоения некоторых разделов биохимии, молекулярной биологии, физиологии, фармакологии, гигиены и обеспечивает более широкое привлечение научного подхода и новейших методов исследования, почерпнутых из фундаментальных наук, при изучении медико-биологических, клинических дисциплин.

2. Цель дисциплины: Целью является формирование у студентов целостного физико-химического, естественнонаучного подхода к изучению человеческого организма, а также обоснование химических и физико-химических аспектов важнейших биохимических процессов и различных видов равновесий, происходящих в живом организме.

3. Задачи обучения:

- сформировать понимание основ химической термодинамики и связи химической энергии с другими видами энергии применительно к живым системам;

- дать представление о взаимосвязи строения и химических свойств основных классов природных органических соединений и биополимеров, необходимое для понимания сущности и механизмов процессов, происходящих в живом организме на молекулярном уровне и изучаемых биохимически, а также для восприятия клинических знаний на современном уровне;

- научить применять физико-химические закономерности к описанию биохимических процессов, протекающих в организме;

- сформировать понятие о взаимосвязи между химическим составом, строением, свойствами и биологической активностью веществ, в том числе органических компонентов живых организмов и лекарственных препаратов;

- научить навыкам работы с литературой и электронными базами данных.

Конечные результаты обучения:

Студент должен знать:

- важнейшие теоретические положения химической термодинамики, 1 и 2 начала термодинамики как теоретические основы биоэнергетики;

- основные способы выражения состава раствора;

- коллигативные свойства растворов, их роль в организме;

- теорию строения атомов и молекул, координационную теорию строения комплексных соединений, понятие хелатотерапии;

- химию биогенных элементов;

- сущность кислотно-основного равновесия и функцию буферных систем организма;

- теорию окислительно-восстановительных процессов;

- физико-химические закономерности поверхностных явлений, структуру и свойства биологических мембран и дисперсных систем живого организма;

- природу и особенности физико-химических свойств высокомолекулярных соединений (ВМС) и биополимеров;

- правила классификации и номенклатуры органических соединений;

- типы и механизмы химических реакций;

- электронное строение, изомерию основных классов природных органических соединений;

- возможные пути преобразования функциональных групп и важнейших классов органических соединений как основы их взаимопревращений в биохимических процессах;

- взаимосвязь особенностей строения и химических свойств органических соединений с их биологической активностью;

- роль биорегуляторов и биополимеров в процессах жизнедеятельности.

Уметь:

- применять правила техники безопасности при работе в химических лабораториях, использовать химическую посуду, основные приборы и методы физико-химических измерений, необходимых в медицинской практике;

- рассчитывать молярную, моляльную концентрацию, молярную концентрацию эквивалента, массовую долю растворенного вещества, титр раствора и тепловые эффекты химических реакций;

- проводить потенциометрическое измерение pH, хроматографический анализ;

- определять величину адсорбции, порог коагуляции, степень набухания биополимеров, относительную молекулярную массу низкомолекулярных веществ по криометрическим данным и ВМС по вискозиметрическим данным;

- получать коллоидные растворы и исследовать их свойства;

- классифицировать органические соединения по строению углеродного скелета и природе функциональных групп;

- использовать правила номенклатуры химических соединений;

- связывать биологические функции органических молекул с их строением и реакционной способностью;

- качественно определять ненасыщенные соединения, аминокислоты, моносахариды, наличие в молекуле пептидной связи, функциональных групп;

- прогнозировать химическое поведение органических соединений в определённых условиях окружающей среды на основании знания теоретических основ органической химии;

Владеть навыками:

- приготовления растворов заданной концентрации, определения плотности и рН растворов;

- приготовления буферных растворов с заданным значением рН, определения буферной емкости;

- проведения качественных реакций на катионы и анионы биогенных элементов;

- классификации органических соединений и проведения качественных реакций на функциональные группы.

4. Пререквизиты: Общетеоретические знания школьной программы по химии, физике, математике, биологии, экологии.

5. Постреквизиты: Биохимия, физиология, экология.

6. Краткое содержание дисциплины: Термодинамика. Термохимия. Химическая кинетика и катализ. Коллигативные свойства растворов. Протолитическая теория кислот и оснований. Буферные системы. Природа химической связи. Комплексные соединения, биогенные элементы. Окислительно-восстановительные реакции в живых организмах. Поверхностные явления. Коллоидные системы. Растворы биополимеров. Углеводороды. Ароматические соединения. Правило Хюккеля. Спирты. Амины. Диазо- и азо-соединения. Альдегиды и кетоны. Карбоновые кислоты. Гетерофункциональные органические соединения. Алифатические галогенозамещенные кислоты. Гидрокислоты. Оксокислоты. Альфа-аминокислоты. Пептиды. Белки. Углеводы. Гетероциклические соединения. Алкалоиды. Нуклеиновые кислоты. Нуклеозиды. Нуклеотиды. РНК и ДНК. Липиды. Терпены. Стероиды.

Распределение часов дисциплины:

Общее количество часов Аудиторные часы   СРС Вид контроля
Лекции Лабораторно-практические занятия
90 часов       экзамен
Неорган., физ. и коллоидная химия – 40 часов        
Биоорганическая химия – 50 часов        

Тематический план занятий

Тематический план лекций

 

Наименование темы лекций Кол-во часов
  Предмет и задачи курса. Термодинамика. Термохимия.  
  Растворы. Коллигативные свойства разбавленных растворов неэлектролитов и электролитов.  
  Поверхностные явления, имеющие место в живом организме. Адсорбция.  
  Карбоновые кислоты.  
  Углеводы. (Видеолекция.)  
  α -аминокислоты. Пептиды. Белки. (Видеолекция.)  
Итого 6 часов

 

Тематический план лабораторно-практических занятий

 

Темы занятий Кол. часов
  Химическии эквивалент. Значение растворов жизнедеятельности организмов. Способы выражения состава растворов.  
  Основы химической термодинамики. Термохимические расчеты.  
  Кислотно-основное равновесие в процессах жизнедеятельности. Ионное произведение воды. Водородный показатель, как количественная мера активной кислотности и щелочности. Методы измерения рН.  
  Буферные системы.  
  Природа химической связи. Биогенные s-, p-, d-элементы и их биологическая роль. Комплексные соединения и их свойства. Медико–биологическая роль комплексных соединений.Проведение по методике TBL  
  Электродные потенциалы. Окислительно–восстановительные потенциалы. Потенциометрия в медицинской практике.  
  Поверхностные явления на границе раздела фаз. Хроматография, применение медицинской практики.  
  Особенности растворов ВМС. Вязкость растворов ВМС. Набухание. Рубежный контроль №1.  
  Кислотность и основность органических соединений. Реакционная способность спиртов, фенолов, тиолов и аминов.  
  Альдегиды и кетоны. Карбоновые и дикарбоновые кислоты. Проведение по методике TBL  
  Гетерофункциональные органические соединения. Таутомерия. Стероизомерия.  
  Аминокислоты. Пептиды. Белки.  
  Углеводы. Моносахариды.  
  Олиго– и полисахариды. Проведение по методике TBL  
  Биологически важные пяти– и шестичленные гетероциклы с одним и двумя гетероатомами.  
  Конденсированные гетероциклы. Нуклеотиды. Нуклеиновые кислоты.  
  Липиды. Омыляемые липиды. Рубежный контроль №2.  
  Итоговая консультация.  
Итого 54 ч.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал