Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правоотношения по обеспечению занятости населения и трудоустройству






Отношения по обеспечению занятости населения и трудоустройству урегулированы Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 " О занятости населения в Российской Федерации", что является существенной гарантией реализации принципа свободы труда. Основным органом по этим вопросам выступает Министерство здравоохранения и социального развития РФ и его территориальные органы.

Правоотношения по обеспечению занятости населения и трудоустройству возникают и существуют в трех взаимосвязанных видах:

1) правоотношения между гражданином и органом службы занятости по поводу подыскивания подходящей работы и трудоустройства на работу, а также по поводу содержания безработных.

Основанием возникновения данного правоотношения является заявление гражданина о помощи в подыскивании подходящей работы и признании его безработным, подаваемое гражданином в орган службы занятости. При этом, помимо заявления, гражданин обязан представить паспорт, трудовую книжку или документы, их заменяющие, документы, удостоверяющие его профессиональную квалификацию, справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) - паспорт и документ об образовании.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости перечисленных документов.

С момента регистрации гражданина в качестве безработного данное правоотношение трансформируется в правоотношение безработного с органом занятости.

Содержанием рассматриваемого правоотношения являются взаимные права и обязанности безработных и органов службы занятости.

Безработные обязаны проходить перерегистрацию в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц, а также использовать направления органа службы занятости для подыскивания и получения подходящей работы.

Безработные имеют право:

а) на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения;

б) на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения;

в) на бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;

г) на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации;

д) обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством РФ.

Орган службы занятости в свою очередь обязан:

а) оказывать бесплатное посредничество между безработным и работодателем в получении подходящей работы, помощь безработному в выборе такой работы, услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;

б) обеспечивать регистрацию и перерегистрацию безработных и оказывать им помощь в пределах своей компетенции;

в) выдавать в установленном порядке пособия по безработице и приостанавливать их выплату, устанавливать надбавки к этим пособиям с учетом иждивенцев.

Основанием прекращения правоотношений между гражданином и органом службы занятости является акт приема на работу гражданина, т.е. заключение с ним работодателем трудового договора;

2) правоотношения между органом занятости и работодателем по поводу обмена информацией и направления граждан на работу.

Данное правоотношение возникает с момента появления способности организации быть работодателем и оканчивается ее ликвидацией.

Участие работодателей в обеспечении занятости населения, их обязанности и права по отношению к органу службы занятости предусматривает гл. V Закона о занятости населения.

Так, в соответствии со ст. 25 указанного Закона работодатели обязаны:

а) ежемесячно представлять органам службы занятости сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, а также

 

информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов;

б) в письменной форме сообщить в органы службы занятости о принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий и указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий;

в) производить целевые финансовые отчисления в федеральный бюджет в случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в размере среднего заработка работника данной категории за год;

г) своевременно вносить страховые взносы в фонд занятости.

Орган службы занятости по данному правоотношению обязан:

а) анализировать, прогнозировать спрос и предложение на рабочую силу и бесплатно информировать работодателя о состоянии рынка труда, вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся за трудоустройством;

б) информировать работодателей при их обращении о возможностях обеспечения рабочей силой;

в) разрабатывать и вносить на рассмотрение местных органов власти предложения об установлении для работодателя квот (минимального количества специальных рабочих мест) для приема инвалидов.

Работодатель в свою очередь имеет право:

а) получать от органов службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда;

б) обжаловать действия органа службы занятости в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в установленном законом порядке;

3) правоотношения между безработным и соответствующим работодателем по поводу заключения трудового договора на основании направления органа занятости.

Данное правоотношение возникает с момента передачи работодателю гражданином направления от органа службы занятости.

Содержанием этого правоотношения является обязанность работодателя принять гражданина на работу по направлению органов службы занятости,

выданному в счет установленной квоты (брони), и обязанность трудоустраиваемого по данному направлению представить работодателю необходимые при приеме на работу документы.

Если же направление выдано не в счет квоты (брони), то работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы занятости (ст. 26 Закона о занятости населения).

Существует два варианта прекращения рассматриваемого правоотношения:

а) при приеме на работу гражданина по направлению органа службы занятости работодатель обязан вернуть это направление в орган службы занятости с указанием в нем даты приема на работу;

б) в том случае, если работодатель отказывает в приеме на работу, то в направлении он делает отметку о дате явки к нему гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает его гражданину. В данном случае у такого гражданина может возникнуть новое правоотношение аналогичного характера по новому направлению с другим работодателем.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал