Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организационно-управленческие правоотношения в сфере труда
Организационно-управленческие правоотношения возникают и существуют в трех видах: 1) правоотношения трудового коллектива с работодателем, его администрацией в конкретной организации; 2) правоотношения профсоюзного органа с работодателем, его администрацией; 3) социально-партнерские правоотношения. Объектом всех указанных видов организационно-управленческих правоотношений являются социально-экономические интересы, вопросы организации и оплаты труда, его охраны, т.е. они касаются материальных интересов как целых трудовых коллективов, так и целой отрасли или региона страны и каждого отдельного работника. Все перечисленные виды организационно-управленческих правоотношений в сфере труда направлены на улучшение условий труда, развитие производственной демократии в управлении организациями, защиту трудовых прав работников и согласие в этих вопросах представителей работников с работодателями, администрацией. Данные правоотношения всегда длящиеся.
Правоотношения трудового коллектива с работодателем, его администрацией в конкретной организации возникают с момента поступления на работу в трудовой коллектив определенного работника и прекращаются с момента его увольнения (расторжения трудового договора). При этом следует отметить, что организационно-управленческие правоотношения каждого работника трудового коллектива с работодателем возникают и прекращаются для каждого работника отдельно, независимо от правоотношений других членов данного трудового коллектива. Например, увольнение начальника финансового отдела не влечет за собой прекращения организационно-управленческих правоотношений с данным работодателем кассира, работающего в этом отделе. Правоотношения профсоюзного органа с работодателем или его администрацией возникают с момента создания профсоюза и прекращаются с момента его реорганизации, прекращения или запрещения деятельности, ликвидации. На протяжении всей своей деятельности целью профсоюзов является представление и защита интересов работников. Социально-партнерские правоотношения являются особым видом организационно-управленческих правоотношений. Их субъектами являются представители соответствующих органов профсоюзов в качестве представителей работников, с одной стороны, и представители органа работодателя - с другой, а также органа исполнительной власти, уполномоченные на представительство работодателей законодательством или самими работодателями, - с третьей. Представителями интересов работников в социальном партнерстве выступают профессиональные союзы, их объединения и другие профсоюзные организации. Представителями интересов работодателей являются руководители организаций, работодатели - индивидуальные предприниматели или иные лица, уполномоченные на это. В качестве основания возникновения социально-партнерских отношений выступает такой юридический факт, как начало коллективных переговоров между субъектами социального партнерства. Содержанием социально-партнерских правоотношений являются права и обязанности субъектов социального партнерства по процессу ведения коллективных переговоров и заключению социально-партнерского соглашения, которым в свою очередь определяются права и обязанности каждого партнера, а также контроль за действием этого соглашения. Данные правоотношения длятся до окончания срока действия заключенного соглашения. Затем эти правоотношения могут возобновиться, если
кто-то из партнеров проявит инициативу по ведению новых коллективных переговоров, по заключению нового соглашения или возобновлению старого.
|