![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды налогов и сборов
В соответствии со статьей 6 Налогового кодекса Республики Беларусь (общей части) налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты. Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая представление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь. В Республике Беларусь устанавливаются республиканские и местные налоги, сборы (пошлины), то есть налоговая система является двухуровневой. Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. К ним относятся: 1) налог на добавленную стоимость (НДС); 2) акцизы; 3) налог на прибыль; 4) налоги на доходы; 5) подоходный налог с физических лиц; 6) экологический налог; 7) налоги на имущество; 8) земельный налог; 9) дорожные налоги и сборы; 10) таможенная пошлина и таможенные сборы; 11) гербовый сбор; 12) оффшорный сбор; 13) консульский сбор; 14) госпошлина; 15) регистрационные и лицензионные сборы; 16) патентные пошлины. Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с общей частью Налогового кодекса и обязательные к уплате на соответствующих территориях. К местным налогам относятся: 1) налог с розничных продаж; 2) налог за услуги, оказываемые объектами сервиса; 3) налог на рекламу; 4) сборы с пользователей (с владельцев собак, аукционный сбор, за использование местной символики и др.); 5) целевые сборы (транспортный сбор, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района); 6) сбор с заготовителей; 7) курортный сбор; 8) налог на приобретение бензина и дизельного топлива; 9) сборы с физических лиц при пересечении ими Государственной границы Республики Беларусь через пункты пропуска. Кроме общегосударственных и местных налогов и сборов в бюджет Республики Беларусь поступают установленные законодательством налоги и неналоговые платежи в специальные бюджетные фонды: Чрезвычайный налог; отчисления в инновационные фонды; сбор в фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; отчисления в государственный фонд содействия занятости; страховые взносы в фонд социальной защиты населения и др. В Республике Беларусь применяются следующие особые режимы налогообложения, установленные Налоговым кодексом и Президентом Республики Беларусь: 1) упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства; 2) налогообложение в свободных экономических зонах; 3) налог на игорный бизнес; 4) единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции; 5) единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров (работ, услуг) для населения; 6) налогообложение отдельных категорий плательщиков. Для построения налоговой системы государства определяющее значение имеют факторы политико-правового характера: 1) пропорции в распределении хозяйственных функций, социальных ролей между центральной администрацией и местными органами власти; 2) роль налогов среди доходных источников бюджетов различных уровней; 3) степень контроля центральной администрацией за органами местной власти. Технические решения по реализации этих факторов охватывают три формы взаимоотношений бюджетов различных уровней, условно именуемых: 1. «Разные налоги» - подразумевает полное и неполное разделение прав и ответственности различных уровней власти в установлении налогов. Например, центр устанавливает полный перечень налогов и вводит республиканские налоги, а органы на местах – местные налоги. 2. «Разные ставки» - предполагает, что основные условия взимания налога устанавливает центральный орган власти, а местные органы определяют ставки налога, по которым исчисляется налог, зачисляемый в конкретный местный бюджет. 3. «Разные доходы» - предусматривает ограниченность действий местных органов власти (между бюджетами различных уровней делятся суммы собранного налога). Местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы могут освобождать от уплаты налогов отдельные категории плательщиков полностью или частично в той части налогов, которые уплачиваются в местные бюджеты.
|