![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Факторы повышения эффективности системы
Факторы эффективности системы - это определенные причины, которые обусловливают динамику показателей социальной и экономической эффективности системы, двигатель развития и усовершенствования системы. В зависимости от влияния на внутренние связки системы все факторы, которые определяют социально-экономическую эффективность функционирования системы можно сгруппировать следующим образом. Общие факторы - такие, которые формируют внутренние связки между элементами системы, определяют нормы и правила эксплуатации систем в целом и ее элементов. К ним отнесены нормативно-правовые документы, которые определяют процедуру проектирования, разработки, внедрения, эксплуатации элементов систем и системы в целом; стандарты, связанные с параметрами ергономічності систем; институциональные особенности среды; конъюнктура рынка, где функционирует система; ценности и нормы морали в обществе и тому подобное. Базовые факторы - такие, которые влияют на эффективность каждого элемента системы. Они разделяют на подгруппы: " стабильные" и " динамические". В свою очередь " стабильные" факторы могут быть " постоянными" (константы) и " гибкими". Динамические факторы связаны с раскрытием потенциала человека в системе, то есть это качество рабочей силы (уровень квалификации, знаний, навыков, опыта), методы и стили управления персоналом в системе, мотивация труда, социальнопсихологический климат в коллективе и т. др. Постоянные факторы - те, которые определяют эффективность работы машин,: ее технико-экономические показатели, а также технологические аспекты функционирования системы. Гибкие факторы характеризуют влияние внешней среды, как элементу системы. К ним принадлежат условия труда, дизайн, и тому подобное. В зависимости от влияния факторов на уменьшение или увеличение потерь от эксплуатации системы, их можно разделить: ~ организационно - структурные факторы (определяют оптимальность структуры системы и избранных режимов ее функционирования); ~ некачественная входная информация; ~ несовершенные машинные алгоритмы решения задач; ~ недостаточная надежность технических средств, аппаратуры сбора, обработки, сохранения, отражения и передачи информации; ~ недостаточный уровень организации и обеспечения деятельности операторов, руководящего и обслуживающего персонала. На базовые показатели работы операторов влияют такие группы факторов: 1) структура (алгоритм ли) операторской деятельности, в т. ч. тип и характер выполняемых функций, характер распределения функций, степень напряжения, способ организации коллективной работы, др.; 2) эксплуатационные характеристики оборудования, которое обеспечивает операторскую деятельность (размещение, конструкция, удобство использования аппаратуры, средств индикации и органов управления); 3) условия внешней среды (температура, другие показатели микроклимата, шум, вибрация, освещенность, т. др.); 4) режим деятельности (длительность изменения, организация отдыха, т. д.); 5) уровень профессиональной подготовленности оператора (его знание, навыки, опыт, готовность, др.); 6) индивидуальные свойства людей (психофизиологические, антропометрические характеристики, интеллектуальные свойства, эмоциональное и мотивационное постоянство, другие черты психологического состава личности). Подытоживая, будем значить, что повышение социально-экономической эффективности системы в целом возможно лишь при условиях: рационального распределения функций между человеком и техникой, между операторами; согласование информационных и алгоритмических возможностей машины с психофизиологическими и интеллектуальными возможностями людей; повышение уровня профессиональной подготовки операторов; создание нормативов деятельности, которые отвечают комфортным условиям деятельности.
Содержание и сущность стандартизации
Стандартизация - повторювальна деятельность, направленная на решение заданий в сферах науки, техники и экономики для достижения оптимальной степени упорядочения в определенной отрасли. Заданием стандартизации является создание систем нормативно-технической документации, которые определяют прогрессивные требования к продукции и ее разработке, производству и применению. Отмеченное задание выплывает из цели стандартизации - ускорения научно-технического прогресса, повышения эффективности производства и качества продукции. Основными функциями стандартизации в эргономике следующие: ü Регулирующая - определение основных параметров системы, которые должны обеспечить их унификацию, беспечность и надежность; ü Защитная - определение параметров системы, которые обеспечивают учитывание потребностей как производителей (владельцев систем) так и потребителей (пользователей систем); ü Экономическая - заключается в обеспечении экономической эффективности систем, которые проектируются; ü Социальная - заключается в том, что стандарты являются барьером для некачественной продукции (услуг), позволяют избегать рисков техногенных катастроф, физиологичных и психологических сдвигов, работоспособности человека, и тому подобное. В Украине правовые принципы стандартизации, в том числе эргономичной, ее экономические основы и организационная структура определены соответствующим декретом Кабинета министров (1993р.). Законодательное определение делает стандарты обязательными для выполнения по всей территории Украины. В мировой практике существует четыре вида эргономичных стандартов: 1) базовые, которые включают основные характеристики человека (антропометрические, сенсорные, проворные, др.); 2) функциональные - включают эргономичные требования в технические средства, процессы, промышленные изделия, системы; 3) внешней среды - стандарты, которые включают показатели действующих на человека физических, химических, биологических факторов окружающей среды; 4) организационные - включают стандарты, которые определяют требования к процедурам и методам эргономичных исследований. К специальным нормативным документам, которые применяются в эргономике, относят пособия по разработке техники и эргономичному ее проектированию, государственные стандарты, отраслевые стандарты, стандарты предприятий, нормативные, организационные документы для руководства. Закладка основных требований таких документов связано из: - разработкой стандартной терминологии в сфере эргономичных требований к технике; - разработкой более полной номенклатуры эргономичных требований и показателей; - разработкой методов выбора групп требований к техническим устройствам разных классов и типов; - разработкой методов выбора работников, их подготовки; - разработкой оценки уровня эргономичных показателей качества технических средств; - разработкой оценки факторов влияния внешней среды на другие элементы системы; - разработкой методов оценки надежности системы " человек - машина - внешняя среда" в целом; - разработкой принципов стандартизации методов получения экспериментальных данных, которые раскрывают содержание человеческого фактора в системе с целью повышения их надежности и достоверности; - разработкой подсистемы справочных данных из человеческого фактора в системе. Эргономичные требования нашли воплощение в большинстве стандартов на промышленные изделия, элементы системы. Пользователь - человек, который взаимодействует с изделием.
|