Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Распределение функций в системе
Одною из самых сложных задач, что решает эргономика есть распределение функций между активными элементами в системе " человек - машина - среда". Распределение функций понимают как определения операций и действий, которые должны выполнять человек и машина для обеспечения нужной эффективности системы. Природа распределения функций в системе заключается в разных свойствах и особенностях функционирования основных элементов системы: определенные виды операций лучше может выполнять человек, а другие - машина. Например, люди достаточно мобильны, но нельзя от них требовать четкой последовательности выполнения операций длительное время (сравнительная характеристика возможностей человека и машины представлена в табл.1.), однако машина не сможет написать произведение. При этом, распределение функций в системе " человек - машина - внешняя среда" предусматривает, что составляющие не конкурируют между собой, а лишь взаимодополняют друг друга. В теоретическом плане эргономика выделяет два типа сочетания человека и машины или распределения функций между ними: когда человек выполняет операцию контроля за машинным процессом решения задач и утверждения решения, а также когда процесса решения задачи не может происходить без включения операций, которые будет выполнять человек и машина. При первом типе " взаимоотношений" происходит параллельная организация взаимодействия " человек - машина", а при втором - последовательная, по шаговая организация действий. В качестве эргономичных принципов распределения функций в системе выступают такие: ü гуманизация труда, который означает необходимость человеку предоставлять творческие функции и освобождать от тяжелых и опасных операций; ü ответственность - важнейшие функции должен выполнять человек или машина за разрешением (подтверждением) человека; ü технической реализации - человеку предоставляются такие функции, которые невозможно реализовать при условиях использования самой современной техники; ü максимизации эффективности - распределение функций должно обеспечить наибольший эффект; ü минимизации стоимости - распределение функций должно обеспечить максимальную эффективность системы при минимальных затратах; ü подавляющих возможностей - человек наделяется функциями, которые она лучше выполняет за машину, а машине остаются те, что лучше человека выполняет она. Экономическими целями создания систем являются упрощения трудовой деятельности человека, уменьшения допущенных оператором ошибок, сокращения численности персонала, повышения эффективности и беспечности процессов управления. Именно это, как свидетельствует практика, способствовало потому, что повышался уровень автоматизации всех процессов в системах, хотя чем высший уровень автоматизации систем, тем большая вероятность возникновения техногенных катастроф, в т.ч. в авиации, космонавтике, атомной энергетике и тому подобное. Фактически роль человека в управлении изменяется, приобретая черту работы диспетчера, планировщика автоматики: оператор вводит в компьютер общие цели, получает информацию о выполнении задач на дисплее, а компьютер реализует непосредственное управление. Большинство современных ученых склоняются к мысли, что главной практической целью распределения функций в системе является определение роли оператора в управлении. При этом используется равнозначный подход к автоматизации. Он предусматривает, что при автоматизации техники разработчики (через создаваемые ими программы автоматики) и операторы должны попеременно исполнять ведущую роль в управлении, нести ровную ответственность и иметь ровную значимость в обеспечении надежности управления. Распределение функций в системе " человек - машина - внешняя среда" является процессом организации взаимодействия всех элементов системы. И, как отмечают большинство ученых, эффективность взаимодействия составляющих системы " человек - машина" зависит от выполнения определенных условий: - взаимопонимания человека и машины, которая предусматривает не только умение человека эксплуатировать технику, но и адекватность реакции машины на задаче, которая ставит перед системой человек; - психологическая готовность человека к ее взаимодействию с машиной - предусматривает психофизиологическую адаптированную человека к работе в системе, желания работать; - свободный доступ в любое время человека к вычислительной технике необходим через то, чтобы дать возможность практиковаться, то есть приобретать опыт работы с данной техникой; - скорость реакции машины на информацию, которую вводит человек; - комфортность общения человека с машиной. Достижение взаимопонимания между человеком и машиной - это наиболее важная проблема в процессе их взаимодействия. Ее решение лежит в плоскости проектирования и моделирования систем, учитывания требований к человеку и машине. Принимая во внимание выше отмеченные условия, человек в системе должен: ~ уметь четко формулировать задачу; ~ иметь общие знания о машине, ее работе и возможностях; ~ знать одну из словно программирование, понятных машине; ~ уметь грамматически правильно описать способ решения задачи на языке машины; ~ уметь сравнивать полученный результат с ожидаемым и, в случае необходимости, вносить соответствующие коррективы. К машине в системе выдвигаются такие требования: ~ иметь большой объем знаний, информации (констант, программ решения задач, и тому подобное), которые могут быть применены для непосредственного быстрого использования в базовой программе; ~ понимать входные языки программирования высокого уровня; ~ быстро и адекватно отвечать на запросы пользователя; ~ иметь свойство относительно самоорганизации процесса вычисления, а также к " учебе" в процессе эксплуатации.
|