Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Техники работы с семьей






Психологическая помощь в семье

Понятие о психологической помощи в семье. Функции психолога при работе с семьей (поддерживающая функция, посредническая функция, функция обучения, функция развития, информационная функция).

Виды психологической помощи (информирование, индивидуальное психологическое консультирование (психотерапия), консультирование (психотерапия) супружеской пары, групповое консультирование (психотерапия) супружеской пары, семейное консультирование (психотерапия), групповое семейное консультирование (психотерапия). Принципы и особенности психологической помощи.

Диагностика в работе с семьёй

Диагностика структуры семьи: Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3); Тест «Семейная социограмма»; Опросник «Семейные роли»; Проективные рисуночные методики «Рисунок семьи» и «Кинетический рисунок семьи»; Системный семейный тест Геринга (FAST)

Изучение семейной истории: генограмма; геносоциограмма.

Диагностика супружеских взаимоотношений.

Исследование семьи, ожидающей ребёнка. Диагностика детско-родительских отношений. Диагностика эмоционального состояния членов семьи: Опросник «Анализ семейной тревоги» ACT); Шкала определения уровня депрессии; Методика определения уровня депрессии.

Техники работы с семьёй

Социометрические техники: «Семейная скульптура», «Семейная хореография», «Семейное пространство, «Семейная социограмма», «Соломенная башня».

Структурные техники: создание движения, «Пересадка», «Семейный ритуал».

Поведенческие техники: «Родительский семинар», «Конструктивный спор», «Супружеская конференция» и «Семейный совет».

Техники, основанные на использовании воображения: «семейные фотографии», «Метафора», «Завершение предложений», «Сравнение ценностей»

Парадоксальные техники: рефрейминг, парадоксальное письмо, предписанное бездействие, пари и др.

Техники организации беседы в семейной терапии. Техника прослеживания последовательностей взаимодействия. Циркулярное интервью.


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Литература

Специальность «Психология»

1. Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии / Б.Ц. Бадмаев. – М.: Владос, 1999. – 304 с.

2. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берн. – М.: Прогресс 1986.

3. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1998.

4. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1999.

5. Вачков, И.В. Методика преподавания психологии: учебное пособие / И.В. Вачков. – М.: Ось – 89, 2008. – 208 с.

6. Введение в практическую и социальную психологию / под ред. Ю.М. Жукова и др. – М.: Смысл, 1996. – 377 с.

7. Введение в психологию / под ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1996.– 496 с.

8. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

9. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / сост. И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин. – М., 1999.

10. Возрастная психология; под ред. Н.Ф. Добрынина. – М.: Просвещение, 1965.

11. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие / под ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.

12. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.

13. Гальперин, П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П.Я. Гальперин. – М., 1978.

14. Гамезо, М.В. Атлас по психологии / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – М.: Просвещение, 1986. – 272 с.

15. Герасимова, В.С. Методика преподавания психологии: курс лекций / В.С. Герасимова. – М., 2007. – 114 с.

16. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ТОО «Черо», 1996. – 322 с.

17. Деятельность практического психолога / Г.В. Лагонда, О.А. Пшеничная. – Минск, 2008.

18. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. – СПб.: Питер, 2000.

19. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – Ростов-на/Дону: Феникс, 1997.

20. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. –752 с.

21. Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие / В.Н. Карандашев. – СПб.: 2006. – 250 с.

22. Квин, В. Прикладная психология / В. Квин. – СПб.: Питер, 2000. – 560 с.

23. Козубовский, В.М. Общая психология: методология, сознание, деятельность / В.М. Козубовский. – Минск: Амалфея, 2003. – 224 с.

24. Коломинский, Я.Л. Детская психология / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – Минск, 1988.

25. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2001.

26. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л. Кряжева. – Ярославль, 1997.

27. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 1996. – 464 с.

28. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками / А.Г. Лидерс. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

29. Ляудис, В.Д. Методика преподавания психологии / В.Д. Ляудис. – М.: УМК «Психология», 2003. – 192 с.

30. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. – 560 с.

31. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2002.

32. Мухина, B.C. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с.

33. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2000. – Кн.1, 2.

34. Пилипко, Н.В. Психолог на родительском собрании / Н.В. Пилипко, М.Ю. Чибисова // Школьный психолог. – 2004 – № 7. – С. 24-25; 2004. – № 9. – С. 22-25.

35. Самоукина, Н.В. Первые шаги школьного психолога. Психологический тренинг / Н.В. Самоукина. – Дубна: ООО «Феникс+», 2000. – 192 с.

36. Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб.: Питер, 2007.

37. Козырев, Г.И. Введение в конфликтологию / Г.И. Козырев. – М.: Владос, 1999.

38. Конфликтология / под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999.

39. Ольшанский Д.В. Новая педагогическая психология / Д.В. Ольшанский. – М.: Академический проект, 2002. – 528 с.

40. Попова, О.С. Психологическое сопровождение педагогического процесса: пособие для психологов / О.С. Попова. – Минск, 2003.

41. Педагогическая психология / под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Владос-Пресс, 2003. – 209 с.

42. Петровский, А.В. Личность в психологии / А.В. Петровский. – Ростов-на/Д.: Феникс, 1996. – 512 с.

43. Практическая психология образования/под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.

44. Психология: учебник для гуманитарных вузов / под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

45. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Речь, 2000.

46. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубиншейн. – СПб.: Питер, 2002. –720 с.

47. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект-Пресс, 2005. – 460 с.

48. Сапогова, Е.Е. Задачи по общей психологии / Е.Е. Сапогова. – М. Аспект-Пресс, 2001. – 447 с.

49. Семенова, Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога / Е.М. Семенова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.

50. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на/Д.: Феникс, 2000.

51. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. – М.: Академия, 1998. – 288 с.

52. Фридман, Л.М. Психология детей и подростков / Л.М. Фридман. – М.: Институт психотерапии, 2004. – 480 с.

53. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М.: Просвещение, 1981.

54. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании / Н.И. Шевандрин. – М.: Владос, 1995. – 544 с.

Специализация «Социальная психология»

55. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 376 с.

56. Авидон, И. Тренинги формирования команды. Материалы для подготовки и проведения / И. Авидон, О. Гончукова. – СПб.: Речь, 2006.

57. Аверченко, Л.К. Управление общением / Л.К. Аверченко. – М.: Инфра-М, 1999.

58. Аксютич, И.В. Психологические проблемы наркозависимости: монография; Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина; науч. ред. Е.И. Медведская / И.В. Аксютич. – Изд-во УО «БрГУ», 2004. – 127 с.

59. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – СПб.: Питер, 2001.

60. Базарова, Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: Академия, 2008.

61. Васильев, Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н.Н. Васильев. – СПб.: Речь, 2002.

62. Васильев, В.Л. Юридическая психология / В.Л. Васильев. – СПб.: 2000. – 654 с.

63. Громова, О.Н. Конфликтология: учебное пособие / О.Н. Громова. – М., 1993.

64. Гулевич О.А. Психология коммуникации / О.А. Гулевич – М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. – 384 с.

65. Дубровина, И.В. Справочная книга школьного психолога / И.В. Дубровина – М.: Роспедагенство, 1996. – 336 с.

66. Джуэлл, Л. Индустриально-организационная психология /Л. Джуэлл. – СПб.: Питер, 2001.

67. Иванова, С.В. Искусство подбора персонала: Как оценить человека за час / С.В. Иванова. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

68. Имелинский, К. Сексология и сексопатология / К. Имелинский. – М.: Медицина, 1986. – 423 с.

69. Картер, Г. Эффективная реклама / Г. Картер. – М.: Прогресс, 1991. – 201с.

70. Кон, И.С. Сексология / И.С. Кон. – М.: Академия, 2004. – 384 с.

71. Мещерякова, Е.В. Психология управления / Е.В. Мещерякова. – Минск: Вышэйшая школа, 2005.

72. Овчарова, Р.В Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. – М.: Академия, 1998. – 288 с.

73. Панкратов, Ф.Г. Рекламная деятельность / Ф.Г. Панкратов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2000. – 342 с.

74. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2003. – 448 с.

75. Психология менеджмента: учебник для вузов / под ред. Г.С. Никифорова. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2004.

76. Психология управления. Хрестоматия: учебное пособие для факультетов: психологических, экономических и менеджмента / ред.-сост. Райгородский Д.Я. – Самара: Бахрам-М, 2006.

77. Пирожков, В.Ф. Криминальная психология / В.Ф. Пирожков. – Москва, 2001. – 765 с.

78. Руководство по сексологии / под ред. С.С. Либиха. – СПб.: Питер, 2001. – 475 с.

79. Семаго, Н.Я Теория и практика оценки психического развития ребенка / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – СПб.: Речь, 2006 – 384 с.

80. Тёлле Р. Психиатрия с элементами психотерапии / Р. Тёлле. – Минск: Выш. Шк., 1999.

Специализация «Педагогическая психология»

81. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. – М.: Академия, 2002. – 208 с.

82. Андреева, Т.В. Семейная психология: учебное пособие / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2005. – 244 с.

83. Антология гендерной теории / под общ. ред. Е.И. Гаповой и А.Р. Усмановой. – Минск: Пропилеи, 2000. – 383 с.

84. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн – СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2001. – 318 с.

85. Бурменская, Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – М.: Академия, 2002.

86. Воспитание трудного ребёнка: дети с девиантным поведением: уч.-метод. пос. / под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.

87. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для пед. вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова; под ред. М.В. Гамезо. – М.: Пед. об-во России, 2003. – 508 с.

88. Гилинский, Я. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения / Я. Гилинский, В. Афанасьев. – СПб.: Питер, 1993. – 153 с.

89. Практическая психология образования: учебное пособие 4-е изд. / под редакцией И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2009 – 400 с.

90. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб.: 1999. – 2-е изд. – 368 с.

91. Истратова, И.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / И.Н. Истратова. – Ростов-на/Д: Феникс, 2009. – 349 с.

92. Крупенин, А.Л. Эффективный учитель / А.Л. Крупенин, И.М. Крохина. – Ростов н/Д: Феникс, 1995. – 480 с.

93. Кон, И.С. Введение в сексологию / И.С. Кон. – М.: Медицина, 1989. – 336 с.

94. Минухин, С. Техники семейной терапии / С. Минухин, Ч. Фишман. М.: Изд-во Института Психотерапии, 1998.

95. Немов, Р.С. Психология. Книга 2. Психология образования / Р.С. Немов // Психология. Книга 2. – Психология образования – М.: Владос, 2005 – 608 с.

96. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. – М.: Академия, 2003.

97. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.

98. Петрова, Р.Г. Гендерология и феминология: учебное пособие / Р.Г. Петрова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 232 с.

99. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1998. – 214 с.

100. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000.

101. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе / А.И. Савенков. – М.: Академия, 2000. – 232 с.

102. Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности / И.С. Сергеев. – СПб.: Питер, 2004. – 316 с.

103. Системная семейная психотерапия / под ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб.: Питер, 2002.

104. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников / В.Г. Степанов. – М.: Академия, 2002.

105. Хозиева, М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию / М.В. Хозиева. – СПб.: Речь, 2002.

106. Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции / О.В. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал