![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Память как процесс переработки информации
1965, Во, Норман – теория двойственности (=двухкомпонентная модель строения памяти) У повторения 2 функции: передача информации из кратковременной памяти в долговременную и удержание информации в кратковременной памяти. Информация может утрачиваться (забываться) только из кратковременной памяти.
повторение
входная стимуляция
Забывание П.П. – первичная память (кратковременная); В.П – вторичная память (долговременная). 1969, Аткинсон, Шиффрин – трехкомпонентная модель строения памяти (=теория множественности).
з
УКВП – ультракратковременная память (сенсорное хранение). Забывание связано с каждым из трех блоков (причины разные). Информация может циркулировать из КВП в ДВП и наоборот + стрелка из УКВП в ДП.
4 процесса, свойственные каждой из структур (УКВП, КВП, ДВП)– компонентные, бессознательные, автоматические (от стимула к субъекту): 1. Процесс ввода информации (кодирования) 2. Хранение информации 3. Извлечение информации 4. Забывание (утрата) информации
Ультракратковременная память (УКВП) = сенсорное хранилище. Основная функция – воспринимать и опознавать информацию. · Ввод и кодирование: кодирование модально-специфическое (в какой модальности информацию получили, в той она и хранится). · Хранение: объем ограничивается только способностями человека и особенностями ситуации (не видим то, что за спиной). Время хранения (для слух модальности – от 250 милисекунд до 4 сек, для зрительной модальности, для зрительной – от 250 милисекунд до 2 сек). · Извлечение: считывание без поиска · Забывание: причины: угасание со временем, маскировка (зашумление) другой информацией.
Кратковременная память (КВП). Главная функция – удержать часть задачи, создать некоторое рабочее пространство для ее решения. · Ввод и кодирование: информация вводится, когда мы направляем на нее внимание. Считается, что информация в КВП преимущественно перекодируется в акустико-артикуляционный код, потому что нам так легче повторять. *анализируются ошибки, которые делают люди, когда воспроизводят информацию. Они связаны чаще всего со звучанием букв при воспроизведение, а буквы показывались визуально* · Хранение: Время хранения – обычно называется 30 сек (условно). Объем – классический вариант – 7+\-2 элемента (есть данные, что 3-5). Во, Норман – метод зонда: каждому испытуемому последовательно предъявляли ряд чисел, состоящий из 16 элементов, при этом одно из чисел встречалось 2 раза. Задача: какое число стояло перед зондом (то число, которое встреч 2 раза), когда она встретилась первый раз. Чем ближе к концу последовательности встречался зонд, тем лучше воспроизводилось нужное число. · Извлечение: Спернберг, эксперимент был связан с хронометрированием. Человеку показывали на экране набор из цифр от 1 до 6. Потом возникала 1. Надо было ответить, была ли она в предыдущей последовательности или нет. Если цифра была 1-2, то тратилось меньше времени на ответ. Человек тратит 400милисекунд+(30мс x n), где n-количество цифр в ряду. · Забывание: причины: – угасание со временем; - отсутствие повторений; - смещение (выталкивание) информации новой (при маскировки информация не уходит)
Долговременная память (ДВП). Главная функция – кумулятивная (=накопление и усиление действия). Э. Тулвинг (1927 – род.) по происхождению из Эстонии, начал работать в Канаде, потом в Америке. Один из самых известных исследователей памяти. Он разделили долговременную память на декларативную (память знаний) и процедурную (память навыков и умений). Декларативную память он разделил на эпизодическую (память о событиях нашей жизни, датированных во времени; плохо структурирована) и семантическую (наш умственный тезаурус. Обобщенные знания о мире; память о словах, правилах, событиях, идеях. Хорошо организована). · Ввод и кодирование: кодирование преимущественно семантическое. · Хранение: объем трудно установить, он индивидуален. Со временем то же (память живет столько же, сколько человек или меньше). · Извлечение: поиск, который имеет множество форм (не просто перебор) · Забывание: причины: - интерференция или со стороны нового материала (тогда это ретроактивное торможение (просят вспомнить старый адрес, мы говорим новый)), или со стороны старого материала (это проактивное торможение (просят назвать номер телефона, а мы называем старый)); - отсутствие нужного ключа (на отдыхе встречаем человека, лицо которого нам кажется знакомы, но не можем вспомнить); - мотивированное забывание (забываем информацию, приносящую нам сильные негативные эмоции); - угасание со временем (если долго не пользуемся, отсутствует повторение). Теория уровней переработки информации (Крейк, Локхарт). Направлена на то, чтобы описать процессы. Которые происходят в памяти. Авторы теории выделяют в памяти разнонаправленные процессы (от стимула к субъекту и от субъекта к стимулу). Сознательные процессы – от субъекта к стимулу. Память – некоторый континуум. Информация может перерабатываться субъектом на разных уровнях, это может быть поверхностный уровень – физические признаки объекта, а может быть семантически уровень, там выделяются содержательные признаки объекта. говорили, что чем глубже информация закодирована, тем легче она воспроизводится из памяти. Испытуемому бегущей строкой на экране показывали 40 в 1ой группе и 60 во второй. Надо было нажимать кнопку, когда показывали слова с большой буквы, во 2-ой группе нужно нажимать на кнопку, если слово рифмуется с прилагательным, которое дано было заранее. Потом испытуемых обеих групп просили воспроизвести слова. при которых они наживали на кнопку, во 2ой группе результаты были лучше, т.е. 2ой группе надо было перекодировать инф-цию, в 1 гр. этого не требовалось. Так постепенно с глубиной переработки улучшалось качество воспроизведения.
Как сейчас подходят к анализу кратковременной памяти. В 80-х годах 20 века А.Бэддели высказал идею о том, что оперативная (рабочая) память утроена сложнее, чем мы представляем. Но перед учеными постоянно стоял вопрос, что такое кратковременная память: активированное подмножество ДВП или отдельная структура. Бэддели включил в эту структуру следующие блоки: - центральный исполнитель (главный блок, который контролирует распределение внимания между другими блоками) и осуществляет сложное преобразование информации. - Визуально-пространственная матрица, в ней 2 подсистемы: пространственная подсистема (хранит информацию о локализации объектов в пространстве) и зрительная подсистема (хранит информацию о форме (зрительный характеристиках) стимула). - Фонологическая петля (хранилище для речевого материала на 1, 5 – 2 секунды, обеспечивает процессы артикуляции) - эпизодический буфер (функция – синтез информации из визуально-пространственной матрицы и фонологической петли, строит на этой основе целостный эпизод, связывает ее с ДВП).
3 декабря 2012г.
|