![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мышление и творчество.
Творчество – когнитивная деятельность, которая ведет к новому или необычному видению проблемы. До сих пор не создано какой-то серьезной теории, которая бы объясняла процесс творчества. В 1926 году Уоллес определил 4 этапа творческого процесса, с которыми до сих пор все согласны. 1. Подготовка – формулировка задачи и первые этапы ее решения + вся наша жизнь, база знаний, жизненный опыт. 2. Инкубация – отключение от задачи и переключение на какую-то другую деятельность. На уровне сознания как будто ничего не происходит. Периоды просветления часто следуют за периодами, когда мы как будто ничего не делаем (спит, отдыхаем, переключаемся). В 70-80-х гг. 20 века Познер пытался это объяснить (до него: отдохнул – и хорошо). Отдых помогает забыть ошибочные пути решения задач. Но инкубация не всегда ведет к просветлению. + нужна 3. Просветление – как будто интуитивное проникновение в смысл задачи. 4. Проверка. Уоллес просил известных ученых описать, как они сделали какое-то открытие.
Обучение творчеству. 1978, Хэйес: творческие способности можно развить. Как? 1. Развить базу знаний человека, т.е. увеличить объем информации, который будет храниться в памяти человека. 2. Создать человеку подходящую атмосферу для творчества (в этом – национальная специфика) (для него это: чтобы я мог идеи генерировать, и никто не смеялся). 3. Поиск аналогий. Возможно, человек такой тип задач, которые надо решить, уже когда-то решал. Если человек умеет искать аналогии, он этим воспользуется.
Интеллект (Стенберг) – способность приобретать, воспроизводить и использовать знания для понимания конкретных и абстрактных понятий и отношений между объектами и идеями и использовать эти знания осмысленным способом. Способности, характеризующие человеческий интеллект ( Никерсон, Перкинс, Смит) 1. Способность классифицировать паттерны (т.е. способность подразделять неидентичные стимулы на классы) 2. Способность к научению, т.е. к адаптивному изменению поведения. 3. Способность к дедуктивному мышлению (Если все жители города Н любят вино, значит Х как житель города Н любит выпить вина) 4. Способность к индуктивному мышлению (Х любит выпить вина и он житель города Н. У тоже житель города Н и тоже любит выпить. Возможно, все жители города Н любят вино) 5. Способность разрабатывать и использовать концептуальные модели. У человека складываются определенные модели о том, как устроен мир. (Если мы в комнате играем с ребенком в мяч. Мяч закатился под кровать. Мы ожидаем, что именно этот мяч выкатится, а не другой. Иначе – странно). Общаясь с людьми, мы всегда исходим из концептуальных моделей устройства мира определенным образом. (Мы вряд ли со своим парикмахером начнем разговаривать на хинди, даже если и знаем хинди). Многие наши знания о мире не приобретенные, а выводные. 6. Способность понимать (анализировать задачи и находить пути для их решения). Гилфорд создал теорию интеллекта – факторная теория интеллекта: интеллект в виде куба, который описывал 120 факторов интеллекта (позже 150), представленные в трех гранях куба: операции продукты и конкретное содержание. Пример заданий: рассыпанные слова; задача на выпадение из ряда.
|