Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Р.Ф. Альбиков, 2014






РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

00.0054.01.01

 

 

Рабочий учебник

Фамилия, имя, отчество студента _______________

Факультет____________________________________

 

 

АЛЬБИКОВ Р.Ф.

 

 

КОНСТИТУЦИОННОЕ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ) ПРАВО

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

 

 

МОДУЛЬ 1

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И КАТЕГОРИИ КОНСТИТУЦИОННОГО (ГОСУДАРСТВЕННОГО) ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

 

 

МОСКВА – 2014


АВТОР: кандидат юридических наук, доцент Р.Ф. Альбиков

 

Конституционное (государственное) право зарубежных стран

Модуль 1. Основные положения и институты теории конституционного (государственного права зарубежных стран.

Модуль 2. Основы конституционно-правового статуса высших органов государственной власти и управления в зарубежных странах.

Модуль 3. Основы конституционного (государственного)права отдельных стран.

 

МОДУЛЬ 1

В модуле излагаются основные положения теории конституционного права зарубежных стран, понятие и сущность основ конституционного строя зарубежных стран, форм правления, основ правового статуса личности, форм государственного (политико-территориального) устройства, дается общая характеристика структуры и основ гражданского общества в зарубежных государствах.

 

 

Для студентов Российского нового университета

00.0054.01.01

Р.Ф. Альбиков, 2014


содержание

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.. 39

 

ЛИТЕРАТУРА.. 42

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.. 43

 


 

НАУЧНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР СОДЕРЖАНИЯ МОДУЛЯ

БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ

В модуле излагаются основные положения конституционного (государственного) права зарубежных стран: понятие конституционного (государственного) права как самостоятельной отрасли права, науки и учебной дисциплины, устанавливается взаимосвязь иностранного конституционного права с другими отраслями российского права, ана­лизируются его принципы, определяются особенности конституционных правоотношений и дается характеристика их субъектов.

 

Тема №1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, НАУКА, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1.1 Конституционное (государственное) право зарубежных стран как отрасль права

Термин «конституционное право» имеет три значения: отрасль дейст­вующего права, наука, учебная дисциплина. Как отрасль права оно представляет собой систему юридических норм, содержащихся в конституциях и конституционных законах, регулирующих группу обще­ственных отношений (прежде всего основы устройства общества и госу­дарства, правового положения личности). Наука это совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституцион­ного права, изложенных в книгах, статьях, научных докладах.

Конституци­онное право регулирует основы социально-экономической структуры об­щества, его политической системы, духовной жизни и правового статуса личности. В социально-экономической сфере конституционное право оп­ределяет основы отношений собственности, социальную роль государст­ва и др., в политической сфере – создание и роль политических партий, избирательных объединений, организацию государства и т.д., в духовной сфере конституционное право может допускать плюрализм (множест­венность) идеологий, а может закреплять одну из них в качестве офици­альной либо господствующей. Важнейшая часть конституционного права – основы правового положения личности: конституционные права, обязанности, их гарантии.

Нормы конституционного права регулируют основы право­вого статуса личности, принципы общественного и государственного строя, форму государства, способы осуществления представительной и непосредственной демократии (избирательную систему, референдум), организацию и деятельность законодательной, исполнительной и судеб­ной власти, основы местного самоуправления и управления.

Место конституционного права в системе права зарубежных стран. Все главные сферы общественной жизни и их основы в комплексе регулируются только конституционным правом. Остальные отрасли права касаются лишь отдельных сторон или хотя и принципиальных, но отдельных вопросов (например, собственность в гражданском праве, ох­рана природы в экологическом праве). Регулируя в комплексе основы жизни общества, конституционное право тем самым играет централь­ную, ведущую роль во всей правовой системе. Нормы конституционного права, особенно конституций, являются исходными для других отраслей права, развиваются в этих отраслях.

Нормы конституци­онного права, как и другие правовые нормы, – это общеобязательные правила, установленные нормативными правовыми ак­тами и обеспечиваемые государственным при­нуждением. В некоторых правовых семьях такие нормы создаются путем судебного прецедента, конституционного обычая или не обеспечиваются судебной защитой. Боль­шинство норм конституционного права, будучи тесно связанными с властеотношениями, имеют предписывающий, запрещающий, обязывающий характер. Они повелевают лишь определенное поведение (нормы-веле­ния). Реже использу­ются нормы-дозволения (они широко применяются и являются основны­ми лишь при регулировании основ правового статуса личности). В целом в конституционном праве доминируют отношения субординации (подчи­нения), отношения же координации (согласования) применяются реже.

В конституционном праве много и норм-принципов, реализация кото­рых имеет опосредованный характер. Они получают свое развитие и наполняются конкретным содержанием в других статьях конституции, в актах иных отраслей права, в деятельности органов государства. Структура норм конституционного права тоже имеет свои особеннос­ти. Санкции в нормах конституционного права встречаются редко (они обычно содержатся нормативных правовых актах других отраслей права), как правило, носят политический характер: отставка правительства, отреше­ние от должности президента и т.д.

Институты конституционного права в зарубежных странах Нормы конституционного права соединяются в отдельные группы. Такие объединения норм образуют ин­ституты конституционного права. Институт конституционного права – это система согласованных норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения в пределах данной отрасли права. Институты конституционного права в зарубежных странах в общем совпадают с институтами, которые закрепляются в отраслевом законодательстве: институты экономической системы общества, социальной системы, политической системы, основ духовной жизни об­щества, правового статуса личности, формы государства, избирательно­го права, референдума, парламента, главы государства, правительства, местного самоуправления и др.

Конституционно-правовые отношения и субъекты этих отно­шений в зарубежных странах. В результате юридических фактов на основе действия норм конституционного права между различными сто­ронами возникают конституционно-правовые отношения. Их участники называются субъектами конституционного права. В число субъектов конституционно-правовых отношений обычно включаются: 1) социальные и националь­ные общности (народ, являющийся источником власти, нации и иные этнические группы, имеющие право на самоопределение, классы в стра­нах тоталитарного социализма и др.); 2) государство и его составные части (субъекты федерации, особые административные районы, заморские территории, графства и т.п.); 3) основные органы государства (глава государст­ва, император, президент, парламент, кабинет министров, народный защитник и т.д.); 4) общественные объединения и коллективы граждан публичного ха­рактера, т.е. те, которые участвуют в политике (партии, группы избирателей и др.); 5) депутаты представи­тельных органов; 6) органы местного самоуп­равления (советы графств, мэры городов); 7) индивиды (граждане, иностранцы, беженцы, лица без гражданства, бипатриды и др.).

Источниками конституционного права в зарубежных странах являются нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения. Главным источником данной от­расли права в подавляющем большинстве стран служит конституция – основ­ной закон. К источникам также относятся: 1) законы – конституционные, органические, обыкновенные, чрезвычайные; 2) внутригосударственные публично-правовые договоры; 3) регламенты парламентов и их палат, устанавливающие внутрен­нюю организацию и процедуру работы парламентов; 4) акты главы государства и исполнительной власти (указы мо­нархов, декреты президентов, постановления правительства, акты мини­стров и др.); 5) акты органов конституционного контроля; 6) судебные прецеденты; 7) конституционный обычай; 8) религиозные источники ( вотдельных государствах); 9) правовая доктрина; 10) международно-правовые акты.

На локальном уровне – в субъектах федерации, автономных образо­ваниях – действуют свои источники конституционного права (напри­мер, конституции штатов в США, конституция Автономной Республики Крым на Украине). В городах не­редко имеются свои городские уставы, хартии городов, регулирующие местное самоуправление.

1. 2 Развитие науки конституционного права зарубежных стран

Наука изучает действие конституционного права, реализацию его норм, обнаруживает законо­мерности его развития, формулирует практические советы с целью со­вершенствования норм и конституционно-правовых отношений. Исследование конституционного права зарубежных стран – это изу­чение определенных сторон мирового опыта.

Первоначально некоторые идеи конституционного значения (об уст­ройстве общества и государства) были высказаны в сочинениях писате­лей древнего мира (греческих мыслителей – Платона, Аристотеля и др., римских авторов – Цицерона, Гая и др.). В средние века также публиковались работы, содержащие отдельные рассуждения, свя­занные с проблемами конституционного права (например, сочинения Фомы Аквинского). Сюда можно отнести и произведения некоторых му­сульманских юристов, переиздаваемые в наши дни (например, труд аль-Маварди о властных нормах, династическая теория развития общества Ибн Хальдуна).

Становление основных идей конституционного права, зарождение соответствующей науки связано с периодом крушения феодального абсо­лютизма и деятельностью блестящей плеяды просветителей (главным образом в Великобритании; Франции, США). Представители «третьего сословия» и выразители общенародных интересов Г.Гроций, Ш.Л. Мон­тескье, Д.Локк, Ж.Ж. Руссо и другие сформулировали многие положе­ния, которые легли в основу современного конституционного права. Эти идеи нашли воплощение в первых конституционных докумен­тах: в Декларации независимости США 1776 г., конституции США 1787г во французской Декларации прав человека и гражданина 1789г.

В XIX в. большое влияние на развитие науки конституционного права оказали научные труды У.Беджгота, А.Дайси в Великобритании, Ж.-П. Эсмена во Франции, В.Лабанда в Германии, У.Уиллоуби в США. В середине XIX в. зародилось также марксистское направление в изучении конституцион­ного права. В конце XIX – начале XX в. заметный вклад в развитие конституци­онного права внесли французы Л.Дюги, М.Ориу, итальянцы В.Орландо, В.Парето и Г.Моски, американцы Д.Брайс и С.Лоу, немцы Г.Еллинек, Макс Вебер и др.

В настоящее время известными представителями зарубежной науки конституционного права являются: во Франции – Ж.Бюрдо, М.Дюверже, Б.Шантебу, Д.Лаврофф, П.Гонидек, Ж.Конак; в Великобритании Д.Макинтош, Д.Маршалл, П.Бромхед, А.Дженнингс; в США – Л.Трайб, Д.Эптер, Ш.Х. Нахмод, С.Хантингтон; в Канаде – Ф.Снайдер; в Италии – Дж. ди Верготти и др.

В России развитию теории конституционного права зарубежных стран В.Н. Дурденевским, Г.С. Гурвичем, И. Д.Левиным и др.

В дальнейшем исследованиями конституционного права зарубежных стран занима­лись М.А.Крутоголов, Б.С.Крылов, В.В.Маклаков, А.А. Мишин, Б.А.Страшун, В.А. Ту­манов, В.Е. Чиркин и ряд других известных российских ученых.

1.3 Конституционное право зарубежных стран – учебная дисциплина

Изучение конституционного права зарубежных стран, в том числе путем самоподготовки, призвано повысить правовую культуру граждан, научить их широкому подходу к конституционной действительности, ис­пользованию опыта зарубежных стран в своей практической деятельнос­ти. Знание положительных и отрицательных сторон тех или иных конститу­ционно-правовых институтов, применяемых в зарубежных странах, по­зволяет правильно и всесторонне оценивать предлагаемые меры, приме­нять такие способы правового регулирования, которые доказали свою полезность в сходных условиях, и, напротив, отвергнуть институты, ока­завшиеся непродуктивными. Курс конституционного права зарубежных стран состоит из Общей и Особенной частей. В первой – Общей части изучаются основные институ­ты конституционного права в зарубежных странах в обобщенном и срав­нительном плане. В Особенной – основы конституционного права отдельных стран: крупных государств мира, представителей раз­личных правовых систем.

Тема 2. Основы теории конституции

2.1 Понятие, значение, структура и сущность конституции

Термин «конституция» (от латинского слова constitutio – установление, утверждение) получил свое наименование по названию одного из видов декретов римских императоров. В конституционном праве термин «конституция употребляется в двух основных значениях: конституция фактическая конституция и юридическая. Фактическая конституция – это реально существующие основы общественно-политического строя, действительное положение личности в той или иной стране. Конституция юридическая – это документ, основной закон (несколько основных законов) имеющий высшую юридическую силу, принимаемый и изменяемый особом порядке, регулирующий в большем или меньшем объеме основы социально-экономического строя, политической системы, правового статуса личности, духовной жизни общества, т.е. имеющий особый объект регулирования. Если возникает противоречие между принципами конституции и фактическим положением, характеризующим основные параметры общественного и государственного строя, конституция становится фиктивной.

Высшая юридическая сила конституции означает, что все осталь­ные законы, иные акты, правоприменительная практика должны соответ­ствовать ей, иначе они недействительны. Особый порядок принятия конституции обычно предполагает принятие конституции специально созываемым для этого учредительным собранием, другим высшим пред­ставительным органом (парламентом) квалифицированным большинст­вом голосов (2/3, 3/5 и т.д.) всего состава парламента, референдумом или иными способами, обладающими особой авторитетностью.

Юридическая конституция может пред­ставлять собой один документ (это консолидированная, или кодифициро­ванная, конституция). Законодательный акт, составляющий консолидиро­ванную конституцию, чаще всего так и называется - конституция.

В некоторых государствах под конституцией понимается совокупность зако­нов, судебных прецедентов и неписаных конституционных обычаев (Ве­ликобритания, Новая Зеландия). Законы, считающиеся частью такой конституции (Великобритания - более 300), принимаются не в осо­бом порядке (квалифицированным большинством), а обычным способом.

Конституции обычно состоят из преамбулы (введения), глав (разде­лов, частей), статей, которые в свою очередь могут делиться на пункты, обозначенные цифровой или буквенной нумерацией, параграфы. Завершается конституция переходными и заключительными главами (разделами), кото­рые предусматривают преемственность государственной власти, поря­док создания новых органов. Во многих конституциях есть приложения, содержащие схемы, образцы, различные перечни (например, полномо­чий федерации и субъектов), текст клятвы президента и др.

В современной теории права конституцию рассматривают не только как юридический, но и как политический и идеологический документ. Ее сущность как юридического документа состоит в тех качествах конституции: в ее предмете регулирования, ее высшей юридической силе, как юридической основы национального законодательства, в повы­шенной стабильности. Основной закон имеет социальное и юридическое содержание. Социальное содержание конституции – это конкретизация ее социальной сущности. По своему характеру конституции могут быть демократическими, авторитарными и тоталитарными.

2.2 Разработка, принятие и изменение конституции

Существуют различные способы подготовки проекта конституции. В редких случаях проект от начала до конца создается специально образо­ванным учредительным собранием или действующим парламентом. Ведущую роль обычно играет конституционный комитет (комиссия), который создается представительным органом и фактически разрабатывает проект. В некоторых странах конституционные комиссии для разработки про­екта основного закона создавались не представительными органами, а президентами или правительствами. Такими комиссиями были разрабо­таны проекты конституций Франции 1958 г. (вынесенный затем на рефе­рендум, минуя парламент), Греции 1975 г. В ФРГ проект конституции 1949 г. был подготовлен Парламентским советом, состоявшим из предста­вителей региональных парламентов, и утвержден командованием окку­пационных войск. Одним из наиболее демократичных спосо­бов принятия конституции считается принятие ее специально избран­ным для этой цели учредительным собранием. Учредительным собранием (с разными названиями) приняты конституции Туниса 1956г., Намибии 1990г., Болгарии 1991 г. и др.

Некоторые конституции приняты парламентами, провозгласивши­ми себя для этой цели учредительными собраниями (в Шри-Ланке 1972 г., Нидерландах 1983 г., Бразилии 1988 г., в Замбии 1992 г.). Конституции нередко принимаются путем референдума – общего­сударственного голосования избирателей (Франция 1958 г., Египет 1971 г., Филиппины 1986 г., Алжир 1996 г. и др.).

В некоторых странах конституции были приняты фактически воен­ными властями, провозгласившими переход таким путем к гражданско­му правлению. В ряде монархических государств происходило октроирование конституций: они даровались монархом своему народу (Иордания в 1952 г., Непал в 1962 г., Свазиленд в 1978 г., Саудовская Аравия в 1992 г. и др.).

Предложение о внесении поправок требует соблюдения определен­ных условий. Если проект обычного закона в ряде стран может внести один член парламента, то проект об изменении конституции вносится только главой государства, правительством, определенной группой депу­татов (в Турции – 1/3 всего состава парламента), субъектами федера­ции (в Бразилии – половиной штатов) и т.д. до 20% избирателей, участ­вовавших в последних выборах губернатора штата. Как правило, поправка должна быть принята не простым, а квалифи­цированным большинством в каждой палате парламента (2/3 общего числа голосов в Австрии, Италии, Нидерландах и др., 3/5 – в Греции, Испании) или (что реже) на совместном заседании палат (3/5 голосов во Франции). После того как парламент принял поправку к конституции, в некото­рых федерациях его решение должно быть утверждено определенным большинством субъектов федерации (в США – 3/4). Во Франции указанные 3/5 голосов конгресса (совместного заседания палат) – это тоже утверждение решений палат.

2.3 Виды конституций

Классификация конституций по социальным признакам. В основу классификации могут быть положены социаль­ные признаки: характер закрепляемого основным законом общественно­го строя и природа политической власти: полуфеодально-теократические конституции (например, конституции Брунея, Катара, Саудовской Ара­вии), конституции капиталистического общества, конституции тотали­тарного социализма и постсоциалистические конституции. По признаку демократичности конституций раз­личаются демократические, авторитарные и тоталитарные. По структуре: на консолидированные, неконсолидированные и др. В зависимости от формы различаются два вида конституций: писа­ные и неписаные. Писаная конституция – это особый законодательный акт или несколько нередко разновременных актов (Финлян­дия, Швеция). Неписаная конституция – это совокупность различ­ных законов, судебных прецедентов и обычаев (конвенциональных норм). По порядку издания конституции зарубежных стран подразделя­ются на: октроированные (дарованные); принятые представительным органом (учредительным собранием, парламентом); одобренные на ре­ферендуме. Октроированные конституции издаются властью главы го­сударства без участия представительных органов.

По способу изменения различаются «гибкие» и «жесткие» конститу­ции. «Гибкими» называют те из них, которые изменяются в том же поряд­ке, что и другие законы (такова, например, неписаная конституция Вели­кобритании). Для внесения изменений в «жесткие» конституции требу­ются особые условия, указанные выше (квалифицированное большинст­во голосов, двойной вотум, утверждение на референдуме и др.).

В зависимости от периода действия конституции бывают постоян­ными и временными. В зависимости от цели принятия: различают конституции программно­го характера и констатирующие. Различают также конституции федеративных государств, унитарных государств, субъектов федерации. В редких слу­чаях конституции имеются в автономиях политического характера (на­пример, Автономная Республика Крым на Украине).

2.4 Институт конституционного контроля

Конституционный контроль — это особый вид правоохрани­тельной деятельности в государстве, заключающийся в провер­ке соответствия законов и иных нормативных актов конститу­ции данной страны. Эта форма контроля предполагает, что соответствующие органы, должностные лица, обнаружив нару­шающий конституционные нормы акт, правомочны своей вла­стью отменить его. Признание закона (или его части) некон­ституционным приводит к отмене или объявлению его недей­ствующим.

Существуют специализированные и неспециализированные органы, ко­торые обязаны не допускать применения законов и других актов, проти­воречащих конституции, а в некоторых странах – воспрепятствовать их изданию. Специализированный конституционный контроль (надзор) – важнейший способ защиты конституции юридическими средствами. Вместе с тем возможны непосредствен­ные, неюридические способы защиты конституции. Особую роль играет конституционный контроль – судебный, специальных органов, a в некоторых странах (Франция) – контроль со стороны административных судов.

В ряде стран некоторые функции конституционного контроля выпол­няет президент, который в соответствии с основным законом является гарантом конституции (Франция и др.). Особое значение имеет судебный и квазисудебный конституционный контроль. В большинстве стран англосаксонской системы права (Австра­лия, Индия, Канада, США и др.) эту функцию выполняют общие суды, т е. те суды, основная цель которых состоит в рассмотрении уголовных и гражданских дел. В других – только высшими судами (Гана, Шри-Ланка, Эстония), а в федерациях – также высшими судами штатов (Индия, Канада, Малай­зия). В ряде стран функции конституционного контроля (надзора) вверены специальному органу – конституционному суду (Германия, Италия и др.). В некоторых странах функции конституционного суда выполняет специализирован­ная палата конституционных гарантий, конституционного право­судия, действующая отдельно или в составе верховного суда (Колумбия, Перу и др.).

В Казахстане, Марокко, Сенегале, Тунисе, Франции создаются кон­ституционные советы (конституционные суды). Конституционные советы формируются, как правило, без участия судейского корпуса. В некоторых странах они назначаются пре­зидентами, во Франции треть состава совета назначает президент и по трети – председатели обеих палат парламента. В некоторых мусульманских странах создаются конституционно-ре­лигиозные советы. В Иране конституционный контроль осуществляет своеобразный орган наблюдательный совет, состоящий из 12 человек: шести богословов, назначенных руководителем государства (высшим ду­ховным лицом), и шести юристов, предложенных парламентом. Наблю­дательный совет следит за соответствием законов не столько конститу­ции 1979 г., сколько Корану.

Помимо конституционного надзора на эти органы возлагаются обыч­но и другие функции: наблюдение за правильностью проведения рефе­рендумов, объявление их результатов (Франция), рассмотрение кон­фликтов по вопросам компетенции между центральными и областными органами (Испания), рассмотрение по существу обвинений, выдвинуто парламентом против президента республики (Италия), толкование конституций и представление заключений высшим органам государства по конституционным вопросам и др. Если исчерпа­ны все способы защиты конституционных прав в своей стране, граждане могут обращаться в международные органы, и международные суды. Подробнее об условиях такого обращения говорится в главе, посвящен­ной правовому статусу личности.

Конституционный контроль называется предварительным, когда уполномоченные на то органы дают свои заключения о соответствии конституции тех или иных актов до вступления их в силу. Последующем конституционном контроле спор о конституционности того или иного акта рассматривается лишь после того, как этот акт вступил в силу (Германия, Индия, США, Филиппины и др.).

Различают конкретный и абстрактный конституционный кон­троль. В первом случае решение выносится по конкретному делу, во втором оно не связано с таким делом (например, суд дает толкование определенной правовой нормы по запросу группы депутатов). Бывает обязательный и факультативный контроль (обязательному подлежат определенные виды законов, например органические законы во Франции до их подписания президентом), решающий и консультативный кон­троль (в последнем случае решение не обязательно для соответствующе­го органа).

Тема 3. Конституционно-правовые основы общественного (государственного) строя

3.1 Понятие общественного строя

Общественный строй (государственный) стройорганизация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемая государством и правом. Общественный строй постоянно находится под воздействием государства, которое создается обществом для защиты своих общих интересов, в частности для охраны общественного строя. Но государство приобретает самостоятельность и зачастую становится над обществом, подчиняя интересы общества интересам аппарата государственной власти, располагающего мощными средствами принуждения. Государство оказывает воздействие на общественный строй своей политикой, то есть организованной и целенаправленной деятельностью государственных органов, учреждений и должностных лиц.

Структура общественного строя складывается из четырех основных подсистем, которые сами представляют собой системы общественных отношений в соответствующих сферах жизни общества. Такими подсистемами являются:

а) экономические отношения,

б) социальные отношения (в узком смысле слова),

в) духовно-культурные отношения,

г) политические отношения.

Каждая подсистема тесно взаимодействует с остальными подсистемами общественного строя, причем это именно взаимодействие, а не одностороннее воздействие одной подсистемы (например, экономической) на другие. Взаимодействие подсистем в значительной своей части входит в предмет правового регулирования, а основные его принципы регулируются конституционным правом.

Государство воздействует на общественный строй прежде всего посредством правового регулирования общественных отношений – установления или санкционирования правовых норм и обеспечения их реализации. В большинстве же конституций нормы, регулирующие основы общественного строя, рассредоточены по разным главам и разделам и в значительной своей части находятся в главах и разделах, регулирующих права и свободы человека и гражданина, где они устанавливают обязанности государства (вообще учреждений публичной власти) проводить политику, обеспечивающую реализацию соответствующих прав и свобод. Сколь бы подробным ни было конституционно-правовое регулирование отношений, составляющих общественный строй, оно не может и не должно быть исчерпывающим. Поэтому конституционно-правовым институтом является не общественный строй в целом, а лишь основы общественного строя, то есть предмет соответствующих конституционно-правовых норм составляют лишь основополагающие экономические, социальные, духовно-культурные и политические общественные отношения. При этом политические общественные отношения регулируются обычно более широко, чем остальные.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал