Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Р.Ф. Альбиков, 2014Стр 1 из 3Следующая ⇒
РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
00.0054.01.01
Рабочий учебник Фамилия, имя, отчество студента _______________ Факультет____________________________________
АЛЬБИКОВ Р.Ф.
КОНСТИТУЦИОННОЕ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ) ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»
МОДУЛЬ 1
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И КАТЕГОРИИ КОНСТИТУЦИОННОГО (ГОСУДАРСТВЕННОГО) ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
МОСКВА – 2014 АВТОР: кандидат юридических наук, доцент Р.Ф. Альбиков
Конституционное (государственное) право зарубежных стран Модуль 1. Основные положения и институты теории конституционного (государственного права зарубежных стран. Модуль 2. Основы конституционно-правового статуса высших органов государственной власти и управления в зарубежных странах. Модуль 3. Основы конституционного (государственного)права отдельных стран.
МОДУЛЬ 1 В модуле излагаются основные положения теории конституционного права зарубежных стран, понятие и сущность основ конституционного строя зарубежных стран, форм правления, основ правового статуса личности, форм государственного (политико-территориального) устройства, дается общая характеристика структуры и основ гражданского общества в зарубежных государствах.
Для студентов Российского нового университета 00.0054.01.01 Р.Ф. Альбиков, 2014 содержание
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.. 39
ЛИТЕРАТУРА.. 42 ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.. 43
НАУЧНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР СОДЕРЖАНИЯ МОДУЛЯ БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ В модуле излагаются основные положения конституционного (государственного) права зарубежных стран: понятие конституционного (государственного) права как самостоятельной отрасли права, науки и учебной дисциплины, устанавливается взаимосвязь иностранного конституционного права с другими отраслями российского права, анализируются его принципы, определяются особенности конституционных правоотношений и дается характеристика их субъектов.
Тема №1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, НАУКА, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1.1 Конституционное (государственное) право зарубежных стран как отрасль права Термин «конституционное право» имеет три значения: отрасль действующего права, наука, учебная дисциплина. Как отрасль права оно представляет собой систему юридических норм, содержащихся в конституциях и конституционных законах, регулирующих группу общественных отношений (прежде всего основы устройства общества и государства, правового положения личности). Наука это совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституционного права, изложенных в книгах, статьях, научных докладах. Конституционное право регулирует основы социально-экономической структуры общества, его политической системы, духовной жизни и правового статуса личности. В социально-экономической сфере конституционное право определяет основы отношений собственности, социальную роль государства и др., в политической сфере – создание и роль политических партий, избирательных объединений, организацию государства и т.д., в духовной сфере конституционное право может допускать плюрализм (множественность) идеологий, а может закреплять одну из них в качестве официальной либо господствующей. Важнейшая часть конституционного права – основы правового положения личности: конституционные права, обязанности, их гарантии. Нормы конституционного права регулируют основы правового статуса личности, принципы общественного и государственного строя, форму государства, способы осуществления представительной и непосредственной демократии (избирательную систему, референдум), организацию и деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти, основы местного самоуправления и управления. Место конституционного права в системе права зарубежных стран. Все главные сферы общественной жизни и их основы в комплексе регулируются только конституционным правом. Остальные отрасли права касаются лишь отдельных сторон или хотя и принципиальных, но отдельных вопросов (например, собственность в гражданском праве, охрана природы в экологическом праве). Регулируя в комплексе основы жизни общества, конституционное право тем самым играет центральную, ведущую роль во всей правовой системе. Нормы конституционного права, особенно конституций, являются исходными для других отраслей права, развиваются в этих отраслях. Нормы конституционного права, как и другие правовые нормы, – это общеобязательные правила, установленные нормативными правовыми актами и обеспечиваемые государственным принуждением. В некоторых правовых семьях такие нормы создаются путем судебного прецедента, конституционного обычая или не обеспечиваются судебной защитой. Большинство норм конституционного права, будучи тесно связанными с властеотношениями, имеют предписывающий, запрещающий, обязывающий характер. Они повелевают лишь определенное поведение (нормы-веления). Реже используются нормы-дозволения (они широко применяются и являются основными лишь при регулировании основ правового статуса личности). В целом в конституционном праве доминируют отношения субординации (подчинения), отношения же координации (согласования) применяются реже. В конституционном праве много и норм-принципов, реализация которых имеет опосредованный характер. Они получают свое развитие и наполняются конкретным содержанием в других статьях конституции, в актах иных отраслей права, в деятельности органов государства. Структура норм конституционного права тоже имеет свои особенности. Санкции в нормах конституционного права встречаются редко (они обычно содержатся нормативных правовых актах других отраслей права), как правило, носят политический характер: отставка правительства, отрешение от должности президента и т.д. Институты конституционного права в зарубежных странах Нормы конституционного права соединяются в отдельные группы. Такие объединения норм образуют институты конституционного права. Институт конституционного права – это система согласованных норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения в пределах данной отрасли права. Институты конституционного права в зарубежных странах в общем совпадают с институтами, которые закрепляются в отраслевом законодательстве: институты экономической системы общества, социальной системы, политической системы, основ духовной жизни общества, правового статуса личности, формы государства, избирательного права, референдума, парламента, главы государства, правительства, местного самоуправления и др. Конституционно-правовые отношения и субъекты этих отношений в зарубежных странах. В результате юридических фактов на основе действия норм конституционного права между различными сторонами возникают конституционно-правовые отношения. Их участники называются субъектами конституционного права. В число субъектов конституционно-правовых отношений обычно включаются: 1) социальные и национальные общности (народ, являющийся источником власти, нации и иные этнические группы, имеющие право на самоопределение, классы в странах тоталитарного социализма и др.); 2) государство и его составные части (субъекты федерации, особые административные районы, заморские территории, графства и т.п.); 3) основные органы государства (глава государства, император, президент, парламент, кабинет министров, народный защитник и т.д.); 4) общественные объединения и коллективы граждан публичного характера, т.е. те, которые участвуют в политике (партии, группы избирателей и др.); 5) депутаты представительных органов; 6) органы местного самоуправления (советы графств, мэры городов); 7) индивиды (граждане, иностранцы, беженцы, лица без гражданства, бипатриды и др.). Источниками конституционного права в зарубежных странах являются нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения. Главным источником данной отрасли права в подавляющем большинстве стран служит конституция – основной закон. К источникам также относятся: 1) законы – конституционные, органические, обыкновенные, чрезвычайные; 2) внутригосударственные публично-правовые договоры; 3) регламенты парламентов и их палат, устанавливающие внутреннюю организацию и процедуру работы парламентов; 4) акты главы государства и исполнительной власти (указы монархов, декреты президентов, постановления правительства, акты министров и др.); 5) акты органов конституционного контроля; 6) судебные прецеденты; 7) конституционный обычай; 8) религиозные источники ( вотдельных государствах); 9) правовая доктрина; 10) международно-правовые акты. На локальном уровне – в субъектах федерации, автономных образованиях – действуют свои источники конституционного права (например, конституции штатов в США, конституция Автономной Республики Крым на Украине). В городах нередко имеются свои городские уставы, хартии городов, регулирующие местное самоуправление. 1. 2 Развитие науки конституционного права зарубежных стран Наука изучает действие конституционного права, реализацию его норм, обнаруживает закономерности его развития, формулирует практические советы с целью совершенствования норм и конституционно-правовых отношений. Исследование конституционного права зарубежных стран – это изучение определенных сторон мирового опыта. Первоначально некоторые идеи конституционного значения (об устройстве общества и государства) были высказаны в сочинениях писателей древнего мира (греческих мыслителей – Платона, Аристотеля и др., римских авторов – Цицерона, Гая и др.). В средние века также публиковались работы, содержащие отдельные рассуждения, связанные с проблемами конституционного права (например, сочинения Фомы Аквинского). Сюда можно отнести и произведения некоторых мусульманских юристов, переиздаваемые в наши дни (например, труд аль-Маварди о властных нормах, династическая теория развития общества Ибн Хальдуна). Становление основных идей конституционного права, зарождение соответствующей науки связано с периодом крушения феодального абсолютизма и деятельностью блестящей плеяды просветителей (главным образом в Великобритании; Франции, США). Представители «третьего сословия» и выразители общенародных интересов Г.Гроций, Ш.Л. Монтескье, Д.Локк, Ж.Ж. Руссо и другие сформулировали многие положения, которые легли в основу современного конституционного права. Эти идеи нашли воплощение в первых конституционных документах: в Декларации независимости США 1776 г., конституции США 1787г во французской Декларации прав человека и гражданина 1789г. В XIX в. большое влияние на развитие науки конституционного права оказали научные труды У.Беджгота, А.Дайси в Великобритании, Ж.-П. Эсмена во Франции, В.Лабанда в Германии, У.Уиллоуби в США. В середине XIX в. зародилось также марксистское направление в изучении конституционного права. В конце XIX – начале XX в. заметный вклад в развитие конституционного права внесли французы Л.Дюги, М.Ориу, итальянцы В.Орландо, В.Парето и Г.Моски, американцы Д.Брайс и С.Лоу, немцы Г.Еллинек, Макс Вебер и др. В настоящее время известными представителями зарубежной науки конституционного права являются: во Франции – Ж.Бюрдо, М.Дюверже, Б.Шантебу, Д.Лаврофф, П.Гонидек, Ж.Конак; в Великобритании Д.Макинтош, Д.Маршалл, П.Бромхед, А.Дженнингс; в США – Л.Трайб, Д.Эптер, Ш.Х. Нахмод, С.Хантингтон; в Канаде – Ф.Снайдер; в Италии – Дж. ди Верготти и др. В России развитию теории конституционного права зарубежных стран В.Н. Дурденевским, Г.С. Гурвичем, И. Д.Левиным и др. В дальнейшем исследованиями конституционного права зарубежных стран занимались М.А.Крутоголов, Б.С.Крылов, В.В.Маклаков, А.А. Мишин, Б.А.Страшун, В.А. Туманов, В.Е. Чиркин и ряд других известных российских ученых. 1.3 Конституционное право зарубежных стран – учебная дисциплина Изучение конституционного права зарубежных стран, в том числе путем самоподготовки, призвано повысить правовую культуру граждан, научить их широкому подходу к конституционной действительности, использованию опыта зарубежных стран в своей практической деятельности. Знание положительных и отрицательных сторон тех или иных конституционно-правовых институтов, применяемых в зарубежных странах, позволяет правильно и всесторонне оценивать предлагаемые меры, применять такие способы правового регулирования, которые доказали свою полезность в сходных условиях, и, напротив, отвергнуть институты, оказавшиеся непродуктивными. Курс конституционного права зарубежных стран состоит из Общей и Особенной частей. В первой – Общей части изучаются основные институты конституционного права в зарубежных странах в обобщенном и сравнительном плане. В Особенной – основы конституционного права отдельных стран: крупных государств мира, представителей различных правовых систем. Тема 2. Основы теории конституции 2.1 Понятие, значение, структура и сущность конституции Термин «конституция» (от латинского слова constitutio – установление, утверждение) получил свое наименование по названию одного из видов декретов римских императоров. В конституционном праве термин «конституция употребляется в двух основных значениях: конституция фактическая конституция и юридическая. Фактическая конституция – это реально существующие основы общественно-политического строя, действительное положение личности в той или иной стране. Конституция юридическая – это документ, основной закон (несколько основных законов) имеющий высшую юридическую силу, принимаемый и изменяемый особом порядке, регулирующий в большем или меньшем объеме основы социально-экономического строя, политической системы, правового статуса личности, духовной жизни общества, т.е. имеющий особый объект регулирования. Если возникает противоречие между принципами конституции и фактическим положением, характеризующим основные параметры общественного и государственного строя, конституция становится фиктивной. Высшая юридическая сила конституции означает, что все остальные законы, иные акты, правоприменительная практика должны соответствовать ей, иначе они недействительны. Особый порядок принятия конституции обычно предполагает принятие конституции специально созываемым для этого учредительным собранием, другим высшим представительным органом (парламентом) квалифицированным большинством голосов (2/3, 3/5 и т.д.) всего состава парламента, референдумом или иными способами, обладающими особой авторитетностью. Юридическая конституция может представлять собой один документ (это консолидированная, или кодифицированная, конституция). Законодательный акт, составляющий консолидированную конституцию, чаще всего так и называется - конституция. В некоторых государствах под конституцией понимается совокупность законов, судебных прецедентов и неписаных конституционных обычаев (Великобритания, Новая Зеландия). Законы, считающиеся частью такой конституции (Великобритания - более 300), принимаются не в особом порядке (квалифицированным большинством), а обычным способом. Конституции обычно состоят из преамбулы (введения), глав (разделов, частей), статей, которые в свою очередь могут делиться на пункты, обозначенные цифровой или буквенной нумерацией, параграфы. Завершается конституция переходными и заключительными главами (разделами), которые предусматривают преемственность государственной власти, порядок создания новых органов. Во многих конституциях есть приложения, содержащие схемы, образцы, различные перечни (например, полномочий федерации и субъектов), текст клятвы президента и др. В современной теории права конституцию рассматривают не только как юридический, но и как политический и идеологический документ. Ее сущность как юридического документа состоит в тех качествах конституции: в ее предмете регулирования, ее высшей юридической силе, как юридической основы национального законодательства, в повышенной стабильности. Основной закон имеет социальное и юридическое содержание. Социальное содержание конституции – это конкретизация ее социальной сущности. По своему характеру конституции могут быть демократическими, авторитарными и тоталитарными. 2.2 Разработка, принятие и изменение конституции Существуют различные способы подготовки проекта конституции. В редких случаях проект от начала до конца создается специально образованным учредительным собранием или действующим парламентом. Ведущую роль обычно играет конституционный комитет (комиссия), который создается представительным органом и фактически разрабатывает проект. В некоторых странах конституционные комиссии для разработки проекта основного закона создавались не представительными органами, а президентами или правительствами. Такими комиссиями были разработаны проекты конституций Франции 1958 г. (вынесенный затем на референдум, минуя парламент), Греции 1975 г. В ФРГ проект конституции 1949 г. был подготовлен Парламентским советом, состоявшим из представителей региональных парламентов, и утвержден командованием оккупационных войск. Одним из наиболее демократичных способов принятия конституции считается принятие ее специально избранным для этой цели учредительным собранием. Учредительным собранием (с разными названиями) приняты конституции Туниса 1956г., Намибии 1990г., Болгарии 1991 г. и др. Некоторые конституции приняты парламентами, провозгласившими себя для этой цели учредительными собраниями (в Шри-Ланке 1972 г., Нидерландах 1983 г., Бразилии 1988 г., в Замбии 1992 г.). Конституции нередко принимаются путем референдума – общегосударственного голосования избирателей (Франция 1958 г., Египет 1971 г., Филиппины 1986 г., Алжир 1996 г. и др.). В некоторых странах конституции были приняты фактически военными властями, провозгласившими переход таким путем к гражданскому правлению. В ряде монархических государств происходило октроирование конституций: они даровались монархом своему народу (Иордания в 1952 г., Непал в 1962 г., Свазиленд в 1978 г., Саудовская Аравия в 1992 г. и др.). Предложение о внесении поправок требует соблюдения определенных условий. Если проект обычного закона в ряде стран может внести один член парламента, то проект об изменении конституции вносится только главой государства, правительством, определенной группой депутатов (в Турции – 1/3 всего состава парламента), субъектами федерации (в Бразилии – половиной штатов) и т.д. до 20% избирателей, участвовавших в последних выборах губернатора штата. Как правило, поправка должна быть принята не простым, а квалифицированным большинством в каждой палате парламента (2/3 общего числа голосов в Австрии, Италии, Нидерландах и др., 3/5 – в Греции, Испании) или (что реже) на совместном заседании палат (3/5 голосов во Франции). После того как парламент принял поправку к конституции, в некоторых федерациях его решение должно быть утверждено определенным большинством субъектов федерации (в США – 3/4). Во Франции указанные 3/5 голосов конгресса (совместного заседания палат) – это тоже утверждение решений палат. 2.3 Виды конституций Классификация конституций по социальным признакам. В основу классификации могут быть положены социальные признаки: характер закрепляемого основным законом общественного строя и природа политической власти: полуфеодально-теократические конституции (например, конституции Брунея, Катара, Саудовской Аравии), конституции капиталистического общества, конституции тоталитарного социализма и постсоциалистические конституции. По признаку демократичности конституций различаются демократические, авторитарные и тоталитарные. По структуре: на консолидированные, неконсолидированные и др. В зависимости от формы различаются два вида конституций: писаные и неписаные. Писаная конституция – это особый законодательный акт или несколько нередко разновременных актов (Финляндия, Швеция). Неписаная конституция – это совокупность различных законов, судебных прецедентов и обычаев (конвенциональных норм). По порядку издания конституции зарубежных стран подразделяются на: октроированные (дарованные); принятые представительным органом (учредительным собранием, парламентом); одобренные на референдуме. Октроированные конституции издаются властью главы государства без участия представительных органов. По способу изменения различаются «гибкие» и «жесткие» конституции. «Гибкими» называют те из них, которые изменяются в том же порядке, что и другие законы (такова, например, неписаная конституция Великобритании). Для внесения изменений в «жесткие» конституции требуются особые условия, указанные выше (квалифицированное большинство голосов, двойной вотум, утверждение на референдуме и др.). В зависимости от периода действия конституции бывают постоянными и временными. В зависимости от цели принятия: различают конституции программного характера и констатирующие. Различают также конституции федеративных государств, унитарных государств, субъектов федерации. В редких случаях конституции имеются в автономиях политического характера (например, Автономная Республика Крым на Украине). 2.4 Институт конституционного контроля Конституционный контроль — это особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны. Эта форма контроля предполагает, что соответствующие органы, должностные лица, обнаружив нарушающий конституционные нормы акт, правомочны своей властью отменить его. Признание закона (или его части) неконституционным приводит к отмене или объявлению его недействующим. Существуют специализированные и неспециализированные органы, которые обязаны не допускать применения законов и других актов, противоречащих конституции, а в некоторых странах – воспрепятствовать их изданию. Специализированный конституционный контроль (надзор) – важнейший способ защиты конституции юридическими средствами. Вместе с тем возможны непосредственные, неюридические способы защиты конституции. Особую роль играет конституционный контроль – судебный, специальных органов, a в некоторых странах (Франция) – контроль со стороны административных судов. В ряде стран некоторые функции конституционного контроля выполняет президент, который в соответствии с основным законом является гарантом конституции (Франция и др.). Особое значение имеет судебный и квазисудебный конституционный контроль. В большинстве стран англосаксонской системы права (Австралия, Индия, Канада, США и др.) эту функцию выполняют общие суды, т е. те суды, основная цель которых состоит в рассмотрении уголовных и гражданских дел. В других – только высшими судами (Гана, Шри-Ланка, Эстония), а в федерациях – также высшими судами штатов (Индия, Канада, Малайзия). В ряде стран функции конституционного контроля (надзора) вверены специальному органу – конституционному суду (Германия, Италия и др.). В некоторых странах функции конституционного суда выполняет специализированная палата конституционных гарантий, конституционного правосудия, действующая отдельно или в составе верховного суда (Колумбия, Перу и др.). В Казахстане, Марокко, Сенегале, Тунисе, Франции создаются конституционные советы (конституционные суды). Конституционные советы формируются, как правило, без участия судейского корпуса. В некоторых странах они назначаются президентами, во Франции треть состава совета назначает президент и по трети – председатели обеих палат парламента. В некоторых мусульманских странах создаются конституционно-религиозные советы. В Иране конституционный контроль осуществляет своеобразный орган наблюдательный совет, состоящий из 12 человек: шести богословов, назначенных руководителем государства (высшим духовным лицом), и шести юристов, предложенных парламентом. Наблюдательный совет следит за соответствием законов не столько конституции 1979 г., сколько Корану. Помимо конституционного надзора на эти органы возлагаются обычно и другие функции: наблюдение за правильностью проведения референдумов, объявление их результатов (Франция), рассмотрение конфликтов по вопросам компетенции между центральными и областными органами (Испания), рассмотрение по существу обвинений, выдвинуто парламентом против президента республики (Италия), толкование конституций и представление заключений высшим органам государства по конституционным вопросам и др. Если исчерпаны все способы защиты конституционных прав в своей стране, граждане могут обращаться в международные органы, и международные суды. Подробнее об условиях такого обращения говорится в главе, посвященной правовому статусу личности. Конституционный контроль называется предварительным, когда уполномоченные на то органы дают свои заключения о соответствии конституции тех или иных актов до вступления их в силу. Последующем конституционном контроле спор о конституционности того или иного акта рассматривается лишь после того, как этот акт вступил в силу (Германия, Индия, США, Филиппины и др.). Различают конкретный и абстрактный конституционный контроль. В первом случае решение выносится по конкретному делу, во втором оно не связано с таким делом (например, суд дает толкование определенной правовой нормы по запросу группы депутатов). Бывает обязательный и факультативный контроль (обязательному подлежат определенные виды законов, например органические законы во Франции до их подписания президентом), решающий и консультативный контроль (в последнем случае решение не обязательно для соответствующего органа). Тема 3. Конституционно-правовые основы общественного (государственного) строя 3.1 Понятие общественного строя Общественный строй (государственный) строй – организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемая государством и правом. Общественный строй постоянно находится под воздействием государства, которое создается обществом для защиты своих общих интересов, в частности для охраны общественного строя. Но государство приобретает самостоятельность и зачастую становится над обществом, подчиняя интересы общества интересам аппарата государственной власти, располагающего мощными средствами принуждения. Государство оказывает воздействие на общественный строй своей политикой, то есть организованной и целенаправленной деятельностью государственных органов, учреждений и должностных лиц. Структура общественного строя складывается из четырех основных подсистем, которые сами представляют собой системы общественных отношений в соответствующих сферах жизни общества. Такими подсистемами являются: а) экономические отношения, б) социальные отношения (в узком смысле слова), в) духовно-культурные отношения, г) политические отношения. Каждая подсистема тесно взаимодействует с остальными подсистемами общественного строя, причем это именно взаимодействие, а не одностороннее воздействие одной подсистемы (например, экономической) на другие. Взаимодействие подсистем в значительной своей части входит в предмет правового регулирования, а основные его принципы регулируются конституционным правом. Государство воздействует на общественный строй прежде всего посредством правового регулирования общественных отношений – установления или санкционирования правовых норм и обеспечения их реализации. В большинстве же конституций нормы, регулирующие основы общественного строя, рассредоточены по разным главам и разделам и в значительной своей части находятся в главах и разделах, регулирующих права и свободы человека и гражданина, где они устанавливают обязанности государства (вообще учреждений публичной власти) проводить политику, обеспечивающую реализацию соответствующих прав и свобод. Сколь бы подробным ни было конституционно-правовое регулирование отношений, составляющих общественный строй, оно не может и не должно быть исчерпывающим. Поэтому конституционно-правовым институтом является не общественный строй в целом, а лишь основы общественного строя, то есть предмет соответствующих конституционно-правовых норм составляют лишь основополагающие экономические, социальные, духовно-культурные и политические общественные отношения. При этом политические общественные отношения регулируются обычно более широко, чем остальные.
|