Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальные и политические отношения
Под социальной системой понимается система социальных отношений, сложившаяся и развивающаяся в данном обществе. Поддержанию существующей социальной системы, плавному ее развитию способствует право в целом, и в первую очередь конституционное право. Политические отношения, образующие в своей совокупности политическую систему, – это отношения, связанные с функционированием политической власти в обществе, концентрированным выражением которой является государственная власть. Вообще власть – это такое общественное отношение, которое характеризуется способностью и возможностью одних людей или групп (властвующих) добиваться осуществления своей воли другими людьми или группами (подвластными). Политическая власть – это власть определенной группы людей (элиты) над всем обществом, характеризуемая использованием в случае неповиновения насильственных принудительных средств. Поскольку это власть над обществом (его частью), то она является публичной властью. Осуществляется политическая власть через посредство ряда политических институтов, регулируемых обычно в той или иной мере конституционным правом. Политическая система определяется как универсальная управляющая система социально общества, компоненты которой объединяются в диалектически противоречивое, но целостное образование. Политическая система регулирует производство и распределение социальных благ между различными общностями и личностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее. Выделяют социалистические, буржуазно-демократические и буржуазно-авторитарные политические системы, политические системы в странах социалистической и капиталистической ориентации, однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы и т.д. Наиболее признанным является деление политических систем на демократические, авторитарные и тоталитарные. ТЕМА 4 ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННО ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 4.1 Правовые системы зарубежных стран и правовой статус личности Начиная с французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., большинство конституций стран мира содержат нормы вышеназванных правовых документов. К числу неотчуждаемых прав человека относят обычно право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психическую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и др. Права гражданина связаны с фактом гражданства, принадлежности лица к определенному государству, политическому сообществу. Это права личности как члена политического сообщества, они связаны с актами и действиями государственных органов. К их числу относятся избирательные права, право на объединение в политические партии, право на участие в управлении делами государства и социально-экономические права). Конституции многих стран различают также обязанности человека (например, соблюдать законы страны пребывания) и обязанности гражданина (например, обязательная воинская служба). В современных условиях некоторые основы правового статуса личности, а в определенных аспектах и гражданина (например, по вопросам избирательного права) в значительной степени определяются международным правом, его общепризнанными принципами и нормами. Нормы международного права по вопросу о правах человека могут действовать и через внутреннее право, если они имплементированы (включены) в законодательство страны (в ряде случаев международное право предусматривает такую имплементацию для государств, подписавших и ратифицировавших соответствующие международные документы). 4.2 Институт гражданства Правовое положение лица зависит прежде всего от его статуса: гражданин, иностранец (гражданин другого государства), лицо без гражданства, лицо с множественным (частный случай – с двойным) гражданством. Особый статус могут иметь также беженцы (не граждане государства их пребывания), вынужденные переселенцы (граждане), перемещенные лица и др. Наиболее широкими правами (включая политические, в том числе избирательные, право на объединение в политические партии, право на доступ к государственной службе) пользуются граждане данного государства, они же несут и наибольшие обязанности. Положение лиц без гражданства во многом аналогично положению иностранцев. В соответствии с действующим в большинстве стран законодательством лица без гражданства, как и иностранцы, могут быть принудительно высланы из страны (в отношении граждан применять такую меру новейшие конституции запрещают). Лица с множественным, двойным гражданством обладают правами и несут обязанности в соответствии с законодательством всех тех государств, гражданами которых они являются. В конституционном праве зарубежных стран употребляются два термина: гражданство иподданство. Гражданство характеризует принадлежность лица к определенному государству, его устойчивую правовую связь со своим государством, устанавливающая взаимные права и обязанности. Граждане государства также бывают неодинаковы по своему положению. Различаются урожденные в данной стране и натурализованные граждане, т.е. принятые в гражданство в соответствии с установленной законом процедурой. 4.3 Способы приобретения и утраты, гражданства Существуют два основных способа приобретения гражданства: по рождению – филиация (от латинского слова «филиус» – сын) и натурализация – прием в гражданство уполномоченными на то органами государства; обычно это делается от имени главы государства (президента, монарха). В свою очередь приобретение гражданства по рождению имеет два основания: право крови и право почвы. Первое означает приобретение ребенком гражданства родителей независимо от места его рождения. Принцип права почвы применяется к узкому кругу лиц, преимущественно к тем, гражданство родителей которых или родители которых неизвестны, а зачастую к родившимся на территории данной страны детям граждан другого государства, если только родители не находились в данной стране по службе (например, дипломаты). В большинстве стран законодательство предусматривает оба основания приобретения гражданства по рождению: и право крови, и право почвы. Натурализация возможна по закону (усыновление, в некоторых случаях вступление в брак), но обычно она осуществляется по заявлению. Существуют и другие способы приобретения гражданства: оптация (выбор гражданства той или иной страны в связи с переходом части территории от одного государства к другому или обретение частью территории прежнего государства независимости и суверенности); трансферт (переход территории сопровождается изменением гражданства без права выбора); регистрация (предполагает упрощенный порядок приобретения гражданства, если родители данного лица были или являются гражданами страны); восстановление гражданства (для бывших граждан данного государства). Эти способы также представляют собой индивидуальные (например, оптация) или коллективные (трансферт) разновидности натурализации. Утрата гражданства. Возможны два способа утраты гражданства: выход из гражданства и лишение гражданства. Выход из гражданства осуществляется по инициативе лица, которое подает заявление об этом. Экстрадиция (выдача лица от одного государства другому для следствия и суда) возможна в соответствии с международным договором или без него, но не допускается выдача лиц, обвиняемых в политических преступлениях. Обычно не выдаются собственные граждане за преступления против другого государства или его граждан: таких лиц судит свой суд. 4.4. Конституционный принцип равноправия граждан Конституционные права и свободы делятся на четыре группы: 1) права и свободы, выражающие равноправие граждан (например, равноправие граждан перед законом); 2) социально-экономические и культурные права, создающие юридические условия для активного участия личности в социально-экономической и культурной жизни общества (например, право на труд и свобода труда, право на использование достижений культуры); 3) политические права и свободы граждан, связанные с их участием в политической жизни общества, предоставляющие им возможность участия в управлении обществом и государством (например, свобода объединения, используемая, в частности, для давления на государственную власть); 4) личные права и свободы, гарантирующие свободу, неприкосновенность, достоинство личности. Установление законом неравных прав граждан не соответствует общечеловеческим ценностям и называется дискриминацией – различением в правах. Конституционные обязанности личности. Установленные конституциями основные обязанности могут относиться одновременно и к человеку, и к гражданину, а могут обязывать только гражданина. К первой группе относятся обязанности: соблюдать конституцию и законы (иностранец, как и гражданин, не может ссылаться на незнание закона); платить налоги (между многими государствами заключены соглашения об исключении двойного налогообложения, согласно которым на основе взаимности гражданин платит налоги в своей стране). Все лица обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Гарантии конституционных прав граждан зависят от уровня демократии, развития экономики, правовой культуры общества, от степени независимости судебной власти, от соразмерности установленных законом ограничений и других факторов. Эти гарантии принято подразделять на экономические, политические и юридические. ТЕМА 5 ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 5.1 Понятия формы государства и формы правления В конституционном праве зарубежных стран традиционно используются понятия, характеризующие форму государства: форма правления, форма государственного (территориально-политического) устройства, форма политического (государственного) режима. В ряде конституций (Турции 1982 г., Сальвадора 1983 г., Эфиопии 1987 г.) есть главы с названием «Форма государства». Некоторые конституции включают в качестве одной из характеристик формы государства участие населения в деятельности его органов, т.е. принцип обратных связей государственных органов с управляемыми. Форма государства – это комплексный институт конституционного права, представляющий собой внутренне согласованную систему норм, регулирующих в их единстве структуру и взаимоотношения основных органов государства (главы государства, парламента, правительства), территориально-политическое устройство, главные методы деятельности государственного аппарата и формы его обратной связи с населением. В теории государства и права используются различные классификации форм государства в зарубежных странах, в частности выделяются демократические государственные формы (например, Франция) и формы авторитарные (например, Индонезия). В конституционном праве для классификации форм государства может использоваться свой подход – с позиции теорий разделения властей и единства власти. Форма правления – это характеристика структуры и взаимоотношений органов законодательной и исполнительной власти или других основных органов государства в тех странах, где нет деления на законодательную, исполнительную, судебную власть, а принята концепция «республики советов». По традиции принято различать две основные формы правления: монархию и республику. Более детальная классификация создается в их рамках (дуалистическая монархия, президентская республика и др.). Термин «форма правления» содержится во многих основных законах стран мира. В некоторых конституциях этого термина нет, но всегда закрепляется главный принцип правления – монархия (например, конституция Испании 1978 г.) или республика (конституция Германии 1949 г.). Вместе с тем в современных условиях некоторые различия этих форм стираются. Возникают смешанные формы, в монархии появляются черты республики (периодическая, раз в пять лет, выборность монарха в Малайзии, «коллективный монарх» в ОАЭ), в республике складываются монархические элементы (пожизненные президенты); создаются полупрезидентские, полупарламентарные республики, сочетающие черты различных форм; даже абсолютная монархия все чаще принимает внешне конституционную оболочку (дарованные конституции, консультативные парламенты). 5.2 Монархия Монархия – это такая форма правления, когда главой государства является лицо, получающее и передающее свой государственный пост и особый почетный титул по наследству и пожизненно (король, император, султан и др.). Абсолютная монархия – форма правления, свойственная докапиталистическим стадиям развития, существует в нескольких странах. Нет в этой стране и парламента, правительство формируется королем, ответственно только перед ним, а премьер-министром обычно является сын, брат или другой родственник короля. В эмиратах Персидского залива – Бахрейне, Катаре, Кувейте, в ОАЭ, Саудовской Аравии есть конституции, но они, во-первых, дарованы монархами (в ОАЭ – Советом эмиров), а не приняты демократическим путем. Особое значение в системе управления в существующих ныне своеобразных абсолютных монархиях имеют семейный совет и мусульманская религия. Семейный совет состоит из членов правящей семьи, близких родственников короля и некоторых высших улемов, особо почитаемых знатоков Корана. В дуалистической монархии есть конституция (нередко она тоже даровалась народу монархом), парламент, без участия которого законы не могут приниматься. Однако правительство (совет министров) назначается монархом и ответственно только перед ним, но не перед парламентом. Фактически в такой монархии в результате влияния традиций, роли личности монарха, а также других, в том числе религиозных, факторов власть короля даже больше, чем это установлено конституцией. Некоторые монархии, которые по конституции ближе к парламентарным (Иордания, Марокко, Непал), являются на деле дуалистическими. В парламентарной монархии действует конституция, принятая демократическим путем, законодательной властью обладает избираемый парламент (по крайней мере, избирается его нижняя палата). Монарх юридически остается главой государства, но участия в управлении страной фактически не принимает. Конституция Японии 1946 г. (вступила в силу в 1947 г.) прямо запрещает ему это, в других странах (например, в Великобритании) монарх лишен властных полномочий на основе конвенциональных норм, сложившихся в порядке обычая в ходе государственной практики. Правительство в парламентарной монархии ответственно только перед парламентом. Правда, по конституции оно обычно назначается монархом, но такое назначение, как правило, – чисто формальный акт. В парламентарной монархии глава государства либо не имеет права вето по отношению к принятым парламентом законам и должен подписывать их, даже если у него имеются личные возражения (Япония), либо не применяет его (более трехсот лет монарх не применял вето в Великобритании, в результате чего сложилась конвенциональная норма неприменения вето). Особая форма парламентарной монархии существует в некоторых государствах – членах британского Содружества (Австралия, Канада, Новая Зеландия, Папуа – Новая Гвинея, Ямайка и др.). Считается, что их главой является британский монарх, который представлен в этих странах назначаемым им генерал-губернатором. На деле же кандидатуру генерал-губернатора называет местное правительство, а иногда его избирает местный парламент. 5.3 Республика Республика – форма правления, при которой главой государства является президент, избираемый на определенный срок из числа граждан, обладающих необходимыми качествами или цензами (определенный возраст, рождение в данной стране от граждан этого государства, обладание полными гражданскими и политическими правами и др.). Принято делить республики на президентские (например, США) и парламентарные (например, Индия). В президентской республике президент, как правило, избирается независимо от парламента (например, в Мексике прямым голосованием избирателей, в США – косвенным), хотя есть и исключения (в Суринаме одно время – 2/3 голосов парламента, в Египте кандидатуру президента на голосование избирателей может предложить только парламент). Президент назначает министров, как, например, в США или Бразилии, и в этом случае отдельного от президента правительства нет, существует кабинет президента, где министры имеют только совещательный голос. В некоторых президентских республиках он может назначить также премьер-министра. Президент свободен в подборе членов правительства и формирует по своему усмотрению. Суперпрезидентская республика. Вследствие особой роли главы государства, концентрации в его руках больших полномочий отдельные страны Латинской Америки давно получили название суперпрезидентских республик. Однако в последние десятилетия в Азии и Африке появились такие республики, где власть президентов была еще более усилена. Они являлись руководителями единственной легальной, а то и вообще единственной партии, провозглашенной конституцией в тех или иных формулировках руководящей силой общества и государства. Особой формой суперпрезидентской республики является такая форма правления, которая устанавливается во многих государствах в результате военных переворотов. Полупрезидентскими республиками являются некоторые страны СНГ. Согласно конституции Белоруссии 1996 г., правительство подотчетно президенту и ответственно перед парламентом (ст. 106). В соответствии со ст. 113 конституции Украины 1996 г. Кабинет министров ответствен перед президентом Украины, подконтролен и подотчетен Верховной раде (однопалатному парламенту). Парламентарная республика, особенно в ее «чистом» виде, распространена гораздо меньше, чем президентская. Это Австрия, Германия, Индия, Ирландия, Италия, Португалия и немногие другие страны. В парламентарной республике президент обычно избирается таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от народа (граждан-избирателей) и не мог противопоставлять себя парламенту, депутаты которого избираются непосредственно гражданами. Особая форма республики – теократическая республика, где правит мусульманское духовенство, – существует в Иране. В этой стране в соответствии с конституцией 1979 г. имеются избранные президент и парламент, но главную роль играет руководитель государства (рахбар). Этот пост создан с учетом традиций мусульманского фундаментализма и во многом напоминает организацию власти в идеальном мусульманском государстве – халифате. Пост Руководителя государства принадлежит высшему духовному лицу, которое подбирается мусульманским Советом экспертов. 5.4 Понятие и виды государственного режима Вместе с тем во всех конституциях есть нормы, относящиеся к тем или иным сторонам государственного режима, существует специальное законодательство, регулирующее его разные стороны. Эти нормы в совокупности образуют конституционно-правовой институт государственного режима. Государственный режим – это характеристика форм и методов осуществления государственной власти. В научной литературе существует множество классификаций политических режимов. Эти классификации зависят от оснований деления. С точки зрения конституционного права демократический государственный режим характеризуется следующими чертами: 1) признание политических прав и свобод в таком объеме, который обеспечивает возможности самостоятельного и активного участия граждан в определении государственной политики; 2) формирование основных высших органов государства (парламента, главы государства) путем всеобщих и свободных выборов; 3) разделение властей, ролевая автономия различных ветвей власти при системе их сдержек и противовесов и обеспечении взаимодействия; 4) обязательное и реальное участие в осуществлении государственной власти общегосударственного представительного органа; 5) свобода пропаганды любой политической идеологии, если она не призывает к насильственным действиям и не посягает на права других граждан. С позиций конституционного права авторитарный режим характеризуется следующими чертами: 1) политические права и свободы граждан признаются в ограниченном объеме. 2) переход политического руководства от одной партии к другой и формирование высших органов государства по конституции должны происходить на основе выборов, но сам выбор партий ограничен; 3) признается лишь ограниченный политический плюрализм, разрешаются только некоторые организации, причем на определенных условиях; 4) принцип разделения властей может провозглашаться, но не обеспечиваться реальными системами сдержек и противовесов; 5) плюрализм политической идеологии ограничен. С точки зрения характера институтов конституционного права тоталитарный режим характеризуется следующими чертами: 1) политические права и свободы граждан, возможность их самостоятельного и активного участия в определении государственной политики принципиально отвергаются концепцией вождизма; 2) переход политического руководства от одной партии к другой не может быть осуществлен путем выборов: обычно существует одна легальная партия; 3) политический плюрализм принципиально отвергается, политическая оппозиция не допускается, защита прав меньшинства не признается; 4) разделение властей отвергается, в конституциях в том или ином варианте фигурирует принцип единства власти; 5) единая обязательная политическая идеология. Вместе с тем в литературе по конституционному праву предложена специальная классификация государственных режимов. Различают следующие режимы: абсолютистский, министериальный, дуалистический, президентский, партократический, парламентарный. Тема 6 ФОРМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА ГОСУДАРСТВА 6.1 Понятие территориально-политического устройства государства и классификация его форм Под формой государственного устройства в теории права понимается территориальная организация государственной власти, территориальное устройство, взаимоотношение между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами власти. В литературе «формы территориально-политического устройства государства» и «формы территориально-политической организации государства» могут использоваться как синонимы. Принято различать три основные формы государственного устройства: унитарное государство, федерацию и третья форма – так называемое регионалистическое (конфедерация) государство (Италия, Испания и др.), но это в основном переходная форма, соединяющая некоторые черты унитаризма, автономии и федерализма. Конфедерация является союзом государств, в основном это международно-правовое объединение. Существуют и другие союзы и содружества государств (Европейский союз, британское Содружество, СНГ и т.д.), в отдельных из них тоже есть более (Европейский союз) или менее (СНГ) значительные элементы конституционно-правового регулирования. В созданном в 1996 г. Сообществе Белоруссии и России (в 1997 г. преобразовано в Союз) существуют общие органы, решения которых могут иметь обязательную силу для обоих государств. Формой территориально-политической организации государственности является также автономия, особенно политическая автономия, тем более если она создана на основе самоопределения этнических групп, национальных меньшинств. В последние десятилетия в некоторых странах (Испания, Италия и др.) сложилось так называемое регионалистское государство, сочетающее разнообразные элементы унитаризма, федерализма, автономии и являющееся, по существу, переходным от унитаризма к федерализму. 6.2 Унитарное государство Унитарное государство (от латинского слова «унус» – один) – это единое государство, состоящее не из государственных образований (штатов и т.д.), хотя в его составе могут быть и отдельные автономные государственные образования, а из административно-территориальных единиц – областей, провинций, губерний, которые затем делятся на районы, уезды, а последние – на общины, коммуны. Наиболее распространено деление типа область – район – община. В каждой из административно-территориальных единиц имеются органы управления: иногда государственные (назначенные сверху губернаторы), иногда избираемые органы местного самоуправления, иногда, как во Франции или на Украине, и те, и другие. В федеративных государствах административно-территориальное деление – это деление субъектов федерации, его устанавливают они сами. Мелкие субъекты (штаты, провинции, земли и др.) имеют в своем составе только один уровень административно-территориальных единиц – общинный, но в крупных субъектах бывает и два звена – районное и общинное. Наряду с административно-территориальными единицами в зарубежных государствах встречаются и другие территориальные образования. Формы унитарных государств. Унитарное государство состоит в основном из административно-территориальнх единиц, но в сложном унитарном государстве имеются автономные единицы. В простом унитарном государстве существует только административно-территориальное деление, автономных образований нет. По степени централизации принято различать централизованные, децентрализованные и относительно децентрализованные государства. В централизованном унитарном государстве во все звенья административно-территориального деления назначаются «сверху» чиновники для управления ими или такие чиновники утверждаются вышестоящими органами из числа кандидатур, предложенных местным собранием, местным представительным органом. В децентрализованном унитарном государстве нет назначенных на места (в административно-территориальные единицы) представителей правительства, обладающих общей компетенцией по управлению. На местах, в мелких административно-территориальных единицах, созываются сходы граждан, в более крупных избираются советы (Великобритания, штаты США, провинции Канады и др.). Относительно децентрализованное унитарное государство характеризуется тем, что в высших звеньях административно-территориального деления есть два органа: назначенный сверху чиновник общей компетенции (комиссар, префект) – представитель государственной власти и избранный населением совет – орган местного самоуправления. В децентрализованном унитарном государстве границы между административно-территориальными единицами, особенно среднего и низового уровня, изменяются по соглашению между ними, без участия центральных органов государства. В централизованном государстве такие изменения требуют согласия центра. Это относится иногда даже к изменению границ общин. 6.3 Автономия В широком смысле слова автономия в конституционном праве означает предоставление какой-либо части государства, нескольким частям, всем однопорядковым единицам, либо разнопорядковым административно-территориальным единицам внутреннего самоуправления, самостоятельности в решении местных вопросов. В большинстве случаев, однако, под автономией понимаются особые политико-территориальные единицы, созданные с учетом национального состава. Формы автономии - территориальная и экстерриториальная. Виды автономии конкретизируют ее форму. Так, территориальная автономия делится на национально-территориальную и обычную территориальную (региональную). Экстерриториальная - на персональную и корпоративную. Территориальная автономия, предусматриваемая национальным законодательством, это особая организация территориальных единиц в унитарном государстве, предполагающая наделение их решением центральной власти более широким кругом полномочий, чем имеют обычные административно-территориальные единицы. Автономным территориальным образованиям предоставляется большая степень самостоятельности в осуществлении властных полномочий, связанных с вопросами местного значения. Объем и значимость таких полномочий позволяет различать политическую (законодательную) и административную автономию. Другой смысл вкладывается в понятие национально-культурной автономии, которое означает предоставление национальным меньшинствам, рассеянным или не проживающим компактно, прав в отношении пользования своей культурой, языком, религией, возможностей вести свой образ жизни. Это форма автономии ориентирована на решение задачи обеспечения особых прав человека, связанных с его национальной принадлежностью, прав этнических групп и не связана с территорией. Национально-территориальная (областная) автономия помимо того, что является способом обеспечения самостоятельности территории, выступает средством национального самоопределения и осуществляется на территории компактного проживания соответствующего этноса. 6. 4 Федерация Термин «федерация» происходит от латинского слова «федераре», что означает «объединять», «укреплять союзом». В отличие от унитарного государства, которое целиком или в основе своей состоит из административно-территориальных единиц (как мы видели, в некоторых унитарных государствах есть также автономные образования), составными частями федерации являются государства-члены или государственные образования. Они называются по-разному: штаты (США, Индия и др.), земли (Австрия, Германия), провинции (Канада, Пакистан и др.), кантоны (Швейцария), эмираты (ОАЭ) и т.д. Первая группа федераций стала называться федерациями на основе союза или договорными федерациями. Субъекты такой федерации обязательно имели свои конституции, свое гражданство. Границы субъектов не могли быть изменены без их согласия. Вторая группа федераций – это федерации на основе автономии, или конституционные федерации. Субъекты таких федераций не обладают суверенитетом, зачастую не имеют собственных конституций, их границы иногда изменяются актами центральных органов (парламента). При этом мнение субъектов (штатов, провинций и т.д.) должно быть выслушано, но оно имеет лишь консультативный характер. Деление федераций на указанные две группы в современных условиях имеет преимущественно исторический характер. С точки зрения структуры различают симметричные и асимметричные федерации. В первом случае в состав федерации входят только однопорядковые субъекты (например, земли в Австрии, Германии, эмираты в ОАЭ), несубъектов – федеральных территорий, владений и др. – в ее составе нет. Абсолютно симметричная федерация предполагает полное равенство субъектов, их одинаковый статус и полномочия. На деле таких федераций нет. В Германии земли представлены неодинаково в верхней палате, в ОАЭ эмираты имеют неодинаковое представительство в однопалатном консультативном Национальном собрании. Различаются также интеграционные и деволюционные федерации. В первых при сохранении особенностей составных частей высока степень централизации, во вторых преобладает тенденция все большего учета специфики различных субъектов федерации, в связи с чем положение отдельных субъектов может быть не совсем одинаковым. В отечественной литературе первая группа обычно называется централизованными федерациями (к ней относится большинство федераций, основанных на автономии), вторая – относительно децентрализованными федерациями (к ней относится и часть федераций, основанных на автономии). Это различие определяется не столько путем анализа конституционных документов, сколько практической политикой, реальным положением дел. Подавляющее большинство федераций в зарубежных странах построено по территориальному признаку. Национальный момент не учитывался, а зачастую и не мог быть учтен. Германия, Мексика, Бразилия, ОАЭ, США, Швейцария построены по территориальному признаку. При создании некоторых из них учитывались исторические, а иногда экономические или географические факторы. Субъекты федерации часто имеют свои конституции (в США, Мексике – все штаты, в Танзании – только Занзибар, в Индии свой конституционный закон имеет штат Джамму и Кашмир), но в провинциях Канады и Пакистана, у штатов Венесуэлы конституций нет. В отличие от автономии субъекты федераций сами принимают свои конституции, которые не нуждаются в утверждении центральных органов (речь, разумеется, идет о тех федерациях, где субъекты имеют свои конституции). Субъекты федераций создают свои парламенты (кроме ОАЭ, где субъектами управляют абсолютные монархи – эмиры). Эти парламенты могут быть и однопалатными, и двухпалатными (в Индии, например, часть штатов имеют двухпалатные парламенты, а часть – однопалатные). Иногда субъекты федераций создают свои представительства в других государствах, но только с разрешения министерства иностранных дел. Такие представительства выполняют лишь задачи экономического и культурного, но не политического характера. Субъекты федераций представлены во второй палате федерального парламента, которая считается специфическим органом выражения их интересов. Они имеют в этой палате или равное представительство, независимо от численности населения (по 2 сенатора от каждого штата США, по 3 – в Бразилии), или неравное, которое зависит от численности населения, хотя и не пропорционально ему (например, от 3 до 6 от каждой земли в Германии, от 1 до 34 от каждого штата в Индии). Нет такого представительства в Танзании – там парламент однопалатный и действует иной порядок представительства субъектов в нем, в ОАЭ нет избираемого парламента, но есть консультативное однопалатное собрание при правительстве с разным представительством эмиратов. Наряду с субъектами в состав многих федеративных государств входят территориальные образования, не являющиеся субъектами федерации. Это федеральный округ – столица с прилегающими окрестностями (округ Колумбия со столицей Вашингтоном в США, столица Бразилиа в Бразилии, федеральный округ Абуджа в Нигерии и т.д.), федеральные территории (например, остров Гуам в США), федеральные владения (обычно это прибрежные острова, которые не населены или население которых имеет переменный состав – служба маяков, метеостанций и т.д.). В США есть так называемые ассоциированные государства – Пуэрто-Рико, Республика Маршалловых Островов, Соединенные Штаты Микронезии, Республика Палау. Число различного рода несубъектов невелико (9 в Австралии, 6 в Индии, 2 в Венесуэле и т.д.). Поскольку федеральные конституция и законы имеют верховенство, существует федеральный контроль за соблюдением конституции субъектами федерации. Обычный, регулярный контроль осуществляется конституционными и иными судами (контроль за соответствием актов субъектов федеральной конституции), действует контроль по линии исполнительной власти (в отличие от законодательных органов органы исполнительной власти в большинстве федераций подчинены по вертикали), применяется финансовый контроль (за правильным использованием субсидий федерации ее субъектами) и т.д. Вместе с тем во многих федерациях существуют чрезвычайные способы федерального контроля: введение чрезвычайного положения на территории субъекта (субъектов) федерации, президентское правление в субъектах, федеральное принуждение, институт федеральной интервенции (вмешательства), приостановление собственного управления субъекта федерации. Институт президентского правления особенно часто используется в Индии, где было уже более 100 случаев его применения. Президентское правление вводится целиком в штате или в группе штатов сроком на 2 месяца, а в крайнем случае – на 6 месяцев. Основанием для применения этой меры являются массовые беспорядки, исчезновение в штате конституционных властей, иные чрезвычайные обстоятельства (например, массовая коррупция в органах власти штата. Близкий к этому институт – федеральное принуждение по отношению к земле (землям) в Германии. При применении этой меры парламент земли (ландтаг) распускается, для управления землей назначается федеральный комиссар. Случаев применения федерального принуждения в Германии не было. Институт федеральной интервенции (вмешательства) в дела штатов предусмотрен конституциями латиноамериканских федераций – Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Мексики, а также конституцией Эфиопии 1994 г. В случае чрезвычайной ситуации в штате президент, привлекая армию, вправе сместить органы власти и управления штата, назначить для управления им своего представителя. Институт приостановления собственного (провинциального) управления субъекта федерации предусмотрен конституцией Папуа – Новой Гвинеи 1975 г. Приостановление собственного управления провинции – субъекта федерации – возможно в случаях коррупции в ее органах управления, развала управления, несоблюдения конституции. Конституции предусматривают необходимость контроля парламента за применением чрезвычайных мер в отношении субъектов федерации. В Бразилии, например, при применении федеральной интервенции должен быть в течение пяти дней созван парламент для контроля за действиями исполнительных органов. 6.5 Регионалистское государство Данная разновидность политико-территориального устройства может представлять собой территориальную автономию (большинство из 20 областей Италии), строиться с учетом бытовых особенностей населения и географических факторов (пять областей Италии) или создаваться на основе некоторых этнических, лингвистических, бытовых, исторических характеристик населения (Страна Басков, Андалузия и др. в Испании), но могут быть образованы и по смешанному – этническому и территориальному – признаку.Обычно эти государства рассматривают в качестве унитарных, но на деле они имеют особенности, которые отличают их от сложных унитарных государств, имеющих отдельные автономные образования, и одновременно от федераций. В регионалистском государстве автономные образования своих конституций не имеют, но в конституциях государств за ними закреплены определенные полномочия, для осуществления которых они издают местные законы. 6.6 Конфедерации, содружества, иные политико-территориальные образования Наряду с политико-территориальными образованиями, структура и органы которых регулируются конституционным правом, есть и такие, которые созданы на основе международных соглашений и регулируются в основном нормами международного права, но с элементами конституционно-правового регулирования. Традиционным образованием такого рода является конфедерация. В отличие от федерации это не союзное государство, а союз государств. Конфедерация может иметь свой парламент наряду с парламентами государств-членов, главу конфедерации наряду с главами государств-членов, обычно президентами, свое правительство, но в отличие от федерации акты общих органов не действуют непосредственно на территориях государств-членов. Незначительные элементы конституционно-правового регулирования имеет британское Содружество, поскольку в некоторых его членах (не во всех) главой государства считается британский монарх, представленный генерал-губернатором (например, в Австралии, Канаде, Ямайке). Указанные элементы присущи Европейскому союзу, особенно после 1993 г., когда усилились интеграционные процессы. У него есть, в частности, собственный парламент (Европарламент), избираемый непосредственно гражданами государств-членов, а не их парламентами, как это было сначала, есть свои исполнительные органы. Акты этих органов по некоторым вопросам обязательны для государств-членов. В меньшем объеме элементы конституционного регулирования присущи СНГ, в состав которого наряду в Россией входят 11 государств – бывших республик СССР (кроме прибалтийских), а также Содружеству четырех государств – Белоруссии, Казахстана, Киргизстана и России. Более высокая степень интеграции присуща созданному в 1996 г. Сообществу Белоруссии и России. Особый статус имеют колониальные и зависимые территории, находящиеся за пределами метрополии, а также резервации, находящиеся на территории метрополии. Зависимые территории (заморские департаменты и др.) – это остатки колониализма. К их числу, например во Франции, относятся заморские департаменты Реюньон, Гвиана, заморская территория Каледония и др. Заморские департаменты во многих отношениях приравнены к французским. Заморские территории имеют свое территориальное собрание, принимающее в соответствии с конституционным законом Франции 1992 г. местные законы, но большей властью обладает назначаемый правительством Франции губернатор. Великобритания сохранила некоторые мелкие колониальные владения (главным образом островные). Часть из них является так называемыми самоуправляющимися колониями (население избирает свои местные органы), другие управляются назначенными губернаторами. В некоторых странах существуют резервации для коренного населения. В Канаде, Колумбии, США это индейцы, в Австралии, Новой Зеландии – маори. Вопросы для самоконтроля 1. Какие значения имеет термин «конституционное (государственное) право»? 2. Чем конституционное право отличается по своему предмету и методу от других отраслей права? 3. Как строится система конституционного права? 4. Каковы характер и особенности конституционно–правовых отношений? 5. В чем специфика источников конституционного права? 6. Чем обусловлена и в чем проявляется ведущая роль конституционного права в правовой системе? 7. Каковы основные тенденции в развитии конституционного права и в чем они проявляются? 8. Чем занимается наука конституционного права? 9. Что представляет собой учебная дисциплина «Конституционное (государственное) право зарубежных стран»? Чем она отличается от науки? 10. Дайте определение конституции с юридической и социально–политической точек зрения. 11. Почему конституция является юридической базой текущего законодательства и актом высшей юридической силы? 12. Какие признаки положены в основу классификации конституций? 13. Чем органы политического конституционного контроля отличаются от органов судебного такого контроля? 14. Разграничьте понятия «права и свободы», «права человека» и «права гражданина». 15. Какова основа разграничения формулирования прав и свобод на позитивное и негативное? 16. Классификация права, свобод и обязанностей. 17. Назовите конституционные гарантии равноправия. 18. Что представляют собой конституционные гарантии прав и свобод? Какая разница в этом отношении между демократическими и социалистическими конституциями? 19. Каково значение гражданства для прав и свобод? 20. Что значит право на гражданство? 21. Дайте понятие филиации, натурализации, экспатриации, экстрадиции. 22. Что такое право на жизнь и физическую целостность? 23. Каковы проявления и гарантии личной свободы в конституционном праве? 24. В чем различие конституционного регулирования права на образование в демократических и социалистических странах? 25. Что такое общественный строй и каким образом его основы регулируются конституциями? 26. Что представляет собой конституционно–правовой институт экономической системы? 27. В чем различие между публичной и частной собственностью? В каких формах выступают оба типа собственности? Может ли орган публичной власти быть частным собственником? А должностное лицо? 28. В чем заключается социальная функция собственности? 29. Как современные конституции регулируют отношения между трудом и капиталом? 30. Какими конституционно–правовыми институтами регулируются национальные отношения? 31. Каковы современные тенденции в конституционно–правовом регулировании семейных отношений? 32. Как отражаются в современном конституционном праве проблемы экологии? 33. Каково современное конституционно–правовое регулирование общественных отношений в области образования, науки и культуры? 34. Как в конституциях регулируются проблемы религии? Каково соотношение понятий религии, вероисповедания, религиозной общины и церкви в современном конституционном праве? 35. каково конституционно–правовое регулирование политических систем в демократических и социалистических странах. 36. Что такое форма правления? Можно ли, определив форму правления, получить целостное представление об организации публичной власти в стране? 37. Чем различаются монархия и республика? В чем отличие выборной монархии от республики с пожизненным президентом? 38. Какие государственные режимы вы знаете? Как они соотносятся с формами правления? 39. В чем различие между парламентарными и дуалистическими формами правления, между парламентаризмом и дуализмом, парламентаризмом и министериализмом как государственными режимами? 40. Чем отличается советская республика от парламентарной? В чем суть партократического государственного режима? 41. Что такое государство? Какие значения этого понятия вам известны? В каких смыслах оно употребляется в источниках конституционного права зарубежных стран? 42. В чем смысл конституционных характеристик государства как демократического, социального, правового, светского? 43. В чем смысл конституционного установления принципов внутренней и внешней политики государства? 44. В чем различие между государственным механизмом и государственным аппаратом? 45. Как отличить государственный орган от государственного учреждения? Армия — орган или учреждение? А генеральный штаб? 46. Что такое политическая партия? Чем она отличается от других политических общественных объединений? 47. Каково различие между конфессиональными и клерикальными партиями? 48. В чем проявляется институционализация политических партий? 49. Что такое политический плюрализм? Как он соотносится с партийными системами? 50. Что представляют собой неполитические общественные объединения? Какова их политическая роль? Приведите примеры их институционализации. 51. Какова политическая роль СМИ? Каков их конституционно–правовой статус? 52. В чем сходство и различие таких конституционно–правовых институтов, как выборы, отзыв и референдум? 53. Для чего нужны выборы? Почему они используются для формирования не всех государственных органов? 54. Каковы основные принципы избирательного права? 55. Какая разница между избирателем и выборщиком? 56. Каковы необходимые признаки демократического избирательного процесса? 57. Какие вам известны виды избирательных единиц? В чем цель «избирательной геометрии» («географии») и в каких формах она проявляется? 58. Каким должно быть демократическое регулирование финансирования выборов? 59. Каковы преимущества и недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. 60. Почему институту отзыва депутата не получил широкого распространения? 61. Какие классификации и виды референдумов вам теперь известны?
Литература
|