![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бухгалтерский учет и анализ⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18
11.1. Структура бухгалтерского баланса. Типы изменений в балансе под влиянием хозяйственных операций. Суть балансового метода отражения информации сводится к тому, что отражение объектов учета в балансе имеет двойственный характер, в зависимости от его целевого назначения. Бухгалтерский баланс является важнейшим источником информации о финансово-хозяйственном состоянии экономического субъекта. Читая строки баланса можно узнать о том, что принадлежит организации на праве собственности и какова структура обязательств организации. Бухгалтерский баланс - это один из элементов методологической основы бухгалтерского учета. Графически баланс представляет собой вертикальную таблицу, где верхняя часть называется активом, а нижняя - пассивом. В активе баланса отражаются средства по составу и размещению, а в пассиве - средства по источникам формирования и целевому назначению. Изучив структуру актива бухгалтерского баланса организации, можно получить информацию о том, куда размещены средства организации, а также в качестве чего используется каждый вид средств. Изучение структуры пассива дает информацию о том, за счет каких источников образовались средства, имеющиеся у организации, а также каково целевое назначение этих источников. Бухгалтерский баланс является главной формой бухгалтерской отчетности организации, которая составляется независимо от вида деятельности и формы собственности. Степень достоверности показателей бухгалтерского баланса имеет существенное значение. В частности, на основании балансовых показателей осуществляется анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта. Баланс дает представление об изменениях структуры, объема и удельного веса отдельных статей имущества организации (активов) и обязательств (пассивов) организации за отчетный период. АКТИВ Код ПАССИВ III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ ИТОГО по разделу III ИТОГО по разделу IV Уравнение баланса Сумма всех статей актива = Сумме всех статей Пассива Так как в пассиве баланса отражаются капитал организации и ее обязательства (кредиторская задолженность) перед третьими лицами, то уравнение баланса можно представить так:
11.2. Понятие о счетах бухгалтерского учета. Содержание, строение, порядок записей хозяйственных операций на счетах. Многообразие различных хозяйственных операций, возникающих в процессе поступления и использования имущества, многочисленность источников его образования требует применения большого количества счетов бухгалтерского учета. План счетов бухгалтерского учета представляет собой упорядоченную номенклатуру перечня счетов, который должны применять и соблюдать все предприятия и организации. В плане счетов счета группируются по разделам в соответствии с их экономическим содержанием. В настоящее время в промышленности, стройиндустрии, сельском хозяйстве применяется типовой план счетов, утвержденный Минфином в 2001 году. Каждый счет в плане счетов имеет свой номер, шифр (код), состоящий из двух цифр, например счет 01 «Основные средства». Применение шифров, кодов упрощает составление бухгалтерских проводок. Забалансовые счета выделены в Плане счетов обособленно и раскрывают информацию о наличии и движении имущества, не принадлежащего предприятию, временно находящиеся в пользовании. На основании Единого типового Плана счетов организации разрабатывают свой рабочий план счетов. Бухгалтерский счёт - это основная единица хранения информации, которая необходима для правильной записи хозяйственных операций и подсчёта итогов после операции. Счета бухгалтерского учёта - это способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу и размещению, по источникам формирования, а также в зависимости от хозяйственных операций. Для каждого вида имущества, обязательства, операции открываются отдельные счета со своим наименованием (шифром). В балансе организации приводятся обобщенные данные об объектах бухгалтерского учета на определенную дату. Оперативное управление организацией с целью принятия соответствующих управленческих решений вызывает необходимость иметь непрерывную информацию о состоянии и движении активов и источников образования. С этой целью в бухгалтерском учете применяется система счетов. Система счетов – это способ экономической группировки, текущего отражения и оперативного контроля за имуществом организации и хозяйственными операциями. Для получения различных по степени детализации данных в бухгалтерском учете используются две группы счетов: синтетические и аналитические. Синтетические счета служат для укрупненной группировки и учета однородных объектов, а аналитические – для подробной их характеристики. Отражение хозяйственных средств и процессов на синтетических счетах называется синтетическим учетом, а на аналитических счетах – аналитическим. Синтетический учет ведется в денежном выражении. В аналитическом учете используются три группы измерителей (натуральные, трудовые, стоимостные). Для оперативного управления и руководства работы организации, контроля и планирования размера оборотных средств, контроля за сохранностью собственности, учета затрат на производство требуются детальные сведения – счета предназначенные для такого вида учета называются аналитическими. Между синтетическим счетом и относящимся к нему аналитическими счетами существует определенная взаимосвязь: сальдо (остаток) одного синтетического счета должно быть равно сумме сальдо всех аналитических счетов, к нему относящихся. Субсчета занимают промежуточное положение между синтетическими и аналитическими счетами. Субсчет – способ группировки данных аналитических счетов, например, счет 10 «Материалы» имеет следующие субсчета: 1 – сырье и материалы, 2 – покупные полуфабрикаты, 3 – топливо и т.д. или счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» субсчет 2 – денежные средства выданные в подотчет, руб. Например: к синтетическому счету материалы могут быть открыты аналитические счета: пиломатериалы хвойных пород, лиственных пород, конкретной толщины, сорта. Или аналитический учет по подотчетным лицам к счету 71 – конкретные фамилии лиц, которым выдали деньги под отчет, или их табельные номера или иные цифры, например, 71/2/35, где 71 – номер счета, 2 – субсчет, 35 – табельный номер. На синтетических счетах операции записываются общей суммой, на аналитических - частными суммами, дающими в итоге ту же общую сумму. Например: поступили материалы от поставщиков – пиломатериалы хвойных пород 1000 м3 на сумму 200000 руб., лиственных пород 2000 м3на сумму 300000 руб., общая сумма по счету 10 «Материалы» - 500000 руб. Каждый счет предназначен для отражения конкретного объекта имущества организации или источников их образования. Счет представляет собой таблицу двухсторонней формы, например счет «Материалы», схема отображения счета в таблице 4.1 Таблица 4.1 Схема отображения счета Дебет счета «Материалы» Кредит
Остаток имущества или источников его образование на начало или конец периода называется «Сальдо». Сумма по операциям за отчетный период называется оборотом по счету. Счет может иметь два оборота – дебетовый (ОбД) и кредитовый (ОбК). Сн – сальдо начальное, Ск – сальдо конечное. ПРАВИЛО: СкА = СнД + ОбД – ОбК. Сальдо конечное в активных счетах равно сальдо начальное дебетовое плюс обороты дебетовые минус обороты кредитовые. СкП = СнК + ОбК - ОбД Сальдо конечное в пассивных счетах равно сальдо начальное кредитовое плюс обороты кредитовые минус обороты дебетовые. Активные счета служат для учета хозяйственных средств, расположены в активе баланса, например, счет 01 «Основные средства», счет 10 «Материалы», счет 20 «Основное производство» и др. Пассивные счета служат для источников формирования средств и расположены в пассиве баланса, например, счет 80 «Уставный капитал», счет 82 «Резервный капитал», счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и др. В активно – пассивных счетах (сложные счета) сальдо может быть и дебетовое и кредитовое одновременно счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», или свернутое сальдо сч. 99 «Прибыли и убытки», сч. 90 «Продажи» и др. 1. Активные, для учёта хозяйственных средств (в активе баланса), например: счета 01, 10, 08, 20 и др. 2. Пассивные, для учёта источников образования хозяйственных средств (в пассиве баланса), например: счета 80, 82, 66, 67 и др. 3. Активно-пассивные, сальдо может быть и дебетовое, и кредитовое одновременно (счет 76) или свернутое (счет 99, 90, 91). ПРАВИЛО: дебет в активных счетах показывает увеличение, кредит уменьшение; дебет в пассивных счетах показывает уменьшение, кредит - увеличение. Характеристика активного счёта (счета 10, 50, 51, 01 и др.): 1. Отражается движение хозяйственных средств. 2. Сальдо начальное всегда дебетовое. 3. Получение средств - обороты по дебету. 4. Выбытие средств - обороты по кредиту. 5. Сальдо конечное всегда дебетовое. Характеристика пассивного счёта (счета 66, 67, 05, 02 и др.): 1. Ведётся учёт источников образования средств (капитала и обязательств). 2. Сальдо начальное всегда кредитовое. 3. Обороты по дебету - уменьшение капитала или задолженность. 4. Обороты по кредиту - увеличение капитала. 5. Сальдо конечное - кредитовое. Схема активно-пассивного счёта (счета 99, 90, 91, 76, 60 и др.) Дт Кт Сн - отражение дебиторской Сн - отражение кредиторской задолженности задолженности 1. Увеличение дебиторской 1. Увеличение кредиторской задолженности. задолженности. 2. Уменьшение кредиторской 2.Уменьшение дебиторской задолженности. задолженности.
11.3. Учетная политика организации, ее понятие, назначение, принципы формирования, содержание. В общем виде учетную политику можно определить как совокупность способов и действий ведения бухгалтерского учета, избранных исходя из установленных правил и особенностей хозяйственной деятельности организации и порядка их применения в конкретных хозяйственных ситуациях. Учетная политика должна быть двухуровневой: - общегосударственной - хозяйствующего субъекта. Цель общегосударственной учетной политики: - обеспечение сопоставимости учетных данных в пределах страны и доступа к ним; - предоставление достоверной и объективной информации о финансовом и нефинансовом состоянии экономики. Она решает две взаимосвязанных задачи: 1 – создание реальных гарантий для организаций. Участвующих в хозяйственной деятельности и защита их интересов; 2 – создание гарантий для профессионалов, занятых учетом и аудитом. Общегосударственная учетная политика состоит из совокупности основополагающих принципов и правил, а также из круга общественно признаваемых приемов и способов ведения учета. Ее формирование заключается в идентификации этих принципов, правил, приемов и способов. Она выражается в законодательных актах, инструкциях и других нормативных документах, выполнение которых обязательно для всех субъектов независимо от форм собственности, объема и вида работ, отрасли деятельности. Основное назначение учетной политики организации – в соответствии с общегосударственной учетной политикой отразить деятельность организации, сформировать полную, объективную и достоверную информацию о ней. Формирование учетной политики зависит от следующих факторов: - организационно-правовая форма организации (АО, ООО, УП и т.д.) - отраслевая принадлежность и вид деятельности (промышленность, торговля и т.д) - масштабы деятельности организации (объем производства и реализации, численность работающих, стоимость имущества …) - управленческая структура организации и структура бухгалтерии - финансовая стратегия организации (стремление организации к уменьшению налогов из прибыли или к снижению себестоимости…) - материальная база (наличие компьютерной техники, программного обеспечения..) - степень развития информационной системы в организации, в т.ч. управленческого учета - уровень квалификации бухгалтеров. При разработке учетной политики учитываются следующие принципы и требования, соответствующие стандартам: - принцип имущественной обособленности - принцип непрерывности деятельности организации - принцип последовательности применения учетной политики - принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Формируемая организациями учетная политика должна соответствовать требованиям: - полноты - приоритета содержания над формой - непротиворечивости - экономичности. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером организации и утверждается руководителем организации. При этом утверждаются: - выбранные организацией варианты учета и оценки объектов учета - рабочий план счетов - формы первичных документов, применяемые в организации, по которым не предусмотрены типовые формы первичных документов, а т.ж. формы документов для внутренней бух отчетности - порядок проведения инвентаризации - правила документооборота и технология обработки учетной информации - порядок контроля за хозяйственными операциями - другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. При формировании учетной политики по конкретному направлению организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения учета, то при формировании учетной политики организацией осуществляется разработка соответствующего способа исходя из действующих положений по бух учету и отчетности. Принятая организацией учетная политика оформляется соответствующей организационно-распорядительной информацией (приказом, распоряжением и т.п.) Способы ведения бух учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. Учетная политика должна быть единой для всех филиалов и подразделений, в т.ч. выделенных на самостоятельный баланс, независимо от места их нахождения. Все вопросы решаемые методом учетной политики делятся на: - методические (влияют на формирование финансовых результатов и оценку фон состояния организации) - организационно-технические (приемы и методы организации технологического процесса работы бухгалтерии).
11.4. Учет кассовых операций. Для приема, хранения и расходования наличных денег организация имеет кассу. Порядок ведения кассовых операций утвержден ЦБ РФ. Ежедневно банк устанавливает организации лимит денежных средств в кассе. Сверх установленного лимита наличные деньги могут храниться в кассе только в дни выплаты заработной платы, пенсий, пособий, стипендий в течение трёх рабочих дней.
11.5. Учет операций на расчетном счете. Все временно свободные денежные средства предприятия, за исключением наличных денег в кассе, должны храниться на его расчетном счете, открываемом в отделении банка. Каждая организация вправе открывать в любом банке расчетные и другие счета. В соответствии с Указом Президента РФ до мая 1995 года организация могла иметь в банках только один расчетный счет. С мая 1995 года такой Указ был отменен, и организации получили возможность иметь неограниченное количество рублевых расчетных счетов, рассчитываться с бюджетом и производить другие расчеты с любого расчетного счета. 3. Погашение кредиторской задолженности: Дт 76 Кт 51
11.6. Учет расчетов с покупателями и заказчиками. Покупатели и заказчики – это организации, приобретающие произведенную продукцию, товары, прочие ценности, потребляющие оказываемые им услуги и выполненные работы. К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
11. 7. Учет расчетов с подотчетными лицами. Подотчетные лица – работники предприятия, получающие денежные авансы на осуществление хозяйственных расходов и на затраты по случаю командировок. Порядок ведения кассовых операций определяет порядок выдачи денег под отчет. Выдача производится при наличии кассы и без кассы, выдается чек из кассы банка.
11.8. Классификация, оценка и учет движения основных средств в организации. Основные средства — это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции/выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев. Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит доход организации. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта. Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия; правильное исчисление и отражение в учете суммы амортизации основных средств; точное определение результатов при ликвидации основных средств; контроль за затратами на ремонт основных средств, за их сохранностью и эффективностью использования. Для организации учета основных средств, отвечающего поставленным задачам, важное значение имеют следующие предпосылки: классификация основных средств; установление принципов оценки основных средств; установление единицы учета предметов основных средств; выбор форм первичных документов и учётных регистров. В организациях применяется единая типовая классификация основных средств, в соответствии с которой основные средства группируются по следующим признакам: отраслевому, назначению, видам, принадлежности, использованию. По назначению основные средства организации подразделяются на производственные основные средства основной деятельности; производственные основные средства других отраслей; непроизводственные основные средства. По видам основные средства организаций подразделяются на следующие группы: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и пр. К основным средствам относятся также капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств. Классификация основных средств по видам составляет основу их аналитического учета. По степени использования основные средства подразделяются на находящиеся: в эксплуатации; в запасе (резерве); в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации; на консервации. В зависимости от имеющихся прав на объекты основные средства подразделяются на: объекты основных средств, принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду); объекты основных средств, находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении; объекты основных средств, полученные организацией в аренду. Различают первоначальную, остаточную и восстановительную стоимость основных средств. В бухгалтерском учете основные средства отражаются, как правило, по первоначальной стоимости, которая определяется для объектов: изготовленных на самом предприятии, а также приобретенных за плату у других организаций и лиц — исходя из фактических затрат по возведению или приобретению этих объектов, включая расходы по доставке, монтажу, установке; внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал (фонд) — по договоренности сторон; полученных от других организаций и лиц безвозмездно, а также неучтенных объектов основных средств — по рыночной стоимости на дату оприходования; приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами — по стоимости ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость этих ценностей устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей. При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость основных средств, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств. Фактические затраты на приобретение, сооружение и изготовление основных средств слагаются из: сумм, уплачиваемых организацией в соответствии с договором купли-продажи (продавцу), а также за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам и за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств; регистрационных сборов, государственных пошлин и других аналогичных платежей, произведенных в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств; таможенных пошлин и иных платежей; невозмещаемых налогов, уплачиваемых в связи с приобретением объекта основных средств; вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств; иных затрат, непосредственно связанных с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, и затрат по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию. Фактические затраты на приобретение и сооружение основных средств определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). При определении рыночной стоимости могут быть использованы данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения о стоимости отдельных объектов основных средств. Не включаются в фактические затраты на приобретение основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением основных средств. Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается также в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации и переоценки соответствующих объектов. Оценка объектов основных средств, стоимость которых при приобретении определена.в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату принятия объекта к бухгалтерскому учету. Остаточная стоимость основных средств определяется вычитанием из первоначальной стоимости амортизации основных средств. С течением времени первоначальная стоимость основных средств отклоняется от стоимости аналогичных основных средств, приобретаемых или возводимых в современных условиях. Для устранения этого отклонения необходимо периодически переоценивать основные средства и определять восстановительную стоимость. Переоценка основных средств осуществлялась двумя методами: путем индексации их балансовой стоимости и путем прямого пересчета балансовой стоимости применительно к ценам, складывающимся на 1 января 1997 г. на соответствующие виды основных средств. Переоценка осуществлялась организацией самостоятельно или с привлечением специалистов-экспертов. Уменьшение стоимости указанных объектов при переоценке отражали соответственно по дебету счетов 87 и 88 и кредиту счетов 01, 07, 08. Увеличение суммы износа при переоценке основных средств отражали по кредиту счета 02 «Износ основных средств» и дебету счетов 87 или 88, а уменьшение износа — по дебету счета 02 «Износ основных средств» и кредиту счетов 87 или 88 в зависимости от их назначения. Начиная с 1 января 1999 г. организации могут не чаще одного раза в год (на 1 января отчетного года) переоценивать полностью или частично объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации (с применением индекса дефлятора) или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. Сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации (дебетуют счет 01 «Основные средства», кредитуют счет 83 «Добавочный капитал»). Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки относится на счет прибылей и убытков в качестве расходов (дебетуют счет 91 «Прочие доходы и расходы», кредитуют счет 01 «Основные средства»). Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме его уценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет прибылей и убытков в качестве операционных расходов, относится на счет прибылей и убытков отчетного периода в качестве дохода. В этом случае сумму дооценки отражают по дебету счета 01 и кредиту счета 91. Сумма уценки объекта основных средств относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды (дебетуют счет 83 «Добавочный капитал», кредитуют счет 01 «Основные средства»). Превышение суммы уценки объекта над суммой его дооценки, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на счет прибылей и убытков в качестве операционного расхода (дебетуют счет 91, кредитуют счет 01). При выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль организации (кредитуют счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», дебетуют счет 83 «Добавочный капитал»). Результаты переоценки основных средств, проведенной организацией в добровольном порядке, учитываются для целей налогообложения: Для целей налогообложения сумма добавочного капитала, списанного при выбытии основных средств, учитываться не будет. Единицей учета основных средств является отдельный инвентарный объект, под которым понимают законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями, выполняющими вместе одну функцию. Каждому инвентарному объекту присваивают определенный инвентарный номер, который сохраняется за данным объектом на все время его нахождения в эксплуатации, запасе или на консервации. Инвентарный номер прикрепляется или обозначается на учитываемом предмете и обязательно указывается в документах, связанных с движением основных средств. Применительно к сложным инвентарным объектам, т.е. включающим те или иные приспособления, обособленные элементы, составляющим вместе с ним одно целое, как правило, на каждом элементе обозначают тот же номер, что и на основном объединяющем их объекте. Инвентарные номера выбывших объектов могут присваиваться другим, вновь поступившим основным средствам не ранее чем через пять лет после выбытия. Арендуемые основные средства могут учитываться у арендатора под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем.
11.9. Понятие, классификация и учет доходов и расходов и финансовых результатов организации. Основным показателем рентабельности предприятия является прибыль, которая отражает финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Однако в процессе работы по некоторым хозяйственным операциям у предприятия могут возникать и убытки, которые уменьшают полученную прибыль и снижают рентабельность. Конечный финансовый результат слагается из: — финансового результата от реализации продукции, работ, услуг; — от реализации основных средств и от реализации прочих активов; — операционных доходов (расходов); — доходов (расходов) от внереализационных операций; — чрезвычайных доходов (расходов). • Прибыль (убытки) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации в действующих ценах без НДС и акцизов, экспортных пошлин, других вычетов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и затратами на ее производство и реализацию. Перечень последних определяется Положением о составе затрат но производству и реализации продукции (работ, услуг). Основная масса прибыли создается от реализации продукции, работ и услуг промышленного хозяйства. Организации могут также реализовывать основные средства, нематериальные активы, производственные запасы, ценные бумаги и другие активы. Условное распределение полученной прибыли происходит по двум основным направлениям: 1) вначале предприятие платит налоги, вносит в бюджет установленные платежи и отдает банку установленные проценты; 2) после этого прибыль направляется на удовлетворение потребностей предприятия. И, если предприятие муниципальное или имеет вышестоящий орган, то третьим направлением следует считать перечисление ему части прибыли. • Общий финансовый результат (балансовая прибыль или балансовый убыток) отражается в отчетности (ф. № 2) в строке 140. Балансовая прибыль — это кредитовое сальдо по счету 99 «Прибыли и убытки», которое показывает превышение общей суммы прибыли и доходов над общей суммой потерь и убытков за отчетный период. В соответствии с законодательством РФ балансовая прибыль подлежит налогообложению. Налогооблагаемая прибыль — величина балансовой прибыли, уменьшенной на величину льгот и увеличенной на величину сумм, подлежащих налогообложению. Для определения налогооблагаемой прибыли добавляются сверхнормативные расходы и начисленные, но не оплаченные налоги, вычитаются виды прибыли, облагающиеся но ставкам, отличным от основной ставки (банковские услуги). Расчет налогооблагаемой прибыли не отражается на счетах бухгалтерского учета, приводится только в расчете налога с прибыли, который предоставляется в налоговую инспекцию. Балансовый убыток — это дебетовое сальдо по счету 99. Чистая прибыль — часть балансовой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов на прибыль в бюджет и отчислений на использованную прибыль. Чистая прибыль может быть использована на развитие производства, социальное развитие, материальную помощь работникам, поощрения, дивиденды. Использованная прибыль — расходы предприятия из прибыли на расширенное воспроизводство, производственные основные средства и объекты социальной сферы, социальные нужды и материальные поощрения и другие цели. Изъятая прибыль — сумма денежных средств, стоимость иного имущества, полученная собственником или участниками АО за отчетный период в счет прибыли хозяйствующего субъекта. Нераспределенная прибыль — часть чистой прибыли, но распределенная между учредителями и направленная на накопление имущества организации. Непокрытый убыток — сумма балансового убытка отчетного года, не покрытая резервным капиталом и резервными фондами, а также превышение суммы балансовой прибыли над величиной накопленной ранее нераспределенной прибыли. Для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним предназначен счет 90 «Продажи». Обобщение информации об операционных и внереализационных доходах и расходах, являющихся прочими доходами и расходами, кроме чрезвычайных, производится на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Потери ценностей, возникшие в результате стихийных бедствий, а также поступления, возникшие вследствие чрезвычайных обстоятельств, чрезвычайные доходы и расходы относятся непосредственно на счет 99 «Прибыли и убытки». • Для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году предназначен активно-пассивный счет 99 «Прибыли и убытки». По дебету этого счета отражаются убытки (потери, расходы), а по кредиту — прибыли (доходы) организации. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период показывает конечный финансовый результат отчетного периода. На счете 99 «Прибыли и убытки» в течение отчетного года отражаются: — прибыль или убыток от обычных видов деятельности — в корреспонденции со счетом 90 «Продажи»; — сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц — в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы»; — потери, расходы и доходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности (стихийное бедствие, пожар, авария, национализация и т. п.) — в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей, расчетов с персоналом по оплате труда, денежных средств и т. п.; — начисленные платежи налога на прибыль и платежи по пересчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций — в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам». По окончании отчетного года при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается. При этом заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года списывается со счета 99 «Прибыли и убытки» в кредит (дебет) счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». • Построение аналитического учета по счету 99 «Прибыли и убытки» должно обеспечивать формирование данных, необходимых для составления отчета о прибылях и убытках. В Международном стандарте МСФСО 1 (в ред. от 1997 г.) «Представление финансовой отчетности» определены дна способа представления информации о формировании финансовых результатов организации: метод характера затрат, и метод функций затрат, или «себестоимости продаж». • Метод характера затрат применяется в небольших организациях, где не требуется распределение операционных расходов в соответствии с функциональной классификацией. Расходы объединяются в соответствии с их характером (например, амортизация, закупки материалов, транспортные расходы, зарплата) и не перераспределяются между различными функциональными направлениями внутри предприятия. • Метод функций затрат, или «себестоимости продаж», предполагает классификацию расходов в соответствии с их функцией. Это представление зачастую более приемлемо, чем классификация расходов по их характеру. Однако распределение затрат по функциям может быть спорным и предполагает значительную долю субъективности. Действующее законодательство определяет форму отчета о прибылях и убытках, соответствующую способу представления информации о формировании финансовых результатов организации по методу функций затрат, или «себестоимости продаж».
11.10.. Учет расчетов с персоналом по оплате труда. Начисляемые работникам суммы выплат следует разделить на четыре части: расходы на оплату труда, относимые непосредственно на издержки производства (обращения), а также на эксплуатационные расходы непромышленных хозяйств, находящихся на балансе основной деятельности организации; расходы на оплату труда по операциям, связанным с заготовлением и приобретением производственных запасов, оборудования к установке, осуществлением капитальных вложений; выплаты в денежной и натуральной форме за счет остающейся в организации части прибыли; доходы, выплачиваемые работникам по вкладам в имущество организации и ценным бумагам. Синтетический учет расчетов с персоналом (состоящим и не состоящим в списочном составе организации) по оплате труда (по всем видам заработной платы, премиям, пособиям, пенсиям работающим пенсионерам и другим выплатам), а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации осуществляется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Этот счет, как правило, пассивный. По кредиту счета отражают начисления по оплате труда, пособий за счет отчислений на государственное социальное страхование, пенсий и других аналогичных сумм, а также доходов от участия в организации, а по дебету — удержания из начисленной суммы оплаты труда и доходов, выдачу причитающихся сумм работникам и не выплаченные в срок суммы оплаты труда и доходов. Сальдо этого счета, как правило, кредитовое и показывает задолженность организации перед рабочими и служащими по заработной плате и другим указанным платежам. Операцию по начислению и распределению оплаты труда, включаемой в издержки производства и обращения, оформляют следующей бухгалтерской записью: Дебет счета 20 «Основное производство» (оплата труда производственных рабочих); Дебет счета 23 «Вспомогательные производства» (оплата труда рабочим вспомогательных производств); Дебет счета 25 «Общепроизводственные расходы» (оплата труда цехового персонала); Дебет счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (оплата труда работников обслуживающих производств и хозяйств); Дебет других счетов издержек (28, 44, 45, 91, 97); Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (на всю сумму начисленной оплаты труда). Начисление оплаты труда по операциям, связанным с заготовлением и приобретением производственных запасов, оборудования к установке и осуществлением капитальных вложений, отражают, как уже отмечалось в двух предыдущих главах, по дебету счетов 07, 08, 10, 11, 15 и кредиту счета 70. Пособия по временной нетрудоспособности и другие выплаты за счет средств органов социального страхования отражают по дебету счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и кредиту счета 70. Начисленные суммы премий, материальной помощи, пособий, оплаты труда по работам, производимым за счет средств целевого финансирования и в процессе получения внереализационных или операционных доходов, отражают по дебету счетов 91 «Прочие доходы и расходы», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 86 «Целевое финансирование» и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Начисление доходов работникам организации по акциям и вкладам в его имущество оформляют следующей бухгалтерской записью: Дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Резервируемые суммы относят в дебет тех же счетов производственных затрат, на которые отнесена начисленная зарплата работников, и в кредит счета 96 «Резервы предстоящих расходов». По мере ухода рабочих в отпуск фактически начисленные им суммы за отпускной период списывают на уменьшение созданного резерва. При этом составляют следующую бухгалтерскую запись: Дебет счета 96 «Резервы предстоящих расходов»; Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Такой же записью оформляют начисление работникам вознаграждений за выслугу лет. В случае перехода части отпуска на следующий месяц выплаченная работникам за эти дни сумма отпускных отражается в отчетном месяце как выданный аванс (по дебету счета 70 и кредиту счета 50 «Касса»). В следующем месяце эту сумму включают в состав фонда оплаты труда и обычно отражают записью по начислению отпускных сумм (кредит счета 70 и дебет счетов производственных затрат или счета 96). При натуральной форме оплаты труда, т.е. выдаче работникам в качестве оплаты труда Выдачу сумм заработной платы и пособий оформляют следующей бухгалтерской записью: Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»; Кредит счета 50 «Касса». Не полученная в срок заработная Плата оформляется следующей бухгалтерской записью: Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»; Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по депонированным суммам». Остатки не выданной в срок заработной платы (задепонированных сумм) по истечении трех дней должны быть сданы в банк на расчетный счет. При этом составляют следующую бухгалтерскую запись: Дебет счета 51 «Расчетные счета»; Кредит счета 50 «Касса». Последующую выплату депонированной заработной платы осуществляют по расходному кассовому ордеру и отражают по дебету счета 76 и кредиту счета 50 «Касса». Для учета расчетов по взносам на социальное страхование, в Пенсионный фонд и на медицинское страхование используется пассивный счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Этот счет имеет следующие субсчета: 1 «Расчеты по социальному страхованию»; 2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»; 3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию». Пенсионный фонд, в фонды обязательного медицинского страхования относят в дебет тех счетов, на которые отнесена начисленная оплата труда, и в кредит счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». При этом составляют следующую бухгалтерскую запись: Дебет счета 20 «Основное производство»; Дебет других счетов производственных затрат (23, 25, 26 и др.); Кредит счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», субсчета 1, 2, 3; Часть сумм, начисленных в Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, используется организацией для выплаты работникам соответствующих пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, пособий на детей и др. Начисление работникам организации указанных пособий оформляют следующей бухгалтерской записью: Дебет счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», субсчета 1 и 2; Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Остальную часть сумм отчислений по социальному страхованию перечисляют в Фонд социального страхования, отчислений в Пенсионный фонд — в указанный Фонд, а отчисления в фонды медицинского страхования — в соответствующие фонды. Перечисление оформляют следующей бухгалтерской записью: Дебет счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», субсчета 1, 2, 3; Кредит счета 51 «Расчетный счет». Обычно начисленную оплату труда и отчисления на социальные нужды отражают по дебету счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (с кредита счетов 70, 69). По окончании месяца учтенные на счете 29 затраты списывают в зависимости от имеющихся источников финансирования в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» или счета 86 «Целевое финансирование» и др.
|