Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие, функции и виды актов применения права
Акты применения права являются официальной формой выражения правоприменительной деятельности. Акт применения права – это индивидуальное государственно-властное решение компетентного органа государственной власти или должностного лица по конкретному юридическому делу, направленное на регулирование определенных общественных отношений. К актам применения права предъявляются определенные требования. Они должны: а) строго соответствовать нормативным правовым актам, на основе которых они принимаются; б) издаваться в пределах компетенции правоприменительного органа или должностного лица; в) иметь определенные внешние атрибуты, придающие им официальный характер (наименование акта, время и место его принятия, наименование органа, издавшего данный акт, наличие соответствующей печати, подписи и т. п.). Правоприменительный акт служит основанием для возникновения, изменения или прекращения конкретного правоотношения, т. е. переводит предписания нормативно-правового акта в сферу конкретных жизненных ситуаций и применительно к конкретным субъектам правоотношений. Например, закрепленное в Конституции РФ право граждан на труд превращается в конкретное право после издания приказа руководителя предприятия о зачислении данного гражданина на работу. Различают следующие виды правоприменительных актов. 1. По субъектам, осуществляющим применение права, правоприменительные акты подразделяются на: а) акты федеральных органов государственной власти; б) акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации; в) акты органов местного самоуправления; г) акты органов законодательной власти; д) акты органов судебной власти; е) акты органов исполнительной власти; ж) акты, издаваемые администрацией предприятий, учреждений, организаций. 2. По предмету правового регулирования, т. е. по отраслям применяемых норм, различают: а) акты конституционно-правовые; б) акты гражданско-правовые; в) акты административно-правовые; г) акты уголовно-правовые; д) акты процессуально-правовые и т. д. 3. По форме правоприменительной деятельности выделяют: а) акты регулятивные (исполнительные), связанные с применением диспозиции правовых норм, имеющие дозволительный характер; б) акты правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также с применением мер по их предупреждению. Правоприменительные акты издаются с целью охраны существующих правил поведения от возможных правонарушений. Таковыми, например, являются акты органов судебной власти, органов прокуратуры и других правоохранительных органов. В свою очередь правоохранительные акты подразделяются на акты контроля и надзора, направленные на предупреждение правонарушений, обеспечение неуклонного исполнения юридических норм.
|