Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вступление.
ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ПЕТРА
Кеннет О. Гаигел
ВСТУПЛЕНИЕ
Это послание можно было бы озаглавить следующим образом: " Борьба христиан в последние дни". Тема победы звучит в начале и в конце послания Петра. Однако, главное внимание апостол уделяет здесь вопросу о том, как должны жить верующие в условиях трудностей и смятения последнего времени. После того, как он нарисовал страшную картину (в 2: 1 - 3: 10), в которой перед его читателями предстают и лжеучители, и падшие ангелы, и откровенная аморальность, и жалкие баламуты и насмешники, он призывает своих читателей пребывать " в святой жизни и благочестии... ожидающими и желающими пришествия дня Божия..." (см. 3: 11-12). Благочестивая жизнь в трудные времена — вот урок, который преподает Петр верующим в этом энергичном послании.
Авторство и каноничность. Уже более 17 столетий это короткое, но полное горечи и сарказма послание выдерживает все атаки скептически настроенных ученых, которые оспаривают авторство Петра, о чем сказано в самом послании. В первом стихе говорится, что послание написал Симон Петр, т. е. один из трех (два другие - Иаков и Иоанн) свидетелей преображения Иисуса Христа (1: 17-18 и Map. 9: 2-7). Этот же самый апостол, который писал им и ранее (1 Пет. 1: 1), теперь снова обращается к тем же читателям (2 Пет. 3: 1). Он был одним из Двенадцати (1: 1; 3: 2), и он называет Павла своим " возлюбленным братом" (3: 15). От Самого Господа, когда они вместе шли по берегу Галилейского моря, услышал Петр о том, какою смертью ему предстоит умереть (1: 14 и Иоан. 21: 18-19). Но несмотря на столь очевидное доказательство, содержащееся в тексте послания, еще в третьем столетии Ориген (умер в 253 году) выразил сомнение в том, что это послание действительно написано апостолом Петром.
В четвертом столетии известный церковный история Евсевий (260 - 340) указывал на 2 послание Петра, наряду со 2 и 3 посланиями Иоанна и посланием Иакова, как на книги, чья каноничность находится под сомнением. Евсевий ссылался на то, что изначально, согласно церковной традиции, 2 Петра, по-видимому, не числилось среди канонических книг. Иероним (346-420) включил 2 Петра в свой широкоизвестный перевод Библии (на разговорный латинский язык), который получил название " Вульгата". Но и он отмечал, что авторство Петра у многих вызывает сомнение по причине явного несходства стиля 1-го и 2-го посланий апостола. В дальнейшем богословы, оспаривая авторство Петра, выдвинули новые аргументы. Некоторые из них пытались отнести 2 Петра к числу апокрифов или таких писаний, чьи действительные авторы, оставшись неизвестными, приписали свои произведения апостолам. Среди них можно, например, привести " Откровение Петра", " Евангелие Петра" и " Деяния Петра". Близкое сходство между 2 посланием Петра и посланием апостола Иуды также содействовало сомнениям относительно авторства Петра.
Другие указывали на то, что упоминание о посланиях апостола Павла (3: 16) и рассуждение о проблемах, возникших по вине лжеучителей (конкретно — о том, медлит ли с возвращением на землю Христос, 3: 4), свидетельствуют, якобы, о том, что послание было написано уже во втором столетии, т.е. много спустя после смерти апостола Петра. В результате всех этих споров и доказательств большинство не консервативно мыслящих богословов не считает в настоящее время, что автором данного послания действительно был апостол Петр. И все-таки ни один из аргументов, выдвигаемых противниками авторства Петра, не является вполне доказательным, как и проблемы, возникшие в ходе этой многовековой дискуссии, не являются неразрешимыми.
Доказательство внешнего порядка. В церковной литературе, относящейся ко второму столетию, нет прямых ссылок на Второе послание Петра. Соответственно, те, кто критически настроены по отношению к этой книге, заявляют, что в пользу ее подлинности—меньше доказательств, чем в пользу подлинности любой другой из новозаветных книг. Однако, молчание не является аргументом ни " за", ни " против". Послание коротко и, вероятно, не было широко известно. Признание его могло осложниться и тем, что ранняя церковь вообще осторожно относилась к письмам, под которыми стояли имена апостолов. Дело в том, что уже в 1-м веке получили немалое распространение поддельные послания, и факт этот подтверждается соответствующим предупреждением апостола Павла, о котором читаем во 2 Фес. 2: 2. К тому же, поскольку послание было написано незадолго до смерти автора, Петр попросту мог не успеть удостоверить его подлинность. Однако, замалчивание этого послания во втором веке не говорит о том, что церковь его не признавала.
В третьем столетии три христианских писателя прямо ссылались на Петра как на автора разбираемого послания. Мефодий Олимпийский, замученный впоследствии при императоре Диоклетиане, цитирует 2 Пет. 3: 8 в поддержку своих мыслей о воскресении. При этом автором послания, на которое ссылается, он называет апостола Петра. Епископ Кесарии Каппадокийской — Фирмилиан упоминает о том, как обличал апостол Петр лжеучителей. В первом послании Петра нет речи о лжеучителях, тогда как во втором его послании им посвящена целая глава. Отсюда ясно, что Фирмилиан имел в виду именно второе послание Петра. И, наконец, Ориген, хотя и указывал на распространявшееся сомнение относительно авторства Петра, судя по тому, что в собственных своих работах нередко ссылался на 2 Петра, по-видимому, считал это послание достаточно авторитетным. Итак, хотя впервые сомнения относительно авторства Петра возникли в третьем столетии, жившие именно тогда Мефодий и Фирмилиан признавали его подлинным. Да и сам Ориген, как представляется, — тоже.
Мнение, что послание написал именно апостол Петр, сильно окрепло в 4 столетии. Два великих раннехристианских богослова Афанасий и Августин признавали второе послание Петра каноническим. Лаодикийский Собор, состоявшийся в 372 году, официально включил его в канон Священного Писания. В 404 году упоминавшийся Иероним включил это послание в свою знаменитую " Вульгату". Великий третий Собор в Карфагене (397 год) признал авторитетность и ценность 2 Петра и официально провозгласил автором его апостола Петра.
Несмотря на то, что 2 Петра остается как бы наименее " удостоверенной" из всех книг Нового Завета, оно нашло гораздо больший отклик, чем многие другие книги Библии. Тем, что оно не связано с ранней церковной традицией, 2 Петра могло быть обязано своей краткости и слабым контактам между отдельными церквами в эпоху сильных гонений. Знаменательно, что замалчивание послания во втором столетии и осторожное к нему отношение — в третьем не создали неразрешимых проблем для богословов, тщательно рассматривавших этот вопрос в четвертом столетии по поручению канонических соборов.
Доказательства текстологические и стилистические. Вопрос о стилистическом расхождении между Первым и Вторым посланиями не снимается с повестки дня с того момента, как впервые был поднят Иеронимом в четвертом столетии. Сам Иероним считал такое расхождение легко объяснимым тем, что, по-видимому, писать это послание помогал апостолу Петру не Силуан, помогавший ему при написании Первого послания (1 Пет. 3: 12), а кто-то другой. Если Иероним прав, то и расхождение в стиле не представится столь уж разительным, особенно в свете того, что и тема, и цель у этих посланий — разные. Между прочим, и сходство в стиле посланий бросается в глаза не меньше, чем различие. К примеру, в обоих посланиях очень часто встречаются слова, которых больше нет ни в одной другой новозаветной книге.
Богослов Эбрайт приходит к выводу, что стилистические различия между двумя посланиями апостола Петра — менее значительны, чем между ними и другими книгами Нового Завета. Кстати, наличие упомянутых специфических слов, по-видимому, свидетельствует о богатом словаре автора и его ораторском темпераменте, требовавшем неизбитых выражений. Отсюда — множество слов и оборотов, встречающихся только в этих двух посланиях.
Для обоих характерно необычное приветствие: " Благодать и мир вам да умножатся" (1 Пет. 1: 2; 2 Пет. 1: 2). Греческое слово аретас в 1 Пет. 2: 9, переведенное как " совершенства", и врете во 2 Пет. 1: 3, переведенное как " благостию", происходят от одного и того же корня и встречаются в греческом очень редко, но именно ими описывает апостол превосходство и доброту Бога. Слово апотезис встречается в Новом Завете только в 1 Пет. 3: 21 и 2 Пет. 1: 14, и переведено оно соответственно как " омытие" и " должен оставить". Выразительной фразе амомоу кои аспидоу 1 Пет. 1: 19, характеризующей безгрешность Христа как Того, Кто не имеет " ни пятна ни порока", искуссно противопоставлена фраза во 2 Пет. 2: 13: спилои кои момои, характеризующая лжеучителей как " срамников и осквернителей". Первая фраза несколько видоизмененной повторяется в греческом тексте во Втором послании, в 3: 14 (переведена как " неоскверненными и непорочными"), и содержится она в призыве апостола к верующим — стремиться к моральному превосходству в свете скорого пришествия Христа. Использование одних и тех же необычных слов и выражений в обоих посланиях свидетельствует о том, что они написаны одним и тем же автором.
Своим уникальным стилем и словарем Второе послание перекликается с проповедями апостола Петра, записанными в Деяниях Апостолов. Одним из наилучших примеров являются слова одного корня — кодасонтаи (наказать), встречающееся только в Деян. 4: 21 и кояазоменоус (наказание) в 2 Пет. 2: 9.
Несмотря иа то, что различие в стиле между первым посланием и вторым действительно существует, частое повторение одних и тех же редких слов в обоих, их уникальный словарь, а также явное употребление одних н тех же слов во 2 послании Петра и в его проповедях, записанных в Деяниях Апостолов, — все это свидетельствует о том, что данное послание написано именно этим апостолом. То обстоятельство, что существует и другая апокрифическая литература, получившая в мире распространение под именем апостола Петра, заставляет некоторых богословов отвергать подлинность Второго его послания. На деле же, как мы уже говорили, ранняя Церковь медлила с безоговорочным признанием этого послания по причине широкого распространения в то время действительно поддельных посланий. Некоторые современные богословы отстаивают ту точку зрения, что во втором веке писать под псевдонимом было просто литературным приемом, получившим известное распространение. Однако, это опровергается тем фактом, что 2 Петра в конце-концов было признано, а " Откровение Петра", " Евангелие Петра" и " Деяния Петра" — Церковь отвергла как писания не богодухновенные, а апокрифические. Следовательно и тогда псевдописания не признавались. Ранняя Церковь признала авторство апостола Петра в случае 2 послания, но отвергла произведения меньшей духовной ценности, которые были лишь подражанием Петру и включали в себя идеи, возникшие позднее как в еврейской, так и в греческой среде, в частности, ту, что Христос якобы не имел человеческого тела (людям будто бы лишь казалось, что Он его имел). Все упомянутые доказательства истинности 2 Петра, несмотря на усиленные критические нападки, выдержали испытание временем. Старые аргументы против авторства Петра не смогли его опровергнуть, а новых так и не появилось.
Сходство с посланием апостола Иуды.
Даже при беглом прочтении 2 главы 2 Петра и Иуды 4-18 бросается в глаза их удивительное сходство. Относительно действительной причины его, равно как и о вытекающих отсюда сомнениях в каноничности и подлинности обоих посланий, спорят давно и много. Богословы раннехристианского периода полагали, что апостол Петр первым написал свое второе послание, а апостол Иуда позже заимствовал его мысли. В наше время, в результате резкой критики, исходившей от германской школы, ряд богословов пришел к противоположному мнению. Некоторые даже утверждают, что и автор 2 Петра и автор послания Иуды воспользовались каким-то третьим, общим, источником. Однако, все три точки зрения сталкиваются в обосновании своем с серьезными трудностями.
Если первым написал свое послание Иуда, то возникает вопрос, мог ли столь авторитетный апостол, как Петр, так много заимствовать у писателя менее известного, чем он сам. Конечно, ответ может быть в том, что Петр счел предостережения Иуды относительно лжеучителей настолько важными, что решил подчеркнуть и подкрепить их собственным авторитетом. Мнение о том, что апостол Иуда написал свое послание первым, не противоречит тому, что автором Второго послания является сам Петр, если исходить из того, что послание Иуды было написано не позднее 68 года, который по традиции считается годом казни ап. Петра. Но дело в том, что на основании книги Иуды нельзя уверенно судить о времени ее написания. Если же первым написал свое послание Петр, то возникает вопрос, почему Иуда просто повторил часть того, что уже было сказано Петром, и добавил к этому очень мало нового. На это можно ответить, что Иуда мог сократить и уточнить послание Петра или какое-то другое, содержавшее мысли общие для обоих посланий, чтобы донести эти очень важные мысли до церквей, еще не получивших послания, написанного прежде. Доналд Гатри пишет, что вопрос о том, кто первым — Петр или Иуда — написал свое послание, не связан с вопросами подлинности, авторитетности или богодухновенности того и другого посланий. Окончательных доказательств и в этот счет нет, и каждое из двух мнений вполне согласуется с консервативным взглядом на богодухновенность и авторитетность Священного Писания.
Время и место написания. Поскольку в послании упоминаются письменные труды Павла, и в нем говорится о Втором пришествии Христа, некоторые богословы считают, что оно было написано во втором столетии и, в таком случае, не ап. Петром. Упоминание о посланиях Павла (2 Пет. 3: 16) наталкивает иа мысль, что, быть может, автор имел в виду общее собрание его посланий, признанное Церковью авторитетным. Богослов Чейз писал в связи с этим: " Невозможно себе представить, чтобы при жизни ап. Петра послания апостола Павла уже были собраны и признаны как Священное Писание". Однако, ссылка апостола Петра (2 Пет. 3: 15-16) не обязательно должна была относиться к полному собранию писем Павла; апостол Петр мог иметь в виду те его письма, с которыми был лично знаком. Не вызывает сомнения, что, живя последние своя годы в Риме, Петр имел возможность прочитать некоторые послания ап. Павла, которые ходили по церквам всей Римской империи.
На основании двух мест в 2 Петра можно судить о приблизительной дате его писания. В 2 Пет. 1: 13-15 апостол говорит, что время его смерти близко. По традиции считается, что Петр был казней или в конце 67 года и в начале 68 года. Далее, ссылка на послания апостола Павла в 3: 16, по-видимому, указывает на то, что Петр писал это послание после 60 года. Поскольку считается, что 1 Петра было написано им примерно в 64 году, второе можно датировать 64 - 68 годами. Из текста послания не видно, где оно было написано. Но поскольку 1 Петра писалось в Риме, и в Риме же, как считается, был распят апостол, то логично допустить, что Второе послание Петра также было написано в Риме.
Кому писал апостол. Петр писал это послание тем же верующим, которым адресовал и первое свое послание (2 Пет. 1: 1 и 3: 1). Если в 3: 1 автор имел в виду именно Первое свое послание, то тогда и с этим он обращался к христианам из евреев и язычников, жившим " в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии" (1 Пет. 1: 1). Но если он имел в виду какое-то другое послание, не дошедшее до нас, то тогда определить адресатов 2 Петра не представляется возможным.
Повод и цель. Петр был одновременно и заботливым пастырем, и горячим поборником учения Христа, каким Он оставил его. Этот последний его призыв не останавливаться в духовном росте и остерегаться лжеучителей звучал тем горячей, что он знал и о краткости земного времени, остававшегося у него, и о той непосредственной опасности, которая нависла над церквами (1: 13-15 и 2: 1-3). И вот он решил " возбудить" своих пасомых " напоминанием" о том, что они уже знали, чтобы они вновь и вновь думали (3: 1-2) над тем, чему учили пророки и Сам Господь, чтобы не забыли его слов (1: 15). Он подробно описывает признаки духовной зрелости и призывает своих читателей прилагать все усилия к тому, чтобы растя в благодати и в познании (1: 3-11).
Апостол перечисляет также признаки истинных учителей — чтобы верующие умели различать между настоящими учениками Господа и самозванцами (1: 12-21). Относительно последних Петр предостерегает своих читателей, разоблачая лживые, порочные свойства лжеучителей (гл. 2). И, наконец, он утешает и ободряет тех, кому пишет, убеждая их в скором возвращении Христа на землю (3: 1-16). Цель послания - призыв христиан к духовному росту с тем, чтобы они могли противостать всякому соблазну вероотступничества, уповая на Второе пришествие Господа.
ПЛАН
I. Вступление (1: 1-2)
А. Приветствие(1: 1)
1. Автор (1: 1а)
2. Читатели (1: 1б)
Б. Благословение (1: 2)
II. Природа христианина-плод Божией работы (1: 3-11)
А. О принадлежности к " Божескому естеству" (1: 3-4)
1. Божия сила (1: 3)
2. Божии обещания (1: 4)
3. Принятие христианами " Божеского естества" (1: 4б)
Б. Божия природа в действии (1: 5-9)
1. В чем это действие проявляется (1: 5-7)
2. Последствия упомянутого действия (1: 8)
3. " А в ком нет сего..." (1: 9)
Б. К чему ведет " Божеское естество" (1: 10-11)
1. Вклад верующего в Божие совершенство (1: 10)
2. Достижение последнего результата (1: 11)
III. Духовная пища христианина - Слово Божие (1: 12-21)
А. Помнить Слово Божие (1: 12-15)
Б. Величие Слова Божиего (1: 16-18)
В. Значение Слова Божиего (1: 19-21)
IV. Христианская война: лжеучители идут в атаку (гл.2)
А. Об избавления от лжеучителей (2: 1-9)
1. Разоблачение лжеучителей (2: 1-3)
2. О прежних Божиих судах (2: 4-6)
3. "...Знает Господь, как избавлять" (2: 7-9)
Б. Описание лжеучителей (2: 10-16)
1. Они - мятежны (2: 10-11)
2....Подобны животным (2: 12)
3. Они - обманщики (2: 13)
4....Неисправимые грешники (2: 14)
5. Лжеучители — користолюбивы (2: 15-16)
В. Разрушительная рябота лжеучителей (2: 17-22)
1. Кого " уловляют" лжеучители (2: 17-18)
2. Каковы их приемы (2: 19)
3. Их конец - погибель (2: 20-22)
V. Христианская наежда - возвращение Христа (3: 1-16)
А. Напоминание верующим (3: 1-2)
Б. Ругатели насмехаются... (3: 3-7)
В. Божия гарантия (3: 8-9)
Г. Петр о дне Господнем (3: 16-13)
Д. Воздействие надежды на поведеиие веруюящих (3: 14-16)
VI. Заключение (3: 17-18)
|
Данная страница нарушает авторские права?
|