Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Петра 2
2 Петра 2
IV. Христианская война: лжеучители идут в атаку (гл.2)
По так называемому Миланскому Эдикту, принятому в 313 году. Церковь получила свободу открыто и на законных основаниях проповедывать миру свои доктрины. Но в это же самое время и мирские идеи стали проникать в Церковь, " разбавляя" собой первоначальное учение о Христе, и так продолжалось 1200 лет, до эпохи Реформации. Однако, как видно из второй главы Второго послания Петра, мирские идеи проникли в церковь намного раньше, чем издал император Константин свой знаменитый указ. Вывод, который следует из этого: во все времена верующие должны стоять на страже, ибо мир постоянно угрожает им.
А. Об избавлении от лжеучителей (2: 1-9)
Слово " избавил" в стихах 7 и 9 говорит о том, что Бог хочет и может избавлять Своих детей от любых трудностей и опасностей даже и тогда, когда сами они (как Лот) не стремятся к этому избавлению. Но упование на Божию силу не может извинять пассивность верующих: лжеучителям и лжепророкам они обязаны давать бой.
1. РАЗОБЛАЧЕНИЕ ЛЖЕУЧИТЕЛЕЙ (2: 1-3)
2: 1. Сатанинские подделки, как и коварная деятельность врага Божиего, — налицо во всякое время. Это было в Израиле во дни пророков, о которых говорится в 2 Пет. 1: 19-21, было и в раннехристианской Церкви. И во все времена то, чему учили лжепророки, было ересью. Они не обязательно приходили в Израиль из соседних народов, нередко они сами были израильтянами (Иер. 5: 31; 23: 9-18). Подобно же и лжеучители возникают в самой Церкви. Свои еретические учения они внедряют исподтишка. Греческое слово ериаиз (ереси) означало просто философское учение. Однако, новозаветные писатели называли этим словом религиозные группы или секты, например, " саддукейская ересь" ' (Деян. 5: 17), " фарисейская ересь" (Деян. 15: 5), либо разного рода фракции, возникавшие на основе лжедоктрин (см. " разномыслия" в 1 Кор. 11: 19). Такие ереси пагубны, потому что уводят людей от Христа и таким образом губят их духовно.
Сущностью любой ереси являлось не признание Христа всемогущим Господом (см. Иуд, 4). Это — то и приводило разделявших еретическое учение к скорой духовной гибели (2 Пет, 2: 3; 3: 16). Но как могут эти лжеучители, о которых говорится, что они вышли из среды верующих (" были... в народе (израильском)... и у вас будут") и были искуплены Господом, погибнуть духовно? На этот счет предлагается несколько объяснений. 1) Они были спасены, но потеряли спасение. Но это противоречит многим другим местам Священного Писания (Иоан. 3: 16, 5: 24; 10: 28-29). 2) Слово " искуплены" означает здесь, что они были сотворены Господом, но не спасены Им. Однако, такое понимание меняет смысл " искупления". 3) Лжеучители лишь объявляли себя спасенными Христом. Но это означало бы " читать между строк". 4) Они были искуплены в том смысле, что Христос уплатил выкуп за их грехи, но полученного ими спасения они не реализовали в своей жизни и, значит, остались вне его. Своею смертью Христос покрыл грехи всех людей (1 Тим. 2: 6; Евр. 2: 9; 1 Иоан. 2: 2), однако, действительна она только для тех, кто верует в Него. Такое понимание убедительно свидетельствует как в пользу " неограниченного искупления" (учения, что Христос умер за всех людей), так и против " ограниченного искупления" (учение, будто Он умер только за тех, кто был " предназначен к спасению от начала мира").
2: 2. Как это ни печально, но многие лжеучители имеют успех, и за ними идут многие: многие последуют их разврату (аселгиаис: — встречается также в 1 Пет. 4: 3 " похотям"); 2 Пет. 2: 7 — " развратные"; ст. 18 (" плотские похоти"); это слово в другое — одного с ним корня — аселгеия встречаем в Рим. 13: 13; 2 Кор. 12: 21; Гал. 5: 19; Еф. 4: 19; Иуд. 4. Обычно эти слова употребляются по отношению к разным видам сексуального разврата.
2: 3. Религиозные шарлатаны и знахари вносят немало сумятицы в среду народа Божиего. В жадности своей (здесь и в ст. 14 — " любостяжание") они пользуются другими людьми в своих корыстных целях и обращают дом Божий в нечистое торжище. Слово емпореузонтаи, переведенное как " уловлять", собственно, означает здесь—" поставить на коммерческую основу, " (т. е. " чем-то торговать", " совершать что-то в интересах дела". Слово одного с ним корня в значении " торговать" встречаем в Иак. 4: 13. Их льстивые слова" не искренни, фальшивы. Суд им давно готов, и погибель их не дремлет (слово " погибель" встречается во 2 Петра дважды: 2: 1 и 3: 16). Лжеучителей ожидает та же участь, которая постигнет и всех других отступников от истины и праведности (как сказано в ст. 4-6). Оунистазеи (не дремлет); без отрицания " не" это слово встречается в Новом Завете еще одни раз—в притче о десяти девах (Мат 25: 5). Божественное правосудие не дремлет, и в свое время оно настигнет виновных.
2. О ПРЕЖНИХ БОЖИИХ СУДАХ (2: 4-6)
В стихах 4-10а апостол приводит примеры как Божиих судов, так и избавления по Его милости. Сначала он приводит три примера судов (ст. 4-6), а затем пример избавления (Лот, ст. 7). Интересно отметить, что стихи 4-9 соответствуют одному предложению, из числа самых длинных в Новом Завете. Петр хотел подтвердить наглядными примерами ту мысль, что Божиего осуждения лжеучителям не избежать, как не избежать его и другим нарушителям Его воли и Слова Его. Это достаточно недвусмысленно подтверждено историей.
2: 4. Первый пример относится к падшим ангелам. Тех ли ангелов имеет в виду апостол, которые восстали против Бога (Иез. 28: 15), или тех, о согрешении которых говорится в книге Бытия —6: 1-4, трудно сказать наверняка; но поскольку два других примера взяты из Бытия (гл. 7 и 19), возможно, что и первый оттуда. Если Бог, будучи справедлив, наказал ангелов, то, конечно, без колебаний накажет и людей. Господь ввергнул падших ангелов в ад, здесь буквально в " тартар", вероятно, в такое место, где они находятся под стражею от времени своего осуждения до того момента, когда они будут брошены в озеро огненное. Другого суда для них уже не будет — их судьба уже решена. Апостол говорит, что и лжеучителей ждет такая же участь, как падших ангелов.
2: 5. Петр считал потоп очень важным событием, судя по тому, что в двух своих посланиях три раза упоминает о нем (1 Пет. 3: 20; 2 Пет. 2: 5; 3: 6). Но в восьми душах сохранил семейство Ноя. Кроме самого Ноя, спаслись от потопа его жена, три сына (Сим, Хам и Иафет) и их жены (Быт. 6: 10, 18). Ной был праведным человеком (Быт. 6: 9) и послушным слугою Божиим, построившим ковчег (Быт. 6: 13-22). Апостол добавляет к этому, что он был также " проповедником правды", который обличал развращенные нравы своего времени. Стих этот прежде всего привлекает внимание к беспощадной руке Божией, поразившей допотопную цивилизацию, когда (Бог) навел потоп на мир нечестивых. Может быть, современные лжеучители думают, что избежат Божиего суда, потому что их много? Апостол напоминает таковым и тем, кто готов последовать за ними, что Бог может осудить зло, даже если в него вовлечена вся человеческая раса (как это уже случилось однажды, когда Он погубил ее всю, за исключением восьми человек). Слово эпаксас. переведенное как " навёл", таит в себе нюанс внезапности, т. е. Божия кара — потоп — обрушился на человечество внезапно. К тому же самому слову в форме будущего времени апостол прибегает в первом стихе этой главы, когда говорит о еретиках, навлекающих иа себя скорую погибель. Здесь оно переведено как " навлекут".
2: 6. Уничтожение Содома и Гоморры посредством огня — это классический пример полного уничтожения безбожных людей (Быт. 10: 15-19). Слово тефросаз. переведенное как " превратил в пепел", встречается в Новом Завете только здесь. Петр заканчивает этот стих словами показав пример будущим нечестивцам (см. Иуд. 7). Цель апостола состояла не в том, чтобы рассматривать причины столь страшного наказания, он просто привела пример этот исторический случай в подтверждение реальности подобных наказаний. Гомосексуализм, который в наши дни лег столь уродливым пятном на всю западную цивилизацию, не может не приводить на мысль такое же постыдное поведение двух древних городов — Содома и Гоморры и то, чем это кончилось для них (Быт. 19: 4-5; ср. Быт. 13: 13; Рим. 1: 27).
3. " ЗНАЕТ ГОСПОДЬ, КАК ИЗБАВЛЯТЬ" (2: 7-9)
2: 7-9. Ап. Петр уже привел один случай избавления людей Богом (Ной и его семья, ст. 5), теперь он приводит другой пример — Лота. Здесь мы снова видим в Новом Завете интересный комментарий на один из ветхозаветных текстов (см. ком. на ст. 5). Из 19 главы Бытия трудно заключить, что Лот всегда был праведным человеком, —возможно, богобоязненность не всегда проявлялась в его повседневной жизни. Однако, перед лицом Бога ои повел себя как праведник (слово это и производное от него апостол повторяет в 2 Пет. 2: 7-8 три раза). Петр свидетельствует о праведности Лота, говоря, что он ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные. Жители Содома и Гоморры вели развратную жизнь (предавались сексуальному разврату) и занимались разными беззаконными делами. Лот не просто расстраивался, глядя на них, но именно мучился (эвасанизен, см. Мат. 8: 29). Ежедневно наблюдая и слыша мерзкие дела горожан и их разговоры, Лот испытывал подлинную душевную муку. В 9 стихе подводится итог всему сказанному в стихах 4-9: То конечно знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания. То, что Бог знает, как " избавлять благочестивых от искушения", является великим утешением для верующих, и примером им служат Ной и семь членов его семьи, а также Лот от и его близкие. С другой стороны, Бог соблюдает (терейн — букв, " держит под охраною") беззаконников, пока не наступит день суда (см. 3: 7) перед большим белым престолом и участь их не завершится в озере огненном (Отк. 20: 11-15). Нечестивцев Бог, однако, наказывает уже в этой жизни (Рим. 1: 27), а после их смерти — в аду (Лук. 16: 23). Слово колазоменоус, переведенное как " для наказания", — еще одно из тех, которые употребляет только Петр; больше нигде оно в Новом Завете не встречается.
Б. Описание лжеучителей (2: 10-16)
Лжеучителям не избежать Божиего суда, как не избежали его падшие ангелы, мир в дни Ноя, а также нечестивые обитатели Содома и Гоморры. В стихах 10-16 (также и в 17) апостол описывает лжеучителей, которые начали докучать Церкви у же в первом столетии; он описывает их такими, каковы они были и есть.
I. ОНИ - МЯТЕЖНЫ (2: 10-11а)
2: 10-11а. Апостолы и истинные учителя особо блюли свою чистоту перед Богом. Но лжеучители не считались с нормами достойного поведения в церкви и откровенно потворствовали гнусным своим похотям, подобно жителям Содома и Гоморры; так поступая, они демонстрировали свое неуважение к " начальствам" (см. Иуд. 16, 18). Речь здесь идет не о земных " начальниках", а о высших силах, которых эти одержимые духом противоречия безрассудные люди позволяли себе презирать. Словом " начальства" тут переведено греч. Кириотетос, подразумевающее или ангельские силы (Евр. 1: 21; Кол. 1: 16), или, что еще вероятнее, " власть" Самого Господа (кириос); именно это слово употреблено в 2 Пет. 2: 1. Неудивительно, что эти " дерзкие, своевольные" люди не страшились злословить высших, т. е. сознательно говорить ложь о существах высшего порядка. Здесь слово доксас, которое, возможно, означает падших ангелов. Не исключено, что богохульство лжеучителей выражалось в учении, будто потворство похотям плоти есть ангельский образ жизни, в что Бог якобы не накладывает на людей никаких ограничений в этом вопросе. Лжеучители делали то, чего даже ангелы не делали, а именно — злословили духовных существ. Можно бы, казалось, предположить, что небесные существа, наделенные большей силой и большим могуществом (ангелы из воинства Господня), осуждающе отзываются о менее сильных падших ангелах, однако, это просто недопустимо в присутствии Божием (см. Иуд. 8-9). Но люди нагло и дерзко говорили о вещах, в которых нимало не разбирались (2 Пет. 2: 12; Иуд. 10). И в гордыне своей они, нападая на тех, кто не соглашался с их учением, тоже забывали о всяком чувстве меры.
2. ПОДОБНЫ ЖИВОТНЫМ (2: 12)
2: 12. Лжеучители первого столетия походили на животных, водимых не разумом, а инстинктами (" природою"), и инстинкты эти коренились в их грешной натуре. Поддаваясь своим низменным природным страстям, они растлевали себя (см. Иуд. 10). И, как звери в лесу, только того и заслуживали, чтобы их вылавливали и уничтожали. Резкие выражения апостола свидетельствуют о том, насколько угрожающими а его глазах были все эти ереси. В растлении своем истребятся. Петр, по-видимому, говорит о вечной погибели, ожидающей лжеучителей.
3. ОНИ — ОБМАНЩИКИ (2: 13)
2: 13. Они получат возмездие за беззаконие (ср. ст. 13). По-гречески это скорее звучит как " тот вред который они причинили другим, воздастся им", ср. Гал. 6: 7. Хотя лжеучители старались выступать в роли духовных лидеров, обладающих особыми знаниями, они и не пытались скрывать от других свою повседневную жизнь, которую проводили в разврате, удовольствиях и роскоши. Обманывая, они наслаждались. И несмотря на всё это, они, видимо, принимали участие в христианских вечерях любви (Иуд. 12). Лжеучители были срамники и осквернители (см. 2 Пет. 3: 14). Как оскверняет чистую рубаху пятно, а кольцо — царапина, оскверняли они Вечери Господни самим своим присутствием. И в этом было одно из многих зол, которые они причиняли другим.
4. НЕИСПРАВИМЫЕ ГРЕШНИКИ (2: 14)
2: 14. Резкими короткими фразами, исполненными гнева и осуждения, клеймит Петр этих еретиков. Если до этого момента можно было только сомневаться в том, что лжеучители наследуют спасение, то теперь апостол захлопывает для них дверь надежды, разоблачая их как неисправимых грешников, фраза глаза у них исполнены любострастна означает, что мысль о блуде охватывала лжеучителей при одном виде женщины. И в этом же смысле надо понимать непрестанного греха (см. Мат. 3: 28). Взгляд на таких людей как на верующих диаметрально противоположен мысли ап. Иоанна о том, что рожденный от Бога не может грешить столь же привычно, как грешат люди в миру (1 Иоан. 3: 9). На то и направлено было обманное учение еретиков, чтобы успешно соблазнять (делеазо, переведенное как " прельщают", встречается только здесь и в 2 Пет. 2: 18) неутвержденные (см. 3: 16) души, а уж по части стяжательства лжеучители сделались специалистами: " сердце их приучено к любостяжанию" (ср. 2: 3); в оригинальном тексте здесь — " они упражняют сердца свои в алчности". И все-таки того, что у них было, им никогда не бывало достаточно. Не удивительно, что апостол называет их " сынами проклятия" (древнееврейское выражение, предполагающее верную гибель от руки Бога). Похоть, лживость, любостяжание — все это навлекает гнев Божий.
5. ЛЖЕУЧИТЕЛИ — КОРЫСТОЛЮБИВЫ (2: 15-16)
2: 15-16. Здесь апостол в четвертый раз проводит параллель с текстом из Ветхого Завета, на этот раз из книги Чисел (гл. 22-24). Лжепророки подобны животным (2 Пет. 2: 12), и прообразом их был Валаам, сын Восоров, животным же и обличенный (Чис. 22: 28, 30). Кроме того, что Валаам любил мзду неправедную (то же греческое слово адикиас в 2 Пет. 2: 13, переведено как " возмездие"), он подстрекал моавитян, чтоб соблазняли израильских воинов, вовлекая их в противозаконные отношения со своими женщинами и тем самым сеяли грех и распущенность в израильском стане (Чис. 31: 16; 25: 1-3; Отк. 2: 14). Бессловесная ослица, проговоривши (фензаменон — " произвела звук", это же слово встречается в 2 Пет. 2: 18) человеческим голосом, остановила безумие пророка (па-рафрониан — буквально " неправильно мыслить" — встречается в Новом Завете только здесь). Обычная ослица, бессловесное животное, оказалась мудрее Валаама! Лжеучители, подобные Валааму, грешили так долго и активно что сделались как бы безумны. И в наше время множество людей настолько предалось жадности и разврату, что их образ жизни иначе как духовным безумием не назовешь. Стяжательство и разврат (которым порой они предаются якобы во имя религии) губят многих. Это и есть " обольщение Валаама" (Иуд. 11), тот путь, который он избрал, вместо прямого, истинного пути.
В. Разрушительная работа лжеучителей (2: 17-22)
Несмотря на то, что еретикам не избежать Божиего суда, апостол говорит о них потому, что они продолжали причинять Церкви огромный вред. Существуют определенные типы людей, которые, кажется, особо предрасположены стать жертвами обольщения. Упомянув о том, что знает Бог, как избавлять от нечестивых, и красочно описав лжеучителей, апостол объясняет теперь, как именно производят еретики свою разрушительную работу в церквах.
I. КОГО " УЛОВЛЯЮТ" ЛЖЕУЧИТЕЛИ (2: 17-18)
2: 17-18. " Сыны проклятия" (ст. 14) способны влиять на других, благодаря искусству обмана, которым обладают, и уязвимости своих жертв. Лжеучители — это безводные источники, облака...гонимые бурею (ср. Иуд. 12-13). Увидя источник или облако, человек может обрадоваться, надеясь на прохладный глоток воды из источника или на освежающий дождь, готовый пролиться из облака. Однако, при встрече с лжеучителями его не ждет ни то, ни другое, ибо те — источники, в которых нет воды, и облака, из которых не пролиться дождю. В этом-то и суть лицемерия — притворяться тем, чем не являешься. Снова (см. 2 Пет. 2: 1, 3, 9, 12-13) пишет Петр о грядущем суде над ними: им приготовлен мрак (зофос, см. ст. 4) вечной тьмы (см. Иуд. 13). Под словом " мрак" очевидно понимается ад. Поскольку средством распространения ересей является человеческая речь, лжеучители и воздействовали ею иа свои жертвы: произнося (фенгоменои — " производят звук", см. 2 Пет. 2: 16) надутое пустословие, высокопарные речи, которыми они обманывали людей, но, лишенные истинного смысла, речи их не отличались от ослиного рёва! Лжеучители соблазняли неутвержденные души, вовлекая их в разврат — они уловляют в плотские похоти и разврат. Будучи сами рабами собственных нечистых страстей, они склоняли верующих следовать их примеру. Их речи, проповедывавшие свободу чувственных проявлений, были рассчитаны на тех, кто лишь начинал постигать Евангелие и ощущать его воздействие в своей жизни: тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Комментаторы считают, что речь тут идет о недавно обращенных ко Христу, которые через свое обращение отошли от языческих заблуждений и своих прежних друзей, разделявших их.
2. КАКОВЫ ИХ ПРИЕМЫ (2: 19)
2: 19. Приёмы, применявшиеся лжеучителями, были действенны лишь в отношении наивных людей, а сами еретики походили на человека весом 150 килограмм, который продает книги на тему о похудании, — они обещают им свободу, будучи сама рабы тления (см. Иоан. 8: 34-36). Пустые эти н хвастливые обещания свободы напоминают слова сатаны, обращенные к Еве (Быт. 3: 5). Раб—это не только тот, кто принадлежит другому человеку, но и тот, кто побежден чужой волей, либо какой-то идеей или влечением (Рим. 6: 16; 1 Кор. 6: 12б).
3. ИХ КОНЕЦ - ПОГИБЕЛЬ (2: 20-22)
О ком говорится в этих стихах? Возможны следующие четыре ответа:
1) Некоторые считают, что речь идет о лжеучителях, а не о тех, кого они соблазнили.
2) Однако, если связать конец 18-го стиха — " которые едва отстали от находящихся в заблуждении'', с началом 20-го: " ибо, если, избегши скверны мира", то приходит на мысль, что Петр подразумевал некие неутвержденные души — людей, еще неспасенных, которые только слушают " Евангелие" (ст. 18).
3) Третьи полагают, что слова апостола относились и к самим лжеучителям и к их " обращенным", которые таким образом рисковали своим спасением. Это понимание вступает, однако, в противоречие со многими местами Священного Писания, в которых верующим дается гарантия вечного спасения.
4) Существует в такая точка зрения: в этих стихах апостол предупреждал новообращенных верующих, чтобы не попались в сети похоти н разврата, ибо, попавшись, ощутят от греха еще меньше удовольствия, чем ощущали прежде, до своего обращения.
2: 20-21. Но независимо от того, идет ли тут речь о лжеучителях или об их жертвах, и те и другие получили доступное им знание об Иисусе Христе, которое и есть источник свободы и жизни. Но поскольку они отреклись от этого спасительного знания, скверны мира проникли в них еще глубже — опять запутываются в них и побеждаются ими. Таковых, вероятно, ждет еще большее наказание. Действительно, лучше бы им не познать пути правды, нежели познавши возвратиться назад от преданной им святой заповеди, т. е. от того, что они услышали от апостолов.
2: 22. Свиней и собак евреи считали самими презренными животными (см. Мат. 7: 6). Поэтому Петр и выбрал именно их образы для сравнения с теми, кто, познав путь истины, не пошел по нему. Первая пословица — Пес возвращается на свою блевотину — взята из Прит. 26: 11. Вторая — Вымытая свинья идет валяться в грязи, по-видимому, была хорошо известна евреям, жившим в первом веке. И обе приведены автором послания с целью подчеркнуть: отступники, будь-то лжеучители или их последователи, никогда не были теми, за кого себя выдавали; они возвратились в то состояние, из которого в сущности и не выходили. Свинью и собаку можно выкупать, но как сохранишь их чистыми! Ведь жить в грязи для них естественно. Упоминаемые в послании отступники оказываются в еще большем порабощении греху, они еще дальше отступают от истины, еще глубже погрязают в духовной нечистоте, чем раньше. В ваши дни верующие хорошо делают, если внимают предостережениям апостола Петра против лжеучителей, если учатся, как отличать правду от лжи, и учат этому других. Лжеучители навлекают погибель не только на себя, но и на других. Но христиане в состоянии с большим успехом вести духовную войну, если знают своих духовных противников, методы действий еретиков и конечный результат их обманной деятельности.
|
Данная страница нарушает авторские права?
|